20 апреля, суббота | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
История принадлежит великим историческим общностям, а не бумажным лимитрофам, созданным волею руки вполне конкретных людей для вполне конкретных целей. Стоит взглянуть на карту и всё станет яснее. Какой союз внутри ЕС первым приходит на ум? Вышеградская ч Галицийский прорыв вен
Грязные бумаги, грязные дела
Владимир Путин сравнил Россию с плавильным котлом – гласят заголовки СМИ. Выступая на форме Валдай, российский лидер заявил о том, что Россия, как и США, тоже плавильный котёл, состоящий из множества общностей. Однако из сказанного далее следует, что пр “Плавильный котёл” для России?
Слово не воробей
Афганистан: США бежали. Что дальше? Афганистан: США бежали. Что дальше?
Талибан порядка или США хаоса?
23 марта 2022 года в Центральном Доме Ученых РАН, Фонд имени Фиделя Кастро и Российское общество дружбы с Кубой провели в круглый стол, посвященный 60-летию плана операции «Нортвудс» США против Кубы. В мероприятии приняли участие и выступили с докладами р «Нортвудс», далее везде
Операции США под ложным флагом
Американские военные требуют от Россия отказаться от системы ответного ядерного удара под названием «Периметр», которую на западе прозвали «Мертвая рука». В Вашингтоне хотят запретить нашей стране использование этого уникального комплекса, который в случа Кого пугает «мёртвая рука»?
Будет вам ответка!
8 октября 2021 года в Доме общественных организаций состоялся круглый стол на тему «Сетевые войны на постсоветском пространстве. Вмешательство и разрушение государств со стороны Запада». В мероприятии приняли участие эксперты из стран, ощутивших на себе и Сетевые войны: осознать и действовать
Война сетей
Сегодня, 27 апреля 2023 года, исполняется 60 лет с начала исторического визита Фиделя Кастро в СССР. Этот визит заложил тот прочный фундамент, на котором в наши дни, на новом этапе, возможно выстраивание российско-кубинских отношений. Именно это станет гл Воплощение образа Зевса и символ борьбы за свободу
Россия и Куба!
Один из организаторов Русской весны в Харькове, лидер организации «Русь Триединая» Сергей Моисеев о том, почему главный центр Слобожанщины не был взят в первые дни специальной военной операции, ренегатах и предателях внутри харьковской верхушки Почему до сих пор не взяли Харьков
СВО и многовекторность
Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима
Убрать таможню?
В Москве прошла международная конференция «Турецкий фактор закавказской политики: влияние на Азербайджан, роль Армении и Турции как христианских государств». Ведущие интеллектуалы из Турции, Азербайджана, Армении, Грузии и России обсудили очень сложные во Турецкий фактор закавказской политики: от продвижения западных интересов к евразийской геополитике
Что ждать Закавказью?
Экспертный круглый стол на тему «Американская стратегия “Анаконды”: угроза включения Закавказья в пояс нестабильности» состоялся 13 сентября 2022 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Участник Закавказье: сплотиться против «Анаконды»
Кльца сжимаются
Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе
Кавказ и русские: спасти или потерять Россию?
Западный мир перешел в фазу саморазрушения, деиндустриализация и экономическая рецессия в Германии, проблемы США с колоссальным госдолгом, которые нельзя разрешить, неспособность Запада нанести поражение России в конфликте на Украине даже совокупными усил Россия открывает ворота на Юг
Новый виток развития
Валерий Коровин, новая книга, Конец Европы. Вместе с Россией на пути к многополярности, издательство Родина, презентация Европу спасёт Русское чудо
Конец или начало?
россия, куба, президент отель, многополярный мир, Российско-кубинские отношения в свете становления многополярного мира, Валерий Коровин, Александр Дугин, Сергей Бабурин, Сергей Миронов Россия и Куба: вместе против расчеловечивания и однополярности
Удар в брюхо США
Широко известный факт – о реальном, а не показном благополучии той или страны можно судить по двум простым параметрам: отношению к старикам и отношению к детям. Как же обстоит с этим дело в самой благополучной, по собственному утверждению, стране мира – С Ежедневно 60 тысяч детей в США отправляются за решетку
Жестокость к детям – это закон в США
6 октября 2023 года в Бишкеке состоялось выездное заседание Всемирного Форума «Новая эпоха – новые пути», приуроченное к саммиту СНГ, который пройдет в Кыргызской Республике 13 октября 2023 года. Мероприятие организовано Международной организацией евразий «Новая эпоха – новые пути»: шаг к укреплению многополярности
Ради будущего Евразии
В последнее время всё чаще в новостных лентах фигурируют сообщения о произволе, беспределе и преступлениях, совершаемых либо мигрантами, либо «новыми россиянами», лишь недавно получившими  паспорт гражданина РФ.  Большинство обозревателей отмечают самоуве Трудовые будни самарской миграционки
Русские возвращаются?
Приближается православный праздник – Крещение Господне. В этот день по всей России и далеко за её пределами верующие совершают омовение.   Вместе с тем, в наших холодных широтах Крещенские купания – истинное испытание. Настоящий подвиг для тех, кто в обыч Крещенские купания: как относиться, как подготовиться и… начать моржевать?
Моржи моржуют!
Поэтический вечер члена Союза Писателей России и Союза Писателей Донецкой Народной Республики Натальи Макеевой прошёл в конце 2023 года в московском клубе «Бункер на Лубянке» http://evrazia.org/news/49267.  Мероприятие получило название «Мы снова стали не Вечер «непокорных» в «Бункере на Лубянке»
Z-поэзия или... ?
Одним из неочевидных результатов начала в 2022 году Специальной военной операции ВС России на территории бывшей Украины стал выход поэтов, пишущих о современной войне, из маргинального поля. При том, что литературный процесс, связанный начавшимися в 2014 Пропуская сквозь себя войну
Для кого эти стихи?
Специальная военная операция ВС России на территории бывшей Украины продолжается уже два года. За это время она приобрела поистине всенародный характер. Приложением нечеловеческих усилий сотен тысяч людей на фронте и в тылу русская армия медленно, но верн Награда для современных последователей Ковпака
Награда найдёт героев!
Спустя более чем год после начала Специальной военной операции ВС России бывшей Украины появляется всё больше свидетельств недостатков российской армии, которые высветила СВО.   Причин много. По мнению ряда экспертов главная – Россия слишком давно полноце Ошибки СВО: осознать и победить
СВО: начало
14 декабря 2022 года российские хакеры из группировки «Anarchist Kombatant» взломав сайт украинского военного командования получили доступ к спискам 35 тысяч 382 военнослужащих ВСУ, которые числятся как «пропавшие без вести». Едва ли генерал Залужный и ве Фронтовики или подопытные кролики?
ВСУшник, где твои почки?
22 марта 2024 года в одном из крупнейших концертных залов Москвы обычные мирные люди, пришедшие послушать песни известной музыкальной группы «Пикник», были жестоко убиты и ранены группой радикалов. На сегодняшний день – 144 погибших, более 500 пострадавши Уроки «Крокуса»
Кто истинный враг?
14 июня 2022 года, в день рождения знаменитого кубинского команданте в Москве в Доме учёных состоялся круглый стол на тему «Че Гевара: идея справедливости и её перспективы», который провели которых Фонд имени Фиделя Кастро, Российское общество дружбы с Ку Че Гевара: его боялись США
Жизнь и смерть ради справедливости
В конце 2021 года в Москве прошел благотворительный вечер в честь презентации Фонда содействия развитию русско-кубинских отношений имени Фиделя Кастро.  Организация была создана полгода назад общественными деятелями и экспертами, чья жизнь и работа связан Россия-Куба: вместе мы создаем многополярный мир
Москва-Гавана: новое измерение
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

В ожидании заблудших


Современный человек, воспитанный на голливудских фильмах, рекламных и музыкальных роликах, новостных сводках, политических слоганах, падок на всё готовое и ненавидит размышлять 25 марта 2010, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
В современных условиях, когда церковь фактически закрыта от общества, многие люди подаются в секты, в которых их действительно умеют принимать

Мы живём в постхристианском обществе. Западный мир стал так именовать себя ещё в конце XIX – начале ХХ века, когда религиозность как обязательная норма поведения начала вытесняться мирскими ценностными системами (не-, вне- или антихристианскими). Россия перешла в «постхристианскую эру» особенно травматично. Во-первых, повлиял советский опыт агрессивного богоборчества, при котором верующие уничтожались как класс, как препятствие для построения социалистического общества. Во-вторых, после крушения СССР Россия начала имитировать церковно-общественные и церковно-государственные отношения предреволюционного периода, когда процесс дехристианизации и обмирщения социальной жизни шёл вовсю.

На более глубоких пластах души никуда не исчезла тоска по настоящему братству, общине, взаимопомощи, искренней любви и дружбе. Потому тот, кто умело эксплуатирует эту тоску, имеет большие социальные дивиденды.

В-третьих, нынешняя Россия почти во всём копирует западные секулярные (мирские) образцы поведения через массовую культуру, финансово-экономическую и политическую практику США и Западной Европы. На Западе, например, вопрос религиозности объявлен делом исключительно частным, возможность проповеди и внутреннего миссионерства почти сведена к нулю, а за объявление еретика еретиком можно получить тюремный срок.

Светское общество бывает двух типов: мягко антирелигиозное (проповедующее «права личности», «общечеловеческие ценности», «гуманизм») и агрессивно антирелигиозное (например, СССР и Китай эпохи Мао Цзэдуна, где «религия есть род опиума для народа»). Современная Россия не просто перешла от антирелигиозного мира к внерелигиозному, она застряла между мирами. По этой причине религиозное сознание современного россиянина особенно противоречиво и травмоопасно.

В связи с этим феномен религиозного сектантства имеет в России свою специфику. Почему россияне попадают в то, что именуется сектами?

Сперва попробуем рассмотреть основные причины травмированности российского сознания и формирования у многих соотечественников «сектантского менталитета».

Основной, религиозной причиной следует считать внутренний кризис РПЦ МП. Среди членов РПЦ есть множество людей «случайных», вошедших в Церковь в период распада СССР в противовес советской идеологии, из-за ностальгии по разрушенной большевиками русской культуре, основанной на Православии, или вообще из корыстных соображений «служения новым богам».

Эти «случайные» люди, если и смогли «зацепиться» в Церкви, не прошли должного воцерковления, действительного приобщения ко Христу и Его Телу – Церкви. Они прошли внутрицерковную социализацию, усвоив правила жизни, лексикон, манеры поведения. Они-то и создают в Церкви атмосферу безразличия и холодности. Они-то и являются деятелями «политического Православия», почти никогда не понимая духовной сущности этого явления.

Из-за псевдоверующих РПЦ до сих пор не может чётко определиться между традиционализмом и модернизмом-экуменизмом, между реставрацией традиционного монархического режима, освящённого Богом, и служением олигархо-республиканскому (формально демократическому) государству. Из-за множества псевдоправославных практически не осуществляются катехизация и оглашение, практически нет духовничества как контроля за повседневностью прихожанина, практически нет соборной, общинной деятельности.

Спору нет, наиболее искренние и дальновидные богословы и архипастыри призывают к тому, чтобы обратить внимание на эти проблемы. Многие священники на местах интуитивно или рационально, но индивидуально стали их решать. Однако советская безбожная инерция и тлетворное воздействие безбожной западной и западнической масс-культуры – сильнее.

Церковь в таких условиях не выглядит носителем истинной Русской Идеи, истинного целеполагания государственной деятельности и соборного единства нации. Церковь закрыта от общества. Многие даже испытывают раздражение, наблюдая, как церковные деятели пытаются влиять на образование или молодёжные движения, ибо в постхристианском постмодернистском обществе это действительно выглядит как борьба за власть. А эффективность власти – единственное, во что верят постмодернисты.

Так что Церковь в современной России не выглядит ни генератором идей, ни кладезем духовности, ни ориентиром развития нации. Она выглядит силой политической, а не духовной, и многих искателей сообщества, пропитанного духовностью и искренней верой, РПЦ, при внешнем взгляде на неё, не вдохновляет.

Причины духовные. В эпоху Постмодерна уничтожены императивы, вдохновлявшие людей на правдоискательство и служение, уничтожены сами понятия Истины, Справедливости, Объективности. В эпоху, когда люди не верят в Истину как таковую, трудно убедить их в том, что именно Православная Церковь является хранительницей изначальной, апостольской христианской веры. В эпоху, когда люди верят в то, что им нравится, никого не убедишь в необходимости отречения от своих предрассудков и смирения перед теми аспектами Православия, которые непонятны в данный момент. В эпоху, когда каждый ищет развлечения и бегства от реальности, невозможно утверждать понятия служения, верности, принципиальности, «стояния в вере» «даже до смерти». Потому религия ныне подбирается тоже по рыночным критериям – на основе собственных способностей и желаний.

Теперь о причинах социальных. Общество Постмодерна по Ги Дебору есть «система одиноких толп». Социальные связи заключаются ситуативно, недолговечно и прагматично. Все традиционные идеалы общества спаянного, одухотворённого и транслирующегося в веках (семья, род, клан, каста, цех, народ, нация) ныне опустошены, от них остались только видимые очертания.

Многие современные исследователи отмечают оскудение самой способности современного человека любить, дружить, доверять, поддерживать, если только в этом нет личной заинтересованности (материальной либо эмоциональной). Потому для современного россиянина будут абстрактными и непонятными выражения: «семья – малая Церковь», «Мать Церковь», «принимать в лоно Церкви», «национальное призвание», «служение Отечеству», «русская национальная миссия», «Русская Идея». Современный человек тяготеет к сообществу виртуальному, лёгкому, дающему максимум «самовыражения» и требующему минимум ответственности и «служения».

Однако, на более глубоких пластах души никуда не исчезла тоска по настоящему братству, общине, взаимопомощи, искренней любви и дружбе. Потому тот, кто умело эксплуатирует эту тоску, имеет большие социальные дивиденды, чем тот, кому важно наскоро сколотить собственную псевдохристиансткую общину (секту).

Таковы основные, поверхностно-видимые причины трансформации сознания современного россиянина, дающие прямой выход в феномене «сектантского сознания».

Пастыри должны понимать свой долг шире, чем совершение богослужений, треб и произнесение проповедей – понимать слово «пастырь» в изначальном, сельскохозяйственном значении.

Соответственно, каналы вовлечения людей в секты различны. Настолько различны, что некоторые методы борьбы с сектами (например, административные) в случае перекрывания одного из каналов могут расширить прочие.

Первый канал – личностно-сопереживательный. Он наименьший, но и самый стабильный. Основу его составляет реальная помощь, любовь и поддержка сектантом своего ближнего в кризисной ситуации. Как правило, после этого религиозное окружение того, кто искренне помог пострадавшему, начинает восприниматься как нечто близкое, «своё», то есть некритически. Такой человек может вообще ничего не знать о богословии или деятельности секты – для него достаточно любви и доверия, которые он увидел от одного или нескольких представителей этого религиозно объединения. И «своих» он будет держаться до конца.

Второй канал – наиболее широкий – пример общинности. Даже собственно сектантский язык, непонятный для «мирских» и слабо понятный для православных, раскрывает сущность этого канала «восектантствления»: «общение в Духе», «круг посвящённых», «сообщество верных», «христианское / молитвенное собрание». Здесь акцент делается на превращении бессмысленного и не прикреплённого ни к чему обывателя в «брата» или «сестру», на занимании им конкретного социального места в общине, явственно доброжелательной к нему. Община как бы даёт олицетворение безликому человеку, даёт ему чёткую роль, чёткий алгоритм жизни, чёткое описание функций. Уже за сам дар «смысла жизни», понятого другими и доходчиво объяснённого, бывший безликий обыватель может вдруг превратиться в ревностного служителя секты.

Но секта делает больше – она помогает новому адепту почувствовать себя своим – финансовыми, социальными, эмоциональными способами. Например, посредством доброжелательных чаепитий после молитвословий, помощи в трудоустройстве, поиске жилья и спутника жизни. В секте, как правило, принципами общения являются искренность и сочувствие, а не это ли – главное жизненное вожделение современного человека.

Третий канал – «открытие истины». В эру бессмысленности бытия и неверия ни во что, кроме «самореализации», всё равно остаются правдолюбцы и правдоискатели – люди, настроенные критически, рационалистически. Те, кто видят окружающее как версию, как дурную копию с некоего утраченного оригинала. Такие люди – также мишень сектантов. Ибо в секте ты получаешь знание, смысл и вдохновение. Основы вероучения в секте, как правило, примитивны и узко-догматичны, но от адепта требуется не «мудрствовать», не «высокоумствовать», не «надмеваться своим умом» над тем, что «явно» и «понятно» в неком материальном авторитете – например, в тексте Библии.

Однако, поскольку любой текст всегда требует интерпретации, всегда требуются и те, кто будут «мудрствовать», но эта привилегия распространяется только на руководство секты – только им Господь открыл истинный смысл, то, что для всех людей является «логичным» и «здравомысленным». Сомневаться в этом не стоит, да и не возникает у сектанта желания критиковать. Во-первых, он искал истину, и он её нашёл! Во-вторых, вероучение исходит от любимой и доверительной общины, которая не может обмануть и которая состоит из таких же правдоискателей. Вероучение, предлагаемое сектантами, обработано для лёгкого усвоения «внешними», «мирскими», оно исключает длительный процесс понимания, связанный с постом и молитвой, как в Православии.

Современный человек, воспитанный на голливудских фильмах, рекламных и музыкальных роликах, новостных сводках, политических слоганах, падок на всё готовое и ненавидит размышлять. Падок на то, над чем не нужно годами думать, пересиливая своё недоверие, смиряясь перед Непознанным. В каждой секте вчерашний обыватель, усвоив «краткий курс молодого бойца», мгновенно воспринимает примитивную систему догматов, выдаваемую за «прямое прочтение Священного Писания». И эта примитивная теория – в чём особая сила сектантов – тут же подкрепляется практикой «миссионера», «пионера», «благовестника», «проповедника».

Эта практика врывается в повседневность вместе с некоторыми специфическими сектантскими правилами поведения, основанными в первую очередь на отказе от мирского, на радикальном отношении ко всему «мирскому» как к однозначно губительному злу, а к «мирским» – как к «живым мертвецам». Изменив стиль жизни, поведения, речи, новоиспечённый сектант и впрямь ощущает себя (на примитивном уровне самодовольства – благодаря сознательной примитивизации мышления) носителем истины. И действительно ощущает «миссионерский зуд», поскольку поверхностно усвоенная «истина» «здравого смысла» или «открытого Писания» требует чисто количественного подкрепления – вовлечением новых «агентов общения».

Таковы основные каналы вовлечения новых адептов в то, что именуется сектами, а с точки зрения Православия правильнее было бы назвать общинами примитивного лжеучения. Соответственно, как эти каналы можно «перекрыть»?

Начнём с того, что первый канал перекрыть невозможно. Поскольку он основан на глубоко личностной связи, её невозможно разорвать ни проповедью, ни «административными методами». Здесь возможно только мистическое действие – молитва за заблудшего. В случае с остальными двумя каналами молитва должна быть не просто предваряющим, но приоритетным способом противосектантского действия.

Административные методы (отказ в регистрации общин, проверка литературы на «экстремистское содержание» и пр.) относительно остальных двух каналов применять можно только ситуативно, не систематически, иначе секта немедленно «уходит в подполье», вопит о «гонении за истину» и включает иные, более радикальные и эмоциональные механизмы воздействия на «внешних».

Более действенный способ – православно-христианское просвещение. Православная Церковь хранит в себе всю истину, необходимую человеку не только для спасения души, но и для того, чтобы наладить здешнюю жизнь. Священное Писание, учение Отцов, церковные каноны и постановления Соборов должны быть возвещаемы «вовремя и не вовремя» (II Тим., 4: 2) – языком интеллектуала, языком простолюдина, языком современной молодёжи (естественно, без соскальзывания в примитивизацию).

Нужно слово толковых проповедников, нужно множество толковых проповедников, нужно горячее желание проповедовать и ощущение того, что проповедь словом и делом – не привилегия отдельных православных, но норма поведения всякого христианина. Церковь должна занять позицию проповеди, внутреннего миссионерства, социального служения и благотворительности.

И самый важный на сегодня способ – восстановление литургической общины. Исцеление соборности, народного начала в Русской Церкви, над которым производились разнообразные издевательства с Раскола XVII века. Церковь есть община, где посреди верующих незримо присутствует Сам Христос. Он после Своего Вознесения оставил нам большее, чем моральную систему или догматическую истину – он оставил нам Себя. Церковь – Его Тело. Мы недостойны этого, но должны стараться быть достойными. Для этого необходимы соборная молитва, общинное действие и частое общение, пастырская активность среди членов общины, строгое воцерковление новых христиан и – в случае надобности – регулярное наставление в вере для тех, кто в общине уже состоит.

Более всего нужна активность главы общины – священника – как духовного отца, ведущего ко спасению души каждое своё духовное чадо. Пастыри должны понимать свой долг шире, чем совершение богослужений, треб и произнесение проповедей – понимать слово «пастырь» в изначальном, сельскохозяйственном значении.

Если Церковь будет активно учить Истине и – более того – готовности к восприятию Истины; если Церковь будет собранием искренних, дружелюбных, добродетельных, взаимно-внимательных и доверительных общин, второй и третий каналы «восектантствления» просто потеряют свою актуальность. Лидеры сект не сдадутся, но будут элементарно обезоружены.

Не следует опасаться усиления сектантов – следует опасаться оскудения православных.

И молитва – как начало всякого деяния. И да поможет нам Христос!


Кирилл Товбин, Южно-Сахалинск  
Комментарии:
константин; (26 марта 2010, 06:58)
в завершении актуальной статьи, я думаю, неплохо было бы вставить текст нескольких молитв. если это возможно.
nemo (25 марта 2010, 12:59)
Описано просто замечательно, теперь бы дело...
Оставить комментарий (2)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Возрастное ограничение: 18+ Валерий Коровин Конец Европы Вместе с Россией на пути к многополярности издательство Родина

Валерий Коровин Кавказ без русских удар с юга издательство Родина

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Александр Дугин. Ноомахия. Логос Европы

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru