16 июля, вторник | evrazia.org |  Добавить в закладки |  Сделать стартовой
Аналитика | Интервью | б.Украина | Политика | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама, последовательно и смело выступал против ваххабизма, изобличая его идеологию, практику Военные столкновения между ваххабитами и последователями суфизма
Российские власти прозевали ваххабизм"
Начавшийся в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации - республике практически не было глубоко подготовленных шариатских судей Шариатское правление в Чечне и его последствия
Кавказ не готов к обустройству исламского государства"
Практические деяния ваххабитов, во всяком случае, тех, кто маскировался под ними, сопряжены многочисленными преступлениями против личности Исламский радикализм как фактор общественной угрозы
Ваххабизм был привит Кавказу мондиалистами"
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии "Родина" (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?"
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю"
Запад - внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром Шестая колонна - главный экзистенциальный враг России
У России есть враг и пострашнее «пятой колонны»"
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»"
Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA"
Америка на пути к распаду Америка на пути к распаду
СШа трещат по швам"
Сто лет расстрела: уврачевать раскол Сто лет расстрела: уврачевать раскол
Сверхидея: пространство и судьба"
Размышления о том, почему мы и дальше будем наслаждаться привычными кадровыми решениями президента Новое правительство б/у чиновников
Почему мы и дальше будем наслаждаться кадровыми решениями"
Перед грядущими президентскими выборами сторонники Владимира Путина вспоминают самые разные его заслуги. Политическая стабильность, экономический рост, международный авторитет и суверенная внешняя политика, возвращение Крыма и строительство Керченского мо Вертикаль власти – главная стройка Владимира Путина
Главная стройка Путина"
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора"
«Мы показали, что в мире больше нет одного хозяина, который вправе распоряжаться судьбами народов только по собственному произволу» Признание, окончательно и бесповоротно
Россия спасла от геноцида осетин и абхазов"
Неоевразийство — политическая философия, наследующая классическому евразийству и русской консервативной мысли. Классическое евразийство возникло в среде русской эмиграции, размышлявшей о причинах краха русской культуры и гибели государства. Неоевразийство Неоевразийство как ценностная система
И снова об идеях..."
Евразийский меридиан должен быть не столько границей между Европой и Азией, сколько границей между Западом и Востоком, между западными и восточными культурами и цивилизациями Время Евразийского меридиана
Россия в праве ввести очень перспективный бренд"
Мифы, мечта и постмодерн Мифы, мечта и постмодерн
Архетипы и Голливуд"
«Пулемёт Максим» - это словосочетание для человека неискушенного давно стало устойчивым. Ну не РПК же, ПКМ, Печенег и тд или хотя бы ППШ вспоминает обыватель, когда слышит слово «пулемёт»! Только «Максим» - эта ассоциация железобетонная и обжалованию не п «Максим» - человек и пулемет: 130 лет в России
8 марта и пулемёт Максим"
Если Франция не хочет хранить свою традицию, она получит чужую, выстроенную на обломках христианской цивилизации Пожар умирающей Европы
По ком струится чёрный дым?"
Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот! Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот!
Ради будущего"
Три «В» российской системы воспитания Три «В» российской системы воспитания
Без идеи мы потеряем всё"
...Прежде всего в себе нужно разбудить Мефистофеля, язычество, стихии - огонь, землю, воду, ветер... Бред здорового воображения
Интервью с Ником Рок-н-Роллом (Николаем"
Грузия с Россией: новая молодежная сила готовится менять вектор Тбилиси Грузия с Россией: новая молодежная сила готовится менять вектор Тбилиси
Куда повернет Грузия?"
«К сожалению, Сербия находилась многие годы в режиме либеральной глобалистской оккупации и внешнего управления и там, несмотря на присутствие братского, самого близкого нам народа – сербов, - православного народа, который выходит с нами из единых культурн Коровин: Сербы заявляют свою волю
Сербы и постчеловечество"
На арене Беня На арене Беня
Встречайте нового президента бывшей Украины!"
Как украинский криминал сращивается с властью, влияет на политику и управляет государством Украина криминальная: кровавый экспорт за пределы и схватка за власть
Украниский криминал во власти"
Разделяй и властвуй принцип управления и поглощения весьма известный еще в дремучем средневековье, и такой подход применяют по отношении к Православной Церкви. Но кто заказчик? Откуда растут ноги украинской «автокефалии»? Откуда растут ноги украинской автокефалии?
При Ватиканском обкоме..."
Новый путь России Новый путь России
Исторические возможности за пределами Путина"
Палестина: современность Палестина: современность
Решение - 50/50"
Победа над спарринг-партнёром вскружила голову мечтателям о господстве над миром и серьёзно притупила бдительность. Они всерьёз решили, что «враг» повержен, и можно более не напрягаться. Была даже популярна мысль о «Конце истории». Как результат – ряд рок Глобальные косяки глобального Запада
Запад и Беларусь"
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Против чистой парадигмы модерна
В эпоху глобализации либеральная демократия становится не просто доминирующей, но практически единственной и парадигмальной политической формой 31 января 2010, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Все разработанные и разрабатываемые Александром Дугиным философские теории и политические доктрины в большей или меньшей степени, но обязательно направлены против либерал-капитализма

Либерализм непостоянен и многолик как видимое явление и разворачивающийся процесс, но монолитен и до ужаса стабилен, если рассматривать и анализировать преследуемые им цели и навязываемые истины. Десакрализация как основное назначение либеральной идеологии может принимать как уродливые, так и завораживающие с эстетической точки зрения формы, но в любом случае она старается действовать с максимально возможным эффектом. Понятно, что если разрушающий сакральность феномен настолько многосторонен, то разнородным должно быть и то, что противостоит десакрализирующим процессам. Обнаружить сакральные средства сопротивления во всех его проявлениях и старается русский философ Александр Дугин.

Философия политики: эсхатологический взгляд

В ходе всей своей философской и публицистической деятельности Александр Дугин разрабатывает неоевразийскую теорию. Параллельно углубляясь в структуру геополитического анализа, философ закладывает основы политической философии, предлагающей особый взгляд на политическую историю России и на те процессы, которые протекают в настоящее время. Подробно и основательно эта система излагается автором в учебнике «Философия Политики» (2004). На основании фрагмента этой монографии Дугин защищает докторскую диссертацию по политологии на тему «Трансформация политических структур и институтов в процессе модернизации традиционного общества». На основании этих политологических теорий Дугин развил и подробно описал специфику своего видения процесса десакрализации политического.

Политическая история представляет собой процесс универсализации и тотального распространения либеральной демократии как выражения чистой парадигмы десакрализации.

Философия политики Дугина, изложенная в одноимённом труде, представляет собой последовательное рассмотрение фаз перехода от сакральной политики к политике современной и десакрализированной, а от неё к пост-политике, явлению, описанному в книге только в самых общих чертах. Дугин приводит разнообразные формы Политического к базовым парадигмам, связанным с фундаментальными философскими установками - представлениями о времени, пространстве, человеке, бытии, устройстве мира. Эти парадигмы в ходе политической истории смешиваются между собой, видоизменяются, но до определённого момента это происходит в рамках наиболее общей парадигмы, которую можно назвать «парадигмой Традиции» или «сакральной политикой».

Сдвиги монотеистических парадигм

Важнейшим отступлением от этой наиболее общей «парадигмы Традиции» является приход монотеистических религий - вначале иудаизма, позже христианства и ислама. Эта же тема подробно разбирается автором в книге «Эволюция парадигмальных оснований науки» и в сборнике лекций «Философия Традиционализма» (2002).

Согласно Дугину, идея творения (креационизм), составляющая основу монотеизма, фундаментально аффектирует весь строй метафизики Традиции и соответственно влияет и на философию политического. Политическая философия монотеистических обществ представляет собой, по мысли Дугина, промежуточную стадию между собственно «сакральной политикой», полноценно развитой в политеистических культурах в форме кастовой системы, основанной на принципе «онтократии» - убеждённости в качественном различии бытия высших и низших каст, - и политической парадигмой эпохи модерна, основанной на идее тотального равенства (как в её либерал-капиталистическом, так и в марксистском понимании).

Особое место в книге «Философии Политики» занимает часть, посвящённая политической философии христианского мира, где подчёркивается фундаментальное различие парадигм понимания сущности Политического у православных и у католиков. Большое внимание уделяется политическим идеям русского Православия, дополняя и развивая определённые идеи относительно структуры русского церковного самосознания, изложенные в других работах («Метафизика Благой Вести», «Русская Вещь», «Консервативная Революция», «Абсолютная Родина», а также во множестве публицистических и полемических статей и выступлений).

В целом Дугин выстраивает оригинальную и законченную философию русской истории, рассмотренную через этапы переосмысления христианских (византийских) идей применительно к национальному контексту во времени и пространстве. Эта философия представляет собой синтез общих принципов европейского традиционализма, взглядов русских мыслителей евразийцев (включая Льва Николаевича Гумилева) и некоторых эсхатологических и историософских концепций русских старообрядцев.

Глобальный либерализм как метаидеология последнего человека, постполитика

Центральным моментом «Философии Политики» Дугина является выяснение того, какая политическая и философская форма точнее всего соответствует наиболее чистой парадигме модерна. Эта тема стоит в центре внимания целого цикла работ Дугина от первых статей, продолжающих традиционалистское отождествление коммунизма с наиболее продвинутой формой десакрализации Политического (как у Эволы, Генона и т. д.), через попытку связать либерализм и коммунизм с различными метафизическими установками (программная статья «Метафизические корни политических идеологий» написана в 1988 году, в последней версии опубликована в книге «Конспирология» в 2005 году) до выработки национал-большевистского метода.

С начала 1990-х годов это направление мысли Дугина всё больше оформлялось в окончательный вывод о том, что чистая парадигма модерна в его политико-философском выражении проявляется в либерал-капитализме, а большевизм, марксизм и иные социалистические концепции и исторические режимы являются завуалированными, гетеродоксальными проявлениями «сакрального» общества, хотя и в редуцированном и искажённом виде, в форме «секулярных эсхатологических ересей».

Это направление сопряжено с осмыслением факта краха социалистической системы в начале 1990-х годов. Пересмотр классического для традиционалистов отождествления коммунизма с более продвинутой фазой деградации, нежели капитализм, существенно аффектирует всю сферу политической эсхатологии и апокалиптики, которая представляет собой важнейший элемент всей традиционалистской мысли.

Выступления и публикации Дугина в Европе, в традиционалистских кругах, стали серьёзным интеллектуальным выводом для этой среды и гармонично резонировали с эволюцией идей основоположника движения «новых правых» философа Алена де Бенуа, с которым Дугин поддерживал и развивал конструктивный интеллектуальный диалог начиная с 1989 года. В частности, Дугин организовывал первый визит Алена де Бенуа в Россию в 1992 году и цикл его выступлений, а так же выступления в МГУ в 2008 году и в СпбГУ в 2009.

Выступление Дугина в Риме в 1994 году на коллоквиуме, посвящённом 20-летию со дня смерти Юлиуса Эволы, «Юлиус Ювола, взгляд слева» (выступление было изначально составлено автором на итальянском и в оригинале звучало как Julius Evola, visto da dinistra - как аллюзия на известное эссе самого Эволы с критикой фашизма Il Fascismo visto da destra), стало важнейшей вехой в осмыслении всего традиционалистского наследия и до сих пор бурно обсуждается в традиционалистской прессе и в критических исследованиях мысли Эволы (например, предисловие профессора Джорджо Галли к переизданию книги Julius Evola L’Arco e la clava. Рим, 1995).

Эта тема переосмысления логики политического выражения десакрализации нашла окончательное выражение в «Философии Политики», где идея тождества парадигмы модерна и либеральной политической философии берётся как аксиома, на которой строится анализ политических учений Нового времени. Этот анализ исходит из предпосылки, согласно которой политическая история представляет собой процесс универсализации и тотального распространения либеральной демократии как выражения чистой парадигмы десакрализации, а консервативные режимы, политические идеологии «третьего пути», коммунистические теории и даже умеренные формы социализма, такие как социал-демократия, постепенно преодолеваются, обнаруживая своё недостаточно «современное», то есть слишком «традиционалистское» содержание.

На базе такого подхода Дугин описывает явление «пост-политики» как особое развитие либеральной политической философии, которое возникает в эпоху глобализации, после того как основные конкуренты либерализма за наследие духа Просвещения (коммунизм, социализм и т. д.) терпят историческое поражение, и либеральная демократия становится не просто доминирующей, но практически единственной и парадигмальной политической формой. Социальные, антропологические, экономические, институциональные и идеологические предпосылки, заложенные в либерализме, получают полное и окончательное развитие, и цикл политической истории Нового времени, смысл которой состоял в конкуренции либерализма с альтернативными политическими системами, завершается. Нечто подобное имел в виду американский философ Фрэнсис Фукуяма в программной работе «Конец истории». При личной беседе с Дугиным в октябре 2005 года в Вашингтоне и в последних работах Фукуяма пересматривает этот тезис.

Философские идеи Дугина с трудом поддаются квалификации, так как не вписываются ни в какие классические схемы. Подчас их характеризуют как «неоевразийство», но это название весьма условно.

Согласно Дугину, тождество либерализма и политической философии эпохи постмодерна, равно как и выигрыш этой политической философией права на ортодоксию парадигмы Нового времени, является фундаментальным и неоспоримым, подтверждённым реальным развитием исторического процесса. Это сближает Дугина с философами либеральной школы (последователями Поппера и Фридриха фон Хайека) с той лишь разницей, что Дугин, в соответствии с традиционалистскими установками и общим настроем философов-евразийцев, рассматривает это тождество как «приговор» и как политическое выражение завершённой десакрализации (что для традиционалистов однозначное зло), тогда как сами либералы видят в этом свой исторический триумф.

Переводы, издание, комментарии и популяризация зарубежных и русских философов и деятелей культуры

Помимо разработки оригинальных философских концепций и систем Дугин, начиная с середины 1980-х годов, занимается переводами и популяризацией различных зарубежных философов. Возглавляемое им издательство «Эон», позже «Арктогея», журналы «Милый Ангел» и «Элементы» публикуют переводы Дугина (или под редакцией Дугина) книг и статей Рене Генона («Кризис современного мира» - пер. Н. В. Мелентьевой, фрагменты из книг «Формы Традиции и космические циклы», «Заметки об инициации» - пер. с фр. А. Дугина и т. д.), Юлиуса Эволы («Языческий империализм», фрагменты из книг «Мистерия Грааля», «Йога могущества», «Оседлать тигра» - перевод с итальянского, немецкого, французского А. Дугина), тексты и анализ работ немецкого исследователя палеэпиграфики Германа Вирта (Г. Вирт, «Символы Нового года»; А. Дугин, «Гиперборейская теория», «Космический спаситель» и т. д.), Карла Шмитта («Земля и море» - перевод Юрия Коринца), «Планетарная напряжённость между Востоком и Западом», «Новый номос земли» - перевод с нем. А. Дугина), Мирча Элиаде («Мефистофель и Андрогин» - пер. Н. В. Мелентьевой), Алена де Бенуа, Жана Тириара, Карла Хаусхофера, Эрнста Юнгера и т. д. Идеи большинства этих авторов традиционалистского и консервативно-революционного направления в русском контексте были ранее практически неизвестны, равно как и та сфера идей, которую они исследовали и разрабатывали.

Популяризацию европейских философов и поэтов в 1997-1998 годах Дугин осуществлял в форме авторских часовых радиопрограмм на FM-Радио-101 в цикле Finis Mundi. Театрализованные музыкально-философские постановки были посвящены Фридриху Ницше, Карлу Хаусхоферу, Жану Бьесу, Лотреамону, Жану Рэ, Густаву Майринку, Жану Парвулеско, Герману Вирту, Рене Генону, Юлиусу Эволе, Мирче Элиаде, Ги Дебору. В этом же цикле программ вышли передачи, посвящённые современному православному богослову архимандриту Киприану (Керну), евразийцу Петру Савицкому, поэту Николаю Клюеву.

Новый университет

С 1998 года Дугин организует регулярные занятия в Новом университете, интеллектуальном образовательном учреждении, в центре внимания которого стояли проблемы традиции, парадигмального анализа, философии культуры. Помимо самого Дугина в работе Нового университета принимали участие писатель Юрий Витальевич Мамлеев, культуролог Евгений Всеволодович Головин, философ Гейдар Джахидович Джемаль. На основании лекционного цикла Дугина была написана книга «Философия Традиционализма» (2002), куда вошло большинство материалов за 1998-2002 годы.

В этой книге Дугин описывает традиционализм как самостоятельный язык, оперирующий с парадигмами, радикально отличными и часто прямо противоположными основным парадигмам языка Нового времени. В 2003 году лекции Головина в сочетании с оригинальными статьями этого автора были выпущены под редакцией и с предисловием Дугина в сборнике «Приближение к Снежной Королеве». В 2004-2006 годах лекции Дугина в рамках цикла Нового университета были посвящены приоритетно «ситуации постмодерна» и её метафизическому осмыслению. Лекции на тему «(Пост)-ситуация постмодерна», «Пост-пространство и чёрные чудеса», «Радикальный субъект и его дубль», «Ночь и её лучи», «Енох омрачённый» представляют собой возвращение на новом витке к философским идеям, заложенным в самых ранних работах Дугина, включая ненапечатанные статьи и книгу «Тамплиеры Иного».

Проделав сложную траекторию от пронзительной эсхатологической метафизики через политологию и прямую политическую публицистику, через отстранённый академический анализ и методологические отступления в сторону популяризации неизвестных или малоизвестных авторов и дисциплин (таких, как «геополитика», «сакральная география», «конспирология», «эсхатология» и т. д.), через оригинально переосмысленный и развитый парадигмальный анализ, Дугин снова подошёл к основным проблемам его философского творчества - статус субъекта ситуации предельной десакрализации, онтологические и антропологические аспекты «конца времён», обречённость человеческой истории, волевое утверждение постсакральной альтернативы.

Важным моментом этого циклического возвращения была краткая статья Дугина, опубликованная в 2002 году в «Литературной газете» в авторской рубрике «Ацефал» - «Новая программа философии». В этом тексте, а также в других текстах серии «Ацефал», опубликованных в этом же издании в 2002 году, излагается философский модуль возврата к изначальной для автора тематике.

Вместе с тем движение Дугина к метафизической интерпретации действительности, независимо от того, имеем ли мы дело с её возвышенными или, напротив, низменными аспектами, свойственное всему философскому творчеству Дугина, - отсюда интерес к политике, социологии, экономике, культуре и т. д., - нашло своё предельное воплощение в сборнике текстов и интервью «Поп-культура и знаки времени», где герменевтическому и метафизическому анализу в традиционалистском эсхатологическом ключе подвергнуты банальные эстрадные шлягеры, театральные постановки и даже рекламные ролики. Название книги есть прямая аллюзия на основной труд Рене Генона «Царство количества и знаки времени». Эта книга представляет собой, по мнению Дугина, иллюстрацию традиционалистского подхода к проблематике постмодерна.

Дальнейшее и более детальное развитие темы метафизики постмодерна и радикального субъекта Дугин заложил в курсе лекций «Пост-философия», прочитанном для студентов философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в весеннем семестре 2006 года. В популярной форме философские, исторические, геополитические, религиозные и политические взгляды Дугина находят своё отражение в авторской программе «Вехи», которую Александр Дугин выпускал еженедельно на общественном православном телеканале «Спас» (с 2005 по 2007 год).

Метафизический тренд-сеттер

Философские идеи Дугина с трудом поддаются квалификации, так как не вписываются ни в какие классические схемы. Подчас их характеризуют как «неоевразийство», но это название весьма условно. Это весьма своеобразное сочетание традиционалистской метафизики, революционного консерватизма, антиглобализма, социальной критики, постмодернизма, маньеристской герменевтики и религиозной апокалиптики.

В терминах постмодерна Дугина как философа можно назвать trend-setter’ом (диктующий моду, законодатель стиля - англ.).


Алексей Нилогов  
Комментарии:
Оставить комментарий (2)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
от 50 руб./час AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!
Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

Информационное агентство Новороссия

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 


Рейтинг@Mail.ru