Для мусульманина немаловажным фактором достоверности Сунны является ее логичность, ибо истина всегда совершенна, то есть свободна от противоречий
От редакции: Этот текст, имеющий общее название «Умма и Халифат: тождество или антиподы?», поступил в редакцию информационно-аналитического портала «Евразия» по электронной почте. Проведя стилистический анализ текста, а также сравнив его с другими статьями автора, чьим именем он был подписан, редакция пришла к выводу, что данная работа действительно принадлежит известному чеченскому традиционалисту и историку ислама Хож-Ахмед Нухаеву. В силу того, что работы Х.-А. Нухаева представляют большой исследовательский интерес в области изучения чеченской традиции, а также по причине относительно небольшого количества опубликованных статей и текстов чеченского философа, редакция приняла решение о публикации данной работы в нескольких частях. Ее первая часть «К вопросу о возмездии» и вторая - «О правильном понимании Корана» - были опубликованы ранее на портале «Евразия.инфо». Форматирование текста - авторское.
Вопрос о правильном понимании Корана и Сунны является той основой, от которой зависит вся жизнь мусульманина как в этой, так и последующей жизни. Следовательно, в этом вопросе мы не можем допустить ошибки и, поэтому, обязаны отбросить все сомнительное, ибо цена этого вопроса - ни больше ни меньше, как выбор между довольством Аллаха (Раем) и Его гневом (Адом).
В соответствии с этим будем строить свою работу также и мы. В предыдущей части нашей работы мы уже рассмотрели вопрос о правильном понимании Корана. В этой же части постараемся, с помощью Аллаха, выяснить, что действительно является Сунной и каков ее статус.
Во всех аспектах своей жизни мусульмане должны руководствоваться Кораном, и как образец правильного следования Корану должны брать Сунну Его Посланника.
Глава 1. Что есть Сунна?
Аналогично тому, как мы поступили во второй части нашей работы, будем идти по методу проверки Сунны через Коран и Сунну. Если содержание хадиса (матн) соответствует Корану, то это значит, что хадис истинный и берет свое начало от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В случае несоответствия содержания какого-либо хадиса Корану или той части Сунны, достоверность которой не вызывает сомнений, то этот хадис должен отвергаться, как недостоверный, даже если он в сборниках хадисов находится в числе достоверных. И даже если по какому либо хадису имеются сомнения, то его также, согласно Корану и Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), необходимо оставить. В случае же спора, последнее слово всегда остается за Кораном.
«Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее». (Коран 4:59)
«Помните, я дозволял и призывал вас лишь к тому, что дозволял и к чему призывал Коран». (Прощальная проповедь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует).
«Сообщается, что ан-Ну’ман бин Башир, да будет доволен им Аллах, сказал:
“Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху пасущему около заповедного места своё стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям...» (Аль-Бухари и Муслим)
Немаловажным фактором достоверности Сунны является также ее логичность. Как мы уже отмечали в предыдущих частях нашей работы, истина всегда совершенна, то есть, свободна от противоречий, а значит, именно - логична.
«Неужели же они не задумываются над [смыслом] Корана? Ведь если бы Коран был не от Аллаха, то они обнаружили бы в нем уйму противоречий» (Коран, 4:82).
Согласно общему определению, Сунна - это собственные действия (поступки) Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), его высказывания (повеления) и невысказанное одобрение поступков или слов других людей, а также сообщения о его качествах. Она передается из поколения в поколение и является образцом и руководством для всей мусульманской Уммы. О необходимости следования пути Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) говорится в Коране множество раз. Примеры этому имеются по всему тексту Корана. Аллах говорит в Священном Коране:
«Посланник Аллаха - образцовый пример для вас, для тех, кто возлагает надежды на Аллаха, [верит в приход] Судного дня и поминает Аллаха многократно». (Коран, 33:21)
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также неоднократно повторял в своих проповедях: «…поистине, лучшая речь - Книга Аллаха, и лучшее руководство - руководство Мухаммада. ...» (Муслим)
Итак, из этих аята и хадиса ясно видно, что во всех аспектах своей жизни мусульмане должны руководствоваться Кораном, и как образец правильного следования Корану должны брать Сунну Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). В этом вопросе мусульмане едины, этот вопрос очевиден и не вызывает сомнения практически ни у кого. Казалось бы, все предельно ясно.
Однако, на самом деле, дело обстоит не совсем так. То есть, вопрос не в том, что аяты Корана, касающиеся Сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), не принимаются кем-либо из мусульман, а в том, что помимо этой Сунны среди значительной части алимов широко практикуется так называемая «сунна праведных халифов», и на ее основе этими алимами выносятся многие решения. Наш брат Абдурахман Гойтинский относился как раз к таким алимам. Отстаивая «сунну праведных халифов» он приводит следующий хадис:
«Он сказал: “Я наставляю вам: бойтесь Аллаха Всемогущего, Великого, слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать над вами будет раб. Воистину, тот из вас, кто будет жить [долго], увидит много раздоров, поэтому придерживайтесь моей сунны, и сунны праведных халифов, ведомых правильным путем- не отступайте от неё ни на йоту, (буквально «сожмите зубы на ней»). Бойтесь нововведений (в поклонении), потому что каждое нововведение - это изменение, а каждое изменение - это заблуждение, а каждое заблуждение ведет в огонь Ада”.
Этот хадис приводится у Абу Давуда и ат-Тирмизи, который говорит, что это хороший и достоверный хадис».
Как известно, любые утверждения и действия мусульман должны основываться на далилах из Священных текстов. Хадисов, где говорится о необходимости следования «сунне праведных халифов», немного. Этот хадис - один из тех немногих, и на него, как на далил, чаще всего любят ссылаться мои оппоненты, когда отстаивают законность «сунны праведных халифов». Поэтому воспользуемся методом, о котором мы говорили выше (рассмотрение через Коран и Сунну) и попытаемся определить достоверность данного хадиса. Хочу акцентировать внимание на следующих моментах в этом хадисе:
а) повиноваться повелителю-рабу;
б) придерживаться «сунны праведных халифов»;
в) нововведения (в поклонении).
Начнем с вопроса о повиновении повелителю-рабу. Здесь необходимо отметить, что в этом случае получается довольно странная картина. Допустим на минуту, что правителем над мусульманами действительно поставили раба. Но у каждого раба обязательно есть хозяин, из чего следует, что он не волен в своих действиях, а полностью зависим от приказов и желаний своего хозяина. То есть, у него есть свой правитель, который и будет являться фактическим правителем данного общества, хотя его никто и не выбирал. Налицо явное противоречие с логикой и здравым смыслом, поэтому, согласно нашему методу, за разъяснением обратимся к Книге Аллаха. В Коране мы находим аят, прямо противоположный этому хадису:
«Не повинуйся же всякому любителю клятв, презренному
хулителю, бродящему со сплетнями
препятствующему добру, врагу, грешнику
грубому, после этого безродному
хотя бы он и был обладателем достояния и сыновей» (Коран, 68:10-14)
В исламе нет, и не может быть дифференцированного подхода к нововведениям.
Заметим, что в этом аяте в числе тех, кому нельзя повиноваться, называется безродный (заним). Ибн Касир в своем тафсире сказал, что на арабском языке «заним» - это человек, принятый в группу людей, но он не является (например, по своему происхождению) одним из них. Он добавил, что Ибн Джабир и другие имамы сказали так же.
В рассматриваемом нами хадисе говорится о возможном повелителе-рабе. А согласно этому аяту, правителем не может быть даже безродный, хотя он и свободен, не говоря уже о рабе, который не только входит в категорию безродный, но еще и не волен в своих действиях.
Здесь уместно будет напомнить еще один аят Корана, ниспосланный в Медине:
«О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и носителям власти среди вас. Если же у вас тяжба о чем-нибудь, то возлагайте ее решение на Аллаха и Посланника, если вы веруете в Аллаха и в Судный день. Так будет лучше и благоприятнее по исходу» (Коран, 4:59)
Очевидно, что речь здесь идет не о рабах, так как рабы, равно как и безродные, не могли иметь, и не имели власти в родоплеменной Мединской Общине времен Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которая является образцом для всех последующих поколений мусульман.
Из сказанного мы можем уверенно заключить, что рассматриваемый нами хадис недостоверен в той части, где говорится о подчинении возможному повелителю-рабу, т.к. он противоречит в этой части и Корану, и элементарной логике.
Теперь перейдем к той части хадиса, где говорится о «сунне праведных халифов». Как мы отмечали ранее, предписание следовать за Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) повторяется из суры в суру множество раз, а предписания следовать за сподвижниками не приводится в Коране ни разу.
Вопрос, за кем следовать, чей образ жизни взять за образец мусульманину в своей повседневной жизни является наиважнейшим для него. В Коране не говорится обо всем, что не нужно делать, и обо всех, за кем не надо следовать, ибо таковых может быть бесконечное множество и нет смысла их перечислять. Однако в Коране всегда есть руководство по тому, что можно делать, и указание на то, за кем нужно следовать. Отсутствие таких однозначных наставлений неизбежно привело бы мусульман на ложный путь. Тогда, как могло так получиться, что, при необходимости следовать за ”сунной праведных халифов”, Аллах ни разу не упомянул об этом в своем, поистине, всеобъемлющем руководстве для мусульман?
Приведу единственный аят из Корана, который наш брат Абдурахман, как и другие мои оппоненты, пытается использовать в качестве аргумента в защиту своих утверждений.
«Те из переселившихся [из Мекки в Медину] и из ансаров, которые опередили [других по времени принятия ислама и благочестию], и те, которые последовали за ними, благоденствуют, и Аллах доволен ими. А сами они довольны Аллахом, и Он уготовил им райские сады с текучими ручьями. Вечно они пребудут [в тех садах]. Это и есть великое преуспеяние!» (Коран, 9:100)
Но, во-первых, здесь говорится не только о халифах, но и об остальных сподвижниках Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) из мухаджиров и ансаров, и, во-вторых, имеются в виду сподвижники и их действия при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Следовательно, разговор идет не о всей жизни сподвижников, а об их жизни и поступках при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), когда он был свидетелем их праведности. А значит, здесь нет указания следовать пути сподвижников после ухода Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) из жизни.
Подтверждением наших слов служит хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о будущем разделе его уммы:
«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) … сказал: «Поистине, люди писания разделились на семьдесят две группы, и истинно моя Умма разделится на семьдесят три группы, и все они окажутся в Аду, кроме одной». Асхабы спросили: «Что это за группа?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «К ней будут принадлежать те, кто станет поступать так же, как поступаю сегодня я и мои сподвижники» (Тирмизи)
Здесь я хотел бы обратить внимание на слова «... как поступаю СЕГОДНЯ я и мои сподвижники». В этом хадисе ясно указывается, что речь идет о действиях сподвижников при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а не об их действиях после его ухода из жизни.
То, что в приведенном выше аяте и в данном хадисе говорится исключительно о действиях сподвижников, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был вместе с ними, то есть был свидетелем их праведности, подтверждается и следующим хадисом:
«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обратившийся к нам с увещанием, сказал: «О люди, поистине, вы будете собраны к Аллаху Всевышнему босыми, нагими и необрезанными, ибо Аллах Всевышний сказал: «... как создали Мы все в первый раз, так и повторим это, согласно Нашему обещанию. Поистине, Мы выполняем (обещанное)!» И первым из сотворенных, кого в День воскресения покроют одеждой, будет Ибрахим, да благословит его Аллах и да приветствует, а потом приведут (некоторых) людей из общины моей и повлекут их налево, и тогда я скажу: «О Господь, (это - ) мои сподвижники!», - а (мне) будет сказано: «Поистине, не знаешь ты, какие новшества они ввели после тебя!». И тогда я скажу то, что (раньше) сказал праведный раб: «И я был свидетелем о них, пока находился среди них, а после того, как Ты упокоил меня, Ты Сам наблюдал за ними и Ты - всему Свидетель. Если Ты повергнешь их мучениям, то ведь они - рабы Твои, а если простишь их, то, поистине, Ты - Всемогущий, Мудрый!» И тогда мне будет сказано: «Поистине, не прекращали они отступаться с тех пор, как ты с ними расстался!» (Аль-Бухари, Муслим)
Приведенные хадисы, в отличие от хадиса, рассматриваемого нами, полностью соответствуют Корану и не входят в противоречие с другими достоверными хадисами.
Не вызывает также сомнений, что и сами халифы никогда не призывали следовать их «сунне», а призывали следовать только Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Из сказанного выше следует, что данная часть рассматриваемого нами хадиса, где говорится о «сунне праведных халифов», также противоречит и Корану, и Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Теперь рассмотрим ту часть хадиса, где говорится о нововведениях. Приведем эту часть хадиса еще раз.
«..Бойтесь нововведений (в поклонении), потому что каждое нововведение - это изменение, а каждое изменение - это заблуждение, а каждое заблуждение ведет в огонь Ада»
В основе своей данная часть хадиса понятна, и сомнений, за одним исключением, не вызывает. Сомнение вызывает уточнение в скобках, якобы «раскрывающее» значение понятия нововведения (бид’а), как новшества в поклонении. Дело в том, что конкретизируя одну определенную область в жизнедеятельности человека, где нововведения запрещены, мы, тем самым, допускаем возможность таковых в других областях. Если запрещено лишь ГДЕ-ТО, значит, ГДЕ-ТО, возможно, разрешено. То есть, появляется лазейка для каких-то нововведений и тем самым нарушается принцип полного и безоговорочного запрета нововведений.
На первый взгляд может показаться, что это уточнение не слишком существенно, однако именно в нем заложен тот вирус, который привел к наиболее существенным негативным последствиям в вопросе о первозданной чистоте и неизменности религии Ислам и выбора правильного пути для мусульман. Это уточнение, являющееся несомненным признаком наличия реформистских тенденций в Исламе времен халифата, стало индульгенцией для внедрения новшеств в жизнь мусульманской Уммы. И даже если мы сегодня уберем эту вставку-уточнение в скобках, это, к сожалению, не решит проблему, ибо в головах мусульман уже прочно закрепился реформистский стереотип, что какие-то нововведения запрещены, а какие-то дозволены. Они считают самоочевидным, что в общественной жизни мусульман, в каждом поколении, есть институты и обычаи, которые устаревают и становятся непригодными, а то и вредными, анахронизмами, которые надо реформировать. А реформа - это якобы не нововведение, а всего лишь безобидное облегчение жизни, не затрагивающее неизменного ритуала в поклонении.
Откровенно говоря, я не совсем понимаю и саму логику данного уточнения. Какие нововведения могут быть вне поклонения, вне ислама, если Аллах говорит в Священном Коране:
«Я создал джиннов и людей только ради того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56)
Из этого аята следует, что вся наша жизнь в целом должна являться поклонением. Аллах во всем, во всех аспектах нашей жизни определил границы дозволенного, а значит, вся наша жизнь, по мере соблюдения нами установленных Им границ, будет являться поклонением. Поклонение - это и есть ислам. А ислам - это порядок, в котором все регулируется законами Аллаха. Этот порядок всеобъемлющий, наполняющий материальным и духовным содержанием понятие религии Аллаха. А вне этого понятия не может быть ничего, что соответствует религии Аллаха, Его творению и Его откровению. Ислам - это не отдельная область в жизни людей, а сама Жизнь. И, следовательно, не может быть каких-либо нововведений вне поклонения.
Здесь снова напомним хадис Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и обратим внимание на слова о нововведениях:
«…поистине, лучшая речь - Книга Аллаха, и лучшее руководство - руководство Мухаммада. Самые дурные из вещей - нововведения, и всякие нововведения - заблуждение!» (Муслим)
В данном хадисе, в отличие от хадиса, рассматриваемого нами, нет никаких «уточнений» насчет нововведений и ясно и недвусмысленно говорится, что заблуждением является ВСЯКОЕ нововведение. Необходимо добавить, что ни в этом, и ни в каком-либо другом достоверном хадисе или аяте Корана не сказано, что какие-то нововведения разрешены.
Здесь некоторые из моих критиков, уходя от сути, часто пытаются мои выводы насчет запрета всех новшеств свести к абсурду. Я не отрицаю, что какие-то изобретения могут и не входить напрямую в противоречие с нормами ислама. Но изобретение нового, того чего не было во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), даже если эти изобретения вроде бы и безвредны, и даже, на первый взгляд, полезны, является опасным. Сам факт одобрения (признания допустимости) того или иного изобретения, закладывает в головах мусульман вирус модернизма, что в конечном итоге открывает врата для всяких нововведений. Поэтому, если даже некоторые изобретения и не входят в противоречие с нормами Ислама, тем не менее, все они, безусловно, опасны.
Завершая вопрос о нововведениях, мы можем уверенно сказать, что в исламе нет, и не может быть дифференцированного подхода к нововведениям. Согласно Корану и Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) нововведения запрещены в целом, без всяких исключений. Следовательно, то место в хадисе, где в скобках разъясняется понятие нововведения как нововведения в поклонении, не имеет под собой никакого основания (далила) и поэтому должно быть отвергнуто, как недостоверное.
И, наконец, подводя итог обсуждению вопроса о достоверности рассматриваемого нами хадиса, мы можем, основываясь на Коране и Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), сделать следующее заключение:
- Раб не может быть правителем;
- «Сунна праведных халифов» является новшеством;
- Любое новшество - заблуждение.
Рассматриваемый нами хадис от Абу Дауда и ат-Тирмизи, процитированный нашим братом Абдурахманом в своей статье, противоречит всем этим трем пунктам. Следовательно, мы можем уверенно сказать, что этот хадис недостоверный.
От портала «Евразия»: продолжение работы «Умма и Халифат: тождество или антиподы?» опубликовано здесь.