14 декабря, пятница | evrazia.org |  Добавить в закладки |  Сделать стартовой
Аналитика | Интервью | б.Украина | Политика | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама, последовательно и смело выступал против ваххабизма, изобличая его идеологию, практику Военные столкновения между ваххабитами и последователями суфизма
Российские власти прозевали ваххабизм"
Начавшийся в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации - республике практически не было глубоко подготовленных шариатских судей Шариатское правление в Чечне и его последствия
Кавказ не готов к обустройству исламского государства"
Практические деяния ваххабитов, во всяком случае, тех, кто маскировался под ними, сопряжены многочисленными преступлениями против личности Исламский радикализм как фактор общественной угрозы
Ваххабизм был привит Кавказу мондиалистами"
«К сожалению, Сербия находилась многие годы в режиме либеральной глобалистской оккупации и внешнего управления и там, несмотря на присутствие братского, самого близкого нам народа – сербов, - православного народа, который выходит с нами из единых культурн Коровин: Сербы заявляют свою волю
Сербы и постчеловечество"
Нетривиальный взгляд на происходящие в Новороссии события всегда радует. Тем более, если это мнение неравнодушного и буквально вжившегося в ситуацию человека, который по своему духу русского, живя за тридевять земель от русского Донбасса принимает близко Коробов-Латынцев : Новороссия сейчас — самое важное место на Земле
Новороссия - самое важно место на Земле"
Интервьюировал Геннадий Дубовой Абдула: Если мы не поможем русским на Донбассе, то кто потом поможет нам?
Абдула: Афганистан и Донбасс"
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии "Родина" (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?"
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю"
Запад - внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром Шестая колонна - главный экзистенциальный враг России
У России есть враг и пострашнее «пятой колонны»"
«Пулемёт Максим» - это словосочетание для человека неискушенного давно стало устойчивым. Ну не РПК же, ПКМ, Печенег и тд или хотя бы ППШ вспоминает обыватель, когда слышит слово «пулемёт»! Только «Максим» - эта ассоциация железобетонная и обжалованию не п «Максим» - человек и пулемет: 130 лет в России
8 марта и пулемёт Максим"
Итак, свершилось очередноё «чёрное дело», совершённое либерально-капиталистическим глобалистским Западом во главе с США, которым уверенная, де-факто имперская, политика России, направленная на  формирование многополярного мира – как «кость в горле»! Ведь Международная Евразийская Спартакиада?
Без нейтральных флагов"
В редакцию портала «Евразия» поступило обращение народного движения «Олга Каракалпакстан» к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину. Обращение движения «Алга Каракалпакстан» к Президенту России
Что происходит в Узбекистане?!"
Палестина: современность Палестина: современность
Решение - 50/50"
Победа над спарринг-партнёром вскружила голову мечтателям о господстве над миром и серьёзно притупила бдительность. Они всерьёз решили, что «враг» повержен, и можно более не напрягаться. Была даже популярна мысль о «Конце истории». Как результат – ряд рок Глобальные косяки глобального Запада
Запад и Беларусь"
На прошлой неделе в Министерстве Обороны прошла коллегия, на которой были подведены итоги выполнения майских указов Президента России. Признаться, изменения в армии и на флоте за пять лет произошли впечатляющие. Об этом можно судить даже не по тем цифрам, К вопросу о компетентности
Неразборчивая критика"
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»"
Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA"
Америка на пути к распаду Америка на пути к распаду
СШа трещат по швам"
Сто лет расстрела: уврачевать раскол Сто лет расстрела: уврачевать раскол
Сверхидея: пространство и судьба"
Размышления о том, почему мы и дальше будем наслаждаться привычными кадровыми решениями президента Новое правительство б/у чиновников
Почему мы и дальше будем наслаждаться кадровыми решениями"
Перед грядущими президентскими выборами сторонники Владимира Путина вспоминают самые разные его заслуги. Политическая стабильность, экономический рост, международный авторитет и суверенная внешняя политика, возвращение Крыма и строительство Керченского мо Вертикаль власти – главная стройка Владимира Путина
Главная стройка Путина"
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора"
«Мы показали, что в мире больше нет одного хозяина, который вправе распоряжаться судьбами народов только по собственному произволу» Признание, окончательно и бесповоротно
Россия спасла от геноцида осетин и абхазов"
Неоевразийство — политическая философия, наследующая классическому евразийству и русской консервативной мысли. Классическое евразийство возникло в среде русской эмиграции, размышлявшей о причинах краха русской культуры и гибели государства. Неоевразийство Неоевразийство как ценностная система
И снова об идеях..."
Разделяй и властвуй принцип управления и поглощения весьма известный еще в дремучем средневековье, и такой подход применяют по отношении к Православной Церкви. Но кто заказчик? Откуда растут ноги украинской «автокефалии»? Откуда растут ноги украинской автокефалии?
При Ватиканском обкоме..."
Поэтесса Ревякина: Новым улицам – имена наших новых героев Поэтесса Ревякина: Новым улицам – имена наших новых героев
Зачем Киеву проспект Макеейна?"
Айо Бенес: Кризис на Украине углубляется Айо Бенес: Кризис на Украине углубляется
За перемогой - перемога"
Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот! Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот!
Ради будущего"
Три «В» российской системы воспитания Три «В» российской системы воспитания
Без идеи мы потеряем всё"
Свiдомий по-украински и свядомы по-белорусски означает сознательный. Этими терминами агрессивные этнократические меньшинства в Белоруссии и на Украине обозначают самих себя. В Интернет-блогосфере их окрестили, поэтому свядомитами и свидомитами. Чем белорусские свядомиты отличаются от украинских свидомитов
Западники и национализм"
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

О восприятии «друзей» и «врагов» в международных отношениях
В отличие от Мубарака в Египте, с Кадаффи в Ливии Запад расстался с легким сердцем, потому что Кадаффи не был ставленником Запада, а стал «другом» лишь ввиду обстоятельств 22 марта 2011, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Принцип навязывания имиджа «друга» и «врага» в международной политике является движущей силой многих сегодняшних политических процессов

Основой политики как таковой является разделение тем или иным субъектом политики других субъектов на «друзей» и «врагов». Естественно, это условное разделение (поэтому оно берется в кавычки), но вместе с тем не произвольное, а основанное на глубоких наблюдениях за политическими процессами. Карл Шмитт в своей работе «Понятие политического» [1] убедительно обосновал наличие такого разделения.

Сохранение того или иного государства или народа в той или иной форме необязательно тождественно с благополучием проживающего в нем народа.

«Специфически политическое различение, к которому можно свести политические действия и мотивы, это – различение друга и врага. Оно дает определение понятия через критерий, а не через исчерпывающую дефиницию или сообщение его содержания», – пишет Шмитт.

Разделение «друг / враг» с политологической точки зрения применимо и даже крайне необходимо в анализе международных отношений. Действия т. н. коллективных акторов международной политики – народов, государств – в наибольшей степени мотивированы различением «друзей» и «врагов». Естественно, данный дуализм «друг / враг» вовсе не исключает третьего, промежуточного мотива политических действий и политического состояния и настроения того или иного субъекта международной политики.

Согласно Шмитту, «друг / враг» как критерий различения «тоже отнюдь не означает, что определенный народ вечно должен быть другом или врагом определенного другого народа или что нейтральность невозможна или не могла бы иметь политического смысла. Только понятие нейтральности, как и всякое политическое понятие, тоже в конечном счете предполагает реальную возможность разделения на группы "друг / враг"»...

Предположительно должны существовать некие критерии, согласно которым народы меняют ориентиры в восприятии внешнего мира и основополагающий момент в этом восприятии – разделение мира на «дружественный» и «вражеский». Есть знаменитая формула английского премьер-министра, лорда Палмерстона: «У Англии нет вечных друзей и врагов, а есть вечные интересы, которым она должна следовать». То есть, если исходить из данной формулы, критерием восприятия «друзей» и «врагов» служит принцип государственных интересов, которые меняются в соответствии с меняющимися политическими условиями, политической конфигурациeй в постоянно меняющемся мире.

Но это со своей стороны не отменяет возможности долговременного восприятия одного народа другим в качестве «друга» или «врага». Примеров тому множество. Есть также множество примеров относительно быстрой перемены «друзей» на «врагов» и наоборот. Другими словами, понятие государственных интересов, которое само зависит от интерпретаций (в смысле того, что же является «настоящим» интересом государства на данном конкретном историческом этапе), не может претендовать на единственно возможное объяснение, почему коллективные акторы международной политики порой способны практически диаметрально менять свое восприятие внешнего мира, а с другой стороны также способны в течение очень длительного периода придерживаться своих представлений о «друзьях» и «врагах».

Однозначного объяснения, наверное, все же нет, а есть множество факторов, из которых попытаемся выделить и обрисовать главные критерии, влияющие на формирование тех или иных представлений народами и государствами друг друга в качестве «друзей» и «врагов». То, что понятие «государственные интересы» подвержено различным интерпретациям и эти интерпретации в свою очередь влияют на восприятие одним народом других народов как «друзей» и «врагов», было отмечено выше. Интерпретация вообще вещь интересная в политике и ей отводится одно из ключевых мест.

В политологии последних двух десятилетий особенно модным стала уже давно представленная в других социологических дисциплинах так называемая конструктивистская теория, которая призвана объяснить почти все действия в политике, исходя из того, что не существует объективной реальности: «Реальность - это мир, которое мы ощущаем; но когда мы о реальности говорим, эмпирический опыт восполняем многочисленными интерпретациями, с помощью которых мы истолковываем воспринимаемое нами целое, которое по данной причине всегда является нечто большим, чем сумма наших реальных наблюдений. За "реальностью" скрывается интерпретационная конструкция» [2].

Теория конструктивизма, несмотря на моду, стала подвергаться справедливой критике ввиду многих имеющихся в ней противоречий [3], но конечное призвание конструктивизма - уделить внимание различным конструкциям реальности, лежащих в основе действий субъектов международной политики, - в целом является правильным путем в политологическом анализе, хотя одна лишь констатация факта наличия непременно (в той или иной степени / рано или поздно) меняющихся интерпретационных конструкций у акторов международной политики не объясняет причин этих перемен, в том числе касательно восприятия «друг/враг».

Например, американская политика в отношении движения «Талибан» в Афганистане меняется на глазах. Появились даже сведения, что Талибану разрешат открыть свое представительство в Турции – государстве-члене Североатлантического Альянса. Американцы ведут диалог с «умеренной частью» афганского движения, которому они в свое время сами помогали утвердиться в стране, а потом, после 11 сентября 2011 года, вместе с «Аль-Каидой» объявили врагом Америки и «всего цивилизованного мира». В данном случае частые перемены в восприятии врага вряд ли указывают на глубинное осознание проблемы со стороны американцев, а как следствие бесперспективности одних лишь военных операций, направленных против «Аль-Каиды» и «Талибана» одновременно.

Как пишут «трансатлантистские» эксперты, для Вашингтона «врагом» остается другое детище американских же спецслужб – «Аль-Каида», а «Талибан», оказывается, не такой уж демон, как думали раньше [4]. Налицо конструирование новой реальности, которая на практике означает попытку столкнуть «Талибан» с «Аль-Каидой». С одной стороны, эта данность является результатом неудачи нескончаемых военных операций Запада в Афганистане, а с другой – попыткой приспособиться к новой реальности и компенсировать военную неудачу с помощью превращения бывших врагов в друзей и переориентации их энергии против других реальных или мнимых врагов.

Такой же вынужденной конструкцией реальности можно считать новую западную политику на Ближнем Востоке. Осознав, что удержать некоторых своих союзников в арабских странах невозможно, Запад объявил, что занимает «сторону народа». В отличие от Мубарака в Египте, с Кадаффи (который пока еще не сдается) в Ливии Запад расстался с легким сердцем, потому что Кадаффи не был ставленником Запада, а стал «другом» лишь ввиду обстоятельств. Поэтому он легко превратился обратно во «врага» и ему не помогли многочисленные заявления о том, что он борется с «врагом» этого самого Запада – «Аль-Каидой».

Зато тирания в Бахрейне может безнаказанно давить танками безоружных демонстрантов (в Ливии Кадаффи борется с вооруженным восстанием), ведь бахрейнская тирания – «друг» Запада (можно даже без кавычек). Только если народ Бахрейна сделает ситуацию еще более взрывоопасной, как это было в Египте, Запад лишь тогда может сдать правящий режим и занять «сторону народа» (есть еще момент, что в Бахрейне Запад не видит прозападной альтернативы правящему королевскому дому, в Египте такой промежуточной альтернативой являются военные).

Но интерпретирование (конструкция) реальности актуально не только для конкретных эмпирически наблюдаемых ситуаций, а, как уже было частично отмечено выше, для дефиниции государствами и народами своих интересов. С одной стороны «государственные интересы» – это ценность сама по себе, конечная цель политики, вмещающая в себе константу самосохранения государственности и идентичности народа. Однако даже такие, на первый взгляд, вечные ценности подвергаются сомнению перед лицом других целей и ценностей, как материальных (например, благополучие), так и нематериальных, т. е. духовных (например, жить в вере, согласно религии).

Другими словами: сохранение того или иного государства или народа в той или иной форме необязательно тождественно с благополучием проживающего в нем народа, равно как и интересы религии не всегда тождественны с сиюминутными материальными интересами государственного организма.

К примеру: материальное благополучие многих народов бывшего СССР обеспечивалось благодаря их пребыванию в составе СССР, после исчезновения которого оное существенно снизилось. То есть, в условиях отсутствия государственности тем или иным народам в материальном смысле жилось лучше. Что касается нематериальных ценностей, превалирующих над государственными, в качестве примера возьмем исламских фундаменталистов, для которых не так важны государственно-этнические различия, им безразлична и даже противна идея национального государства, для них куда важнее наднациональное единое исламское пространство, что по другим интерпретациям противоречит «государственным интересам» отдельно взятых государств, скажем, Сирии или Марокко.

Получается, что понятие «государственных интересов» вариабельно и может интерпретироваться исходя из определенной базовой политической философии. В случае с нашим исследуемым объектом это означает, что если, допустим, для грузинского националиста Россия однозначно «враг», нарушающий территориальное единство страны, то для грузинского же православного фундаменталиста не все так однозначно, в России он видит и «друга» до той степени, до какой проявляется приверженность России к Православию. У националиста своя реальность, у религиозного фундаменталиста – своя, у марксиста – еще своя и так далее, а «простой гражданин», народ, всегда между ними и подвержен влиянию доминирующего в ту или иную эпоху направления.

После развала СССР само собой разумеющимся являются близкие отношение Турции с Азербайджаном, как двух близких родственниц-наций. Принцип этнического родства сконструировал образ «друга» в лице Турции для Азербайджана и наоборот. Но исторически бывали моменты, когда турки оказывались самыми заклятыми врагами азербайджанцев. При этом на первый план выходило конфессиональное различие между турками-суннитами и азербайджанцами-шиитами.

Запад выступает на международной арене именно как Запад, т. е. как единый геополитический организм, основывая свое политическое единство на общности ценностей.

Вот что происходило на Южном Кавказе в период турецкого нашествия в первую четверть XVIII века: «Тотчас же по занятии Тбилиси с церквей были сорваны кресты. В сентябре 1723г. [царь] Вахтанг писал Баадуру Туркестанишвили, что "ежели в год не будет откуду вспоможения, обасурманят всех". Еще большую нетерпимость, доходившую до человеконенавистничества, проявили турки в отношении азербайджанцев-шиитов. Постановлением чрезвычайного совета турецкого правительства (6 августа 1722 года) им была объявлена священная война. Три фетвы муфтия, опубликованные в связи с этим, призывали уничтожать мужчин и захватывать в рабство женщин и детей. Имущество шиитов объявлялось законной добычей турецких солдат. Командовавший созданным в середине 1725 года Низовым корпусом князь В.В.Долгоруков доносил в следующем году из Астрахани Верховному тайному совету, что разбежавшиеся при турецком нашествии "басурманские народы" (т. е. азербайджанцы-шииты) продают своих детей русским и армянам (sic!) "в вечное и временное услужение". Он принимает их, выдавая записки» [5].

Несмотря на такое тяжкое историческое прошлое, образ «врага» из турок в Азербайджане давно забыт. Получается, что тяжелые исторические отношения и кровопролитие не всегда определяют очень длительное формирование образа «врага» (и соответственно «друга», когда речь о союзниках). Примеров в мировой истории прошлого века тоже предостаточно. Япония не забывает про Хиросиму и Нагасаки, ежегодно устраивает церемонию памяти, однако это зло не связывает с Соединенными Штатами как таковыми.

Зато после Второй мировой войны стратегическими противниками стали США и СССР (Россия), которые никогда не проливали кровь друг друга. Образ «врага» в лице США в России живет и сегодня в той или иной форме, что вовсе не является парадоксом, так как такое восприятие основано на геополитических реалиях, а у геополитики свои законы, которые диктуют России, настороженно относиться к США даже после мнимого окончания противостояния с ними ввиду краха коммунистической идеологии и советского государства [6]. В правящих верхах США тоже нет иллюзий в отношении к России. Вероятно, все это – надолго.

В сегодняшних условиях в отношениях между Западом и Россией не может быть быстрой смены союзников и противников, похожей на эпоху европейского равновесия сил и колониализма в XVIII-XIX веках, когда были возможны почти любые конфигурации альянсов – Англия вместе с Австрией и Пруссией против Франции, Англия с Францией и Турцией против России, Австрия и Франция вместе против Англии и Пруссии, Россия с Австрией против Пруссии, Франция, Австрия, Англия и Турция вместе против России и так далее.

Хотя и в этой запутанной системе вырисовывается определенная геополитическая константа – несмотря на периодические тактические сближения между Англией и Францией, ось геополитики двигалась под знамением противостояния этих двух держав; аналогичная картина в русско-турецких отношениях: стратегическое наступление России на юг исключало длительную «дружбу» с Османской Турцией, которая была стратегическим «врагом». А стратегия как таковая подразумевает собой длительность, протяженность во времени.

Именно поэтому я утверждаю, что русско-американское сближение не может иметь под собой твердой основы, если конечно, Россия или Америка не откажутся от своих стратегических задач и не сконструируют себе определенную «реальность», которая может в итоге оказаться губительной (а для кого, скажем, для российских «либералов» – панацеей).

Геополитика в свою очередь, как известно, не состоит всего лишь из географических данных, обусловливающих политические действия акторов международной политики. Идеологическая составляющая в силах серьезно повлиять на эти действия. Если бы не фундаментальные изменения в идеологическом подходе «сверху», проявившееся в «упразднении» национализма в рамках западного мира, Франция и Германия пожалуй и сегодня оставались бы стратегическими противниками, выясняя отношения вокруг провинций Эльзас и Лотарингия.

Запад выступает на международной арене именно как Запад, т. е. как единый геополитический организм, основывая свое политическое единство на общности ценностей. Чисто географические моменты, влияющие на формирование образа «друг / враг», отходят на задний план. Идеологический же момент делает США непримиримыми с Исламской Республикой Иран, руководство которого не продается и не сгибается, а это делает Иран естественным союзником сил, ратующих за альянс православного христианства с исламом (в первую очередь шиитского толка) в рамках большого евразийского пространства.

Запад, сам выступающий как большое цивилизационное пространство и отказавшийся от национализма внутри, бросил националистическую «удочку» постсоветским народам с целью разделять и властвовать, при этом пытаясь всем навязать свой имидж «друга». Именно таким попыткам должен противостоять другой «полюс» – большое цивилизационное пространство в Евразии, с целью обезопасить не эфемерный суверенитет отдельных национальных государств, выраженный в размахивании национальных флагов и в распевании национальных гимнов – продуктов, возникших в эпоху секуляризации и десакрализации государства, а сущностную свободу, т. е. сформировавшуюся веками идентичность всех народов.

* * *

[1] Carl Schmitt: Der Begriff des Politischen; 1927 / 1932.

[2] Stefan Jensen: Erkenntnis – Konstruktivismus – Systemtheorie. Einfuehrung in die Philosophie der konstruktivistischen Wissenschaft. Opladen/Wiesbaden 1999, стр.27.

[3] См. напр., Christoph Weller: Internationale Politik und Konstruktivismus. Ein Beipackzettel; в: «Welt Trends», Nr.41, 2003 / 2004.

[4] См. напр., Alex S. van Linchoten and Felix Kuehn: Separating the Taliban from al-Qaeda: The Core of Success in Afghanistan; в «Global Post», 09 февраля, 2011 г.

[5] О. П. Маркова: Россия, Закавказье и международные отношения в ХVIII.веке; Москва 1966, стр.115.

[6] Об этом автор данной статьи уже писал, см.: Г. Рцхиладзе: «Законов геополитики в рамках "перезагрузки" не отменить», 11 декабря 2010 г.


Гулбаат Рцхиладзе, Институт Евразии (Тбилиси)  
Комментарии:
Оставить комментарий
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

Информационное агентство Новороссия

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 


Рейтинг@Mail.ru