Культурное и этнополитическое развитие народов России не должно находиться в «кармане» у национальных республик, потому что каждый народ – общероссийский, государствообразующий
Под предлогом «возрождения» традиционных национальных культур сегодня происходит формирование этнических и этнополитических «миров». Отдельные регионы, стремясь реализовать собственные политические амбиции, объявляют себя центрами «движений» народов, относящихся к одной языковой семье. Идет заигрывание с общественными организациями национально-этнического толка, которые очень любят, политизируя свою деятельность, вещать от имени «всего народа», хотя народ их об этом не просит, да часто и не знает об их существовании.
Татарам исторически более свойственно быть общегосударственным и всемирным народом, а не региональным, не провинциальным. Татарский народ – один из строителей Российского государства на всей его территории.
Например, культурным и духовным центром многомиллионного татарского народа принято считать Казань. Тем более, и политические круги Казани в последние годы культивируют эту идею. «Всемирные» конгрессы и другие подобные мероприятия тоже призваны свидетельствовать об этом.
Но, по большому счету, политическое и культурное бытие татар, чью историю и культуру изначально формировало планетарное пространство, вряд ли следует привязывать только к Татарстану, к общественно-политической ситуации в этой республике. Эта ситуация может быть разной, она во многом зависит от сиюминутной политической конъюнктуры в высших эшелонах федеральной власти. Но не ко всему, что происходит и что может происходить в Татарстане, не к любым инициативам политической элиты республики и местной национальной интеллигенции нужно быть причастным всему татарскому народу планеты.
Вектор исторического и даже этнокультурного развития татарского народа не всегда может совпадать с региональной линией и интересами Татарстана. В начале 90-х годов поведение Казани было одним, в начале нового века другим – в зависимости от менявшейся политической реальности.
Основные опоры для татарина таковы: малая родина – тот или иной регион страны, и большая Родина – вся Россия. Историческая реальность сегодня свидетельствует о том, что татары вместе со всем нашим многонациональным народом уже построили свое великое государство – Россию. И сегодня перед татарами стоит грандиозная национальная задача – способствовать сохранению этого государства на политической карте мира, уберечь от распада, от глобальных геополитических бедствий.
Потому вряд ли полезно для общества, когда административно-политическое образование эксплуатирует имя и этническое бытие народа в целях политического укрепления региона. Татарам необходимо развиваться везде, где их дом, развиваться полноценно – не только этнически, но и общечеловечески, не оглядываясь и не угождая Казани. Тем более, долгое время Казань вела себя достаточно высокомерно в отношении других – не татарстанских – татар, считая их в чем-то культурно и исторически «второсортными». Так долгие годы развивалась и татарская литература, замыкаясь на республиканской территории, на менталитете казанских татар, потому пока и не обрела поистине вселенские масштабы художественно-философского обобщения, без чего невозможно говорить о литературе планетарного значения.
И развитие, формирование, духовное становление татар вне Казани и Татарской АССР происходило самостоятельно. Казанские стандарты, и только они, не могут подойти для развития всего многомиллионного народа, которому приходится взаимодействовать с другими народами в разных исторических, культурных, политических и экономических условиях.
Татарская культура формировалась в широком мировом пространстве, во время многовекового преодоления этого пространства, возле степного костра под звездным небом, под топот и ржание табунов, устремленных в историческую бесконечность. Вряд ли только одной республике по силам вместить такой масштаб национального исторического и культурного бытия.
Татарам исторически более свойственно быть общегосударственным и всемирным народом, а не региональным, не провинциальным. Татарский народ – один из строителей Российского государства на всей его территории.
У татарского народа может и должно быть много центров опоры. Для татар важно не отрываться от своей исконной почвы, отцовской земли, независимо от того, в каком субъекте Российской Федерации в данный момент находится их отцовская земля. Родина предков – вот основной исторический центр любого народа.
Об историческом величии татар свидетельствует и многообразие внутри татарского народа, внутри татарского языка. Каждое из наречий в разных частях планеты формировало уникальное мировосприятие и миропонимание народа, разбросанного по миру. Сама историческая эволюция татарского народа не замыкалась лишь в культурно-лингвистических границах города Казани. Через многие свои наречия и диалекты татары познавали окружающий мир, продолжая при этом любить родного национального поэта ГабдуллуТукая, который был родом из-под Казани.
Не приведет ли политическая актуализация приоритета того или иного этнического «мира» в том или ином регионе России к ощущению другими народами своей неуместности и культурно-политической второсортности?
Татары любят песни на родном языке. Но любят татары и русские песни, особенно те, в которых воспеваются просторы, лошади, свобода. Что это? Ассимиляция? Исчезновение? Скорее, это обретение новых основ для бытия именно на этой земле. И не потому, что русский язык воинственно занял все духовное пространство, а потому что в последние десятилетия татары обрели пространство русского языка, в этом пространстве соорудили новые основы своей духовности. Да и что оставалось делать разрозненному народу? Тем более, и Казань, как мы уже заметили, часто отчужденно «варилась» в своем котле, нередко отгораживаясь историческим и культурно-лингвистическим высокомерием от тех же татар-мишарей. Об этом несколько лет назад я написал в ответе на открытое письмо депутата Государственного Совета (парламента) Республики Татарстан, казанского драматурга ТуфанаМиннуллина, призывавшего меня выполнять «долг» перед предками – и писать художественные произведения на татарском языке.
Татары обрели великое пространство России, а обретя пространство – было бы противоестественно не обрести язык. Татары стали двуязычным народом, добившись определенного культурного преимущества в мире. Потому – татарин ли «обрусел»? Или русский – «отатарился»? Известна фраза: «Поскреби русского – найдешь татарина». Но сегодня уже можно сказать и по-другому: поскреби татарина – и найдешь всю многонациональную Россию.
Историческая, художественная и философская мысль татарского народа реализуется не только на татарском, но и на русском языке. Государственный язык державы, созданной в значительной мере и татарами, не мог не стать языком духовного бытия татар. За последние десятилетия очень многое изменилось в обществе, стала совсем другой информационно-языковая среда. Народ, который в культуре не создает то, что создавал сто лет назад, сегодня не перестал творить, он творит что-то иное, не менее ценное и не менее яркое, но – современное, востребованное новейшей историей!
Сегодня для цивилизованного развития нашего государства важно, чтобы и другие регионы, где живут татары, не могли говорить: если ваш центр Казань, то и все вопросы национально-культурного развития адресуйте Татарстану. Например, правительства Удмуртии или Чувашии должны заботиться о татарах не меньше, чем об удмуртах или чувашах. И наоборот – в Татарстане о чувашах и удмуртах следует заботиться не меньше, чем о татарах. Лишь так может развиваться по-настоящему демократическое правовое государство. Никто нигде не должен быть второсортным человеком. Ничьи культурно-исторические потребности нигде в России не должны находиться на обочине политического внимания.
У отдельно взятого региона не может быть политической монополии на выражение «национального интереса» всего многомиллионного народа. Татары политически и культурно не могут находиться в «кармане» у Татарстана, как и другие народы России – в «кармане» у национальных субъектов Федерации, стремящихся быть «центрами» того или иного этнополитического «мира».
Итак, сегодня под предлогом культурной консолидации отдельных народов, относящихся к одной языковой семье, происходит политическое и философское обособление различных этнических «миров». Не может ли внутри искусственно усиливаемых «миров» вызреть этнополитический сепаратизм? В этнополитических общественных организациях нередко «лидерствуют» люди, которых более всего интересует политика и экономика, чем культура.
И не приведет ли политическая актуализация приоритета того или иного этнического «мира» в том или ином регионе России к ощущению другими – не «титульными» – народами некоторой своей неуместности и культурно-политической второсортности на данной территории? Причем – на той территории, которая является их исконной родиной! Не способно ли подчеркнутое обособление этнических «миров» разобщить наш многонациональный народ? Разве приобщение людей, независимо от национальности, к фундаментальным достижениям мировой культуры и науки, следовательно – расширение интеллектуальных и культурных горизонтов народа, сегодня не более актуально, чем политическая суета вокруг «возрождения» лаптей и сарафанов? И нет ли сегодня искусственно создаваемого переизбытка самой темы «этнического возрождения» в нашем культурном и политическом пространстве?
Речь в данном случае идет уже обо всех национальных республиках Российской Федерации.
Камиль Тангалычев, заслуженный писатель Республики Мордовия
Мансур Сайдаш(20 октября 2013, 20:07)
Да, как высказался почтенный и высокообразованный татарский общественник Рафкат Галими, "...Вся Академия наук Татарстана, которая издала многотомную "Историю татар", все ее академики, доктора наук до наивности в плену целенаправленных, злонамеренных искажений истории вообще татарского народа", см.: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1-1-0-3
Поэтому-то, как совершенно верно выразился объективно мыслящий ученый, доктор исторических наук Д.М. Исхаков в одной своей книге, "подлинная история татар, народа во всех отношениях исторического, еще не написана".
Надо сказать, что после этого, в 2007-2012 гг., вышли книги независимого татарского историка Г.Р. Еникеева. Этот историк-исследователь, по отзыву Рафката Галими, «проделал колоссальный труд, который под силу лишь целому научно-исследовательскому институту. Этот труд искренен, от всего сердца, ясный по логическим построениям, подкрепляемым историческими данными не криводушных исследователей, ... разоблачив действительно Черную легенду о своем народе. Не всякому ученому это дано. Только человек с божественной искрой в душе способен на такой вселенский Подвиг »: см: http://tartareurasia.ucoz.com/publ
В 2012 г. вышли 2-я и 3-я книги серии "Татарский след в истории России и Евразии" - "Великая Орда: друзья, враги и наследники" и "Наследие татар". В этом году эти книги изданы дополнительным тиражом, на средства татарских подвижников.
Автор книг - независимый татарский историк Гали Еникей (Гали Еникеев). Книга “Наследие татар” написана Г. Еникеевым в соавторстве с Ш. Китабчы.
Главы из книг этой серии, обложки и оглавления опубликованы на сайте "ТАТАРЫ ЕВРАЗИИ (ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ)”: http://tartareurasia.ucoz.com/publ
Книга "НАСЛЕДИЕ ТАТАР" вышла также на английском и русском языках, в электронном варианте, притом со всеми картами и иллюстрациями, что и в полном варианте, эти книги здесь: http://www.smashwords.com/profile/view/MIG
Илдус(28 мая 2012, 11:28)
До сих пор ни в одном сочинении не освещаются вопросы:
Почему татары не говорят на родном языке?
Почему татары названы монголами?
Кто они - татары?
Почему они напали на Русь?
Что такое Золотая Орда и была ли она?
Кто такие болгары? и другие.
Все это Вы можете узнать из "Татарның чын тарихы" (Подлинная история татар). См. Татарскую электронную билиотеку.
Муса(15 февраля 2012, 14:39)
"Аноним" и д.Ваня правы на все 100. Полностью поддерживаю. Давно пора - пока стадом все не стали - как русские, так и татары и другие Земляки наши. Читайте здесь статью "О подлинной истории стратегических этносов Евразии": http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-35130/
д.Ваня(21 декабря 2010, 12:45)
Был в Астрахани в 93г.Кавказцы зареэали 2 татар,приехал эшелон казанских,2месяца-ни одного чёрного.Еду с Усинска/Коми/обидели азера/наверно забрали наркоту/призывал к джихаду или что то подобное.На него смотрели как на придурка все татары вагона.Это-менталитет татар,в принципе такой же как и русских.Я думаю всякое выступление инородцев против коренных наций должно пресекаться это проверено веками.За нами огромное пространство которое должно остаться нашим детям внукам.А что сейчас,всё в руках инородцев,а их детишки в сорбонах,кембриджах,или в ФСБ.Надо объединяться,как татарам,так и русским.
Аноним(13 мая 2010, 23:22)
Прошу прощения, чего-то не поместился конец моего предыдущего сообщения, привожу здесь:
"...подкрепляемым историческими данными не криводушных исследователей" (Рафкат Галими), см.: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1
Аноним(13 мая 2010, 23:15)
Тархан-бек в чем-то прав. Но не стоит обольщаться, что для "нацменьшинств" созданы условия для процветания - увы, их, например, татар, на основе лжеистории, клеветы "черной легенды" стравливают-сталкивают с русскими и другими земляками и идет все по инерции к взаимной вражде и изведению друг-друга народами-земляками. Никому со времен "романо-германского ига" (Н.С. Трубецкой)не было особой выгоды в том, чтобы русские и татары вспомнили свою подлинную историю. Да еще боялись того, что авторитет татар среди земляков и в мире поднимется до соответствующего уровня, как в те времена, когда татары были "царственным народом" и в союзе с русскими и прочими земляками держали всю Евразию и "всем давали жить по-своему, не заставляя никого становиться ни татарами, ни мусульманами или христианами, ни кем-либо еще" (Л.Н. Гумилев).
Спасибо историку-гумилевцу Гали Еникееву, истинному защитнику татарского народа от клеветы. В книгах Еникеева полностью разоблачена ложь о татарах и клевета на них, возвращена подлинная и достойная история. Настоятельно советую тем кто желает знать подлинную историю своего народа и Отечества.
Неплохо землякам многим знать подлинную историю татар, например, русским и башкирам многим - ведь предки многих из них те самые татары, "народ, в котором родился Чыңгыз-хан, и единоплеменные с ним поколения" - русский академик В.П. Васильев доказал это еще в XIX веке, разоблачив прозападных и прокитайских "профессиональных" историков, но результаты его трудов также были сокрыты.
Гали Еникеев, как видно по его книгам, обнаружил многое, скрываемое веками от народов Евразии об их подлинной истории, результаты трудов многих историков и много других сведений, и смог "проделать колоссальный труд, который под силу лишь целому научно-исследовательскому институту. Этот труд искренен, от всего сердца, ясный по логическим построениям, подкрепляемым ис
Мансур Сайдаш (27 декабря 2009, 23:30)
Из истории Евразии: хорошо запрятанное старое.
Надо бы вспомнить, что создатели первой Евразийской державы Чингиз-хан и его родной народ - средневековые татары – предки как современных татар, так и многих русских и многих представителей тюркских народов, принадлежат таки истории России-Евразии, а никак не халха-монголам и китайцам. Татарам и русским надобно объективно разобраться в их общей подлинной истории – притом критически оценив постулаты-штампы романовских и “восточных” историков, очерняющих наших предков, противопоставлявших и противопоставляющих их в своих "исторических сочинениях" - дабы противопоставить нас в настоящем и в будущем.
Тем, кто заинтересуется подлинной историей татар Евразии в VIII-XVII вв., предлагаю ознакомиться с книгами ученика и последователя Л.Н. Гумилева, татарского историка и писателя Г. Еникеева: "Корона ордынской империи" и "По следам черной легенды".
О книгах Еникеева см. статью предводителя Татарского Дворянского Собрания М.Ш. Мамлеева "Открой свою историю": http://tartareurasia.ucoz.com/publ/otkroj_svoju_istoriju/1-1-0-6
а также рецензию доктора исторических наук Д.М. Исхакова на первую работу (книгу) Еникеева: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1-1-0-1 На основе и в развитие этой работы и написаны последующие две книги Еникеева, означенные чуть выше. Там же на сайте содержание, обложка и главы из книги «По следам черной легенды»: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/knigi_enikeeva_gr/5
На обложке средневековый портрет Чингиз-хана, воспроизведенный по сведениям татарского исторического источника "О роде Чынгыз хана" и других сведений из мировой историографии – возможно, с несколько неожиданной для многих внешностью (некитайской и не халха-монгольской), с синими глазами и с окладистой рыжей бородой.
Тархан-бек(10 ноября 2009, 10:49)
Национальные республики в россиянской федерастии неизбежно приведут к этническому сосредоточению и обособлению народов РФ в своих республиках, затем к национальному самоутверждению и, в конце концов, к открытому сепаратизму, как только центральная хазарская власть в Москве ослабнет из-за экономических причин. Русский народ перестал быть скрепляющим цементом ЭРЭФИИ, ибо его интересы никто не представляет и не защищает ни в хазарской Москве, ни даже в коренных русских областях, которыми командуют нерусские губернаторы. Тем более, интересы русских никто не будет представлять и защищать в республиках национальных, ибо элита этих республик все имеющиеся общественные ресурсы бросает на защиту своих единоплеменников, а на русских уже ничего не остаётся. В этой ситуации русские являются разделённым народом не только на всём пространстве бывшего СССР, но и в россиянской федерастии. Русских разделяют не только границы национальных республик, но и огромные географические расстояния, которые они не имеют возможности преодолеть из-за дороговизны путей авиа- авто- и железнодорожного - сообщения. В национальных республиках русским невозможно делать ни политическую, ни профессиональную карьеру, ибо в этих республиках проводится этноцентрическая кадровая политика. Даже Москва - исторический русский центр уже перестал быть русским, поскольку большинство населения столицы составляют уже нерусские. Русские мало-помалу становятся лишним народом на всём пространстве бывшей империи. Никто не хочет решать его проблемы: ни Кремль, захваченный хазарами, ни Москва с её нерусским большинством, ни русские провинции, управляемые хазарскими губернаторами, хазарскими парламентами и судами, ни национальные республики, озабоченные собственными проблемами этнического выживания в жестокой глобальной рыночной стихии. Русским не дают объединяться по этническому (национальному признаку), русские по законодательству даже не имеют права на национально-культурную автономию. Всемирный Русский Собор-официоз
Pavel(27 октября 2009, 11:35)
«Российская телекомпания столкнулась с проблемой спутникового терроризма. Сегодня - "К-плюс", какое СМИ следующее?». http://www.youtube.com/watch?v=gt031dDE4zU
Ствнислав Убасси(27 октября 2009, 10:30)
Как понять татарина? Того, чьи дети не говорят в силу объективных причин по-татарски. Вот проснулась Марья во славном во Владимире, а сын ее и дочь ее... не говорят по-русски. На каком-то английском говорят, а по-русски - ни-ни... Язык матери отрицают, язык отца отрицают, в костел готовы идти, а не в Храм православный. В общем котята заговорили языком собачьим (английским)... Что предложите? Вот такая ситуевина у многих российских народов.
Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org" Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".