22 мая, среда | evrazia.org |  Добавить в закладки |  Сделать стартовой
б.Украина | Аналитика | Интервью | Политика | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Камиль Тангалычев
Камиль Абидуллович Тангалычев родился в 1968 году в Мордовии. Окончил Мордовский государственный педагогический институт. В его трудовой биографии – районная, многотиражная, республиканские общественно-политические газеты и федеральная «Парламентская газета» (издание Федерального Собрания РФ). Заслуженный писатель Республики Мордовия, победитель Всероссийского журналистского конкурса «Золотой Гонг», лауреат еженедельника «Литературная Россия», автор сборников стихов «Рябиновые бубенцы», «Мой поводырь», «Ближняя деревня», «Дорога в Казань», «Избранное», «Наизусть», книг эссе «Лунная мастерская», «Грядущая земля», философских сочинений «Стихия», «Ягода репейника». Член Общественной палаты Республики Мордовия.

Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама, последовательно и смело выступал против ваххабизма, изобличая его идеологию, практику Военные столкновения между ваххабитами и последователями суфизма
Российские власти прозевали ваххабизм"
Начавшийся в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации - республике практически не было глубоко подготовленных шариатских судей Шариатское правление в Чечне и его последствия
Кавказ не готов к обустройству исламского государства"
Практические деяния ваххабитов, во всяком случае, тех, кто маскировался под ними, сопряжены многочисленными преступлениями против личности Исламский радикализм как фактор общественной угрозы
Ваххабизм был привит Кавказу мондиалистами"
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии "Родина" (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?"
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю"
Запад - внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром Шестая колонна - главный экзистенциальный враг России
У России есть враг и пострашнее «пятой колонны»"
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»"
Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA"
Америка на пути к распаду Америка на пути к распаду
СШа трещат по швам"
Сто лет расстрела: уврачевать раскол Сто лет расстрела: уврачевать раскол
Сверхидея: пространство и судьба"
Размышления о том, почему мы и дальше будем наслаждаться привычными кадровыми решениями президента Новое правительство б/у чиновников
Почему мы и дальше будем наслаждаться кадровыми решениями"
Перед грядущими президентскими выборами сторонники Владимира Путина вспоминают самые разные его заслуги. Политическая стабильность, экономический рост, международный авторитет и суверенная внешняя политика, возвращение Крыма и строительство Керченского мо Вертикаль власти – главная стройка Владимира Путина
Главная стройка Путина"
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора"
«Мы показали, что в мире больше нет одного хозяина, который вправе распоряжаться судьбами народов только по собственному произволу» Признание, окончательно и бесповоротно
Россия спасла от геноцида осетин и абхазов"
Неоевразийство — политическая философия, наследующая классическому евразийству и русской консервативной мысли. Классическое евразийство возникло в среде русской эмиграции, размышлявшей о причинах краха русской культуры и гибели государства. Неоевразийство Неоевразийство как ценностная система
И снова об идеях..."
Евразийский меридиан должен быть не столько границей между Европой и Азией, сколько границей между Западом и Востоком, между западными и восточными культурами и цивилизациями Время Евразийского меридиана
Россия в праве ввести очень перспективный бренд"
Мифы, мечта и постмодерн Мифы, мечта и постмодерн
Архетипы и Голливуд"
«Пулемёт Максим» - это словосочетание для человека неискушенного давно стало устойчивым. Ну не РПК же, ПКМ, Печенег и тд или хотя бы ППШ вспоминает обыватель, когда слышит слово «пулемёт»! Только «Максим» - эта ассоциация железобетонная и обжалованию не п «Максим» - человек и пулемет: 130 лет в России
8 марта и пулемёт Максим"
Если Франция не хочет хранить свою традицию, она получит чужую, выстроенную на обломках христианской цивилизации Пожар умирающей Европы
По ком струится чёрный дым?"
Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот! Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот!
Ради будущего"
Три «В» российской системы воспитания Три «В» российской системы воспитания
Без идеи мы потеряем всё"
...Прежде всего в себе нужно разбудить Мефистофеля, язычество, стихии - огонь, землю, воду, ветер... Бред здорового воображения
Интервью с Ником Рок-н-Роллом (Николаем"
Грузия с Россией: новая молодежная сила готовится менять вектор Тбилиси Грузия с Россией: новая молодежная сила готовится менять вектор Тбилиси
Куда повернет Грузия?"
«К сожалению, Сербия находилась многие годы в режиме либеральной глобалистской оккупации и внешнего управления и там, несмотря на присутствие братского, самого близкого нам народа – сербов, - православного народа, который выходит с нами из единых культурн Коровин: Сербы заявляют свою волю
Сербы и постчеловечество"
На арене Беня На арене Беня
Встречайте нового президента бывшей Украины!"
Как украинский криминал сращивается с властью, влияет на политику и управляет государством Украина криминальная: кровавый экспорт за пределы и схватка за власть
Украниский криминал во власти"
Разделяй и властвуй принцип управления и поглощения весьма известный еще в дремучем средневековье, и такой подход применяют по отношении к Православной Церкви. Но кто заказчик? Откуда растут ноги украинской «автокефалии»? Откуда растут ноги украинской автокефалии?
При Ватиканском обкоме..."
Новый путь России Новый путь России
Исторические возможности за пределами Путина"
Палестина: современность Палестина: современность
Решение - 50/50"
Победа над спарринг-партнёром вскружила голову мечтателям о господстве над миром и серьёзно притупила бдительность. Они всерьёз решили, что «враг» повержен, и можно более не напрягаться. Была даже популярна мысль о «Конце истории». Как результат – ряд рок Глобальные косяки глобального Запада
Запад и Беларусь"

Поэт навсегда
«Я сворою врагов гоним; был жребий мой жесток затем, что я служить властям и богачам не мог. Хотел я мстить, но ослабел, сломался мой клинок, я весь в грязи, но этот мир очистить я не мог» 10 апреля 2011, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
О народах мир вправе судить по их поэтам - особенно по тем, что были взращены и физически, и тем более духовно самим народом

Габдулла Тукай своей судьбой и данностью являет такого поэта и человека, какого можно только любить. Татары, как и все народы, хотят, чтобы их любили, - чтобы ими восхищались, как Тукаем. Борис Слуцкий написал: «…судите народ по поэту. Я о турках сужу по Назыму Хикмету». 2011 год в Татарстане объявлен Годом Тукая.

«Раны, нанесенные ее жестокостью и притеснениями, не сотрутся в моем сердце, даже если я удостоюсь рая».

Татары растили своего поэта Тукая, который, осиротев в младенчестве, рос «в людях» и в прямом смысле слова стал сыном своего народа. Татары уже много веков «растят» и творят Россию, которую они помнят младенцем и возле колыбели которой их отыскала новая история мира. Россия – национальное достояние татар: если в России есть мы, значит – Россия наша вместе с русскими и русским языком, вместе со всеми другими народами и их языками.

Такие поэты, как Тукай, собирают по миру золото любви к своим народам. Именно знаковые поэты обозначают в истории место своих народов. И для некоторых из них родина в буквальном смысле становится матерью.

Очень рано Габдулла Тукай остался круглым сиротой. Не было мальчику и пяти месяцев, когда умер его отец. Через три года не стало и его матери. Маленький, босой, без головного убора, вылез Тукай из-под запертых ворот и по январскому снегу бежал за отдаляющимся саваном, захлебывался слезами: «Верните мне мою маму, отдайте мне мою маму!». Никто ему не отвечал, лишь мрачный ветер пронзительно свистел над землей.

Мать Тукая в это время была замужем за другим человеком – муллой из деревни Сасна. Уезжая в чужое селение, она временно оставляла сына на воспитание бедной старушке по имени Шарифа в родной деревне Кушлауч. «Говорят, в зимние ночи выходил я на двор босой, в одной рубахе, а через некоторое время возвращался обратно, чтобы войти в избу.

Известно, что открывать дверь деревенской избы зимой не только для ребенка, но и для взрослых составляет большой труд, поэтому, естественно, я сам не мог сделать этого и ждал в сенях, пока ноги мои не примерзали ко льду. Старуха же по своей "доброте" думала: не подохнет дармоед! – и с бранью впускала меня домой, когда заблагорассудится...»

Но вскоре мать, немного обосновавшись в Сасне, прислала за Тукаем лошадей. «Я ехал в Сасну и ощущал себя в широком, счастливом мире, и, кажется, всю дорогу перед моими глазами сверкали какие-то лучи». За первым чаепитием отчим намазал на белый калач сотовый мед и подал Тукаю. Но радость Тукая была недолго: его мать умерла через считанные месяцы.

На второй же день Тукая отправили к деду по матери. «Моя бабушка умерла давно, задолго до замужества мамы, и дедушка женился на одной вдове, у которой от первого мужа осталось шестеро детей». Тукая обижали в этой бедной семье.

Но одна из приемных дочерей деда любила маленького Тукая, тайком ласкала его, когда тот был заражен оспой. «Сестра Сажида запомнилась мне, как добрая фея. И, если задумаюсь о ней, предстает перед моими глазами образ белого, чистого ангела». Возможно, так и было. Но другая дочь Зиннатуллы обижала Тукая. «Раны, нанесенные ее жестокостью и притеснениями, не сотрутся в моем сердце, даже если я удостоюсь рая».

С проезжим ямщиком дед отправляет Тукая в Казань, чтобы тот отдал мальчика кому-нибудь в столице. На Сенном базаре Тукая взяла жена кустаря, которая шила для богачей головные уборы.

Но и казанские родители вскоре заболели и нашли того ямщика на Сенном базаре и вновь отправили Тукая в дедовскую деревню, где его никто не ждал.

Отсюда Тукая забрал некий Сагди из деревни Кырлай. «Новая мать вышла нас встречать. Она открыла ворота. Улыбаясь, сняла меня с телеги и повела в дом». Казалось, сверкнуло счастье. Но, как-то, вернувшись со страды, одна из дочерей Сагди сошла с ума. Утром она умерла. Как только похоронили девочку, жена Сагди вслух вспомнила поговорку: «Корми дитя-сироту – нос и рот будут в крови». Потом ее много раз повторяла. Она всерьез полагала, что беду на их семью навлек этот несчастный ребенок.

«Рана, которую я сразу же засыпал землей, оказалась глубокой. А рубец от той раны оставался до конца жизни».

Тем более, стряслась новая беда: вторая дочь Сагди, долго болевшая чахоткой, тоже умерла. (А за год до приезда Тукая в Кырлай умер их сын). Через некоторое время после смерти дочери заболел и сам Сагди: когда после возвращения из соседней деревни он стал распрягать лошадь, у него резко отнялась нога. В Кырлае говорили: поразил лошадиный бес.

Легенду о шурале Тукай впервые услышал в Кырлае, где жили искусные сказители. Земляки вспоминали, что Габдулла и сам любил щекотать других, как шурале. А потом, став публицистом, свои сатирические заметки он нередко подписывал псевдонимом «Шурале». Тукай писал много сатиры, тоже заставлял людей смеяться, но этот смех мог их только лечить. Шурале же убивал людей, заставляя их хохотать. Как раз поэма о нем и принесла Тукаю известность за пределами татарского этнического мира.

Говоря «Тукай», сегодня даже не знающие его стихов подразумевают сказку о шурале: о том, как дровосек из селения Кырлай встретился в лесу с лешим, предложившим джигиту поиграть в щекотку. Хитрый юноша пообещал поиграть с шурале, но лишь после того, как тот поможет ему погрузить в телегу тяжелое бревно. Обманным путем юноша заставил лешего сунуть пальцы в щель, после чего сразу выбил топором клин. Дровосек уехал из лесу, оставив лешего в плену.

Тукаю пришлось покинуть Кырлай: за ним приехали родственники из Уральска, чтобы увезти к себе. «На меня напялили старый бешмет, усадили на подводу. Бедные мои родители провожали нас до околицы, обливаясь слезами». Это запомнилось Тукаю из детства. А спустя годы, он скажет уже в стихах: «Иль в сиротской доле мало испытать пришлось невзгод? Кто растил меня с любовью? Только ты, родной народ».

Правда, временами поэта настигало отчаяние. Например, незадолго до смерти он писал: «Я сворою врагов гоним; был жребий мой жесток затем, что я служить властям и богачам не мог. Хотел я мстить, но ослабел, сломался мой клинок, я весь в грязи, но этот мир очистить я не мог».

Под этими словами мог бы подписаться каждый из лучших поэтов России, хотя лишь лучшие мастера слова и могут как-то очищать «этот мир». Тукай, несомненно, знал об этом, потому и не оставлял перо до последних дней. А когда пишутся стихи, тем более – такие проникновенные, как у Тукая, поэтам нет никакого дела до «своры врагов».

Однажды в том же Кырлае, зарыв ноги в землю, Тукай выбирал картофель. Хромая дочь Сагди, сама того не желая, всадила в его ногу лопату. «Я вскрикнул, вскочил с места и, отбежав прочь, заплакал. Рана, которую я сразу же засыпал землей, оказалась глубокой. А рубец от той раны оставался до конца жизни». Не было матери, чтобы утешить Тукая, но мать-земля, как могла, неизменно спасала своего поэта…


Камиль Тангалычев  
Другие материалы этого автора
Комментарии:
Оставить комментарий
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Buy cryptocurrency instantly and profitably В· Suex Exchange Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

Информационное агентство Новороссия

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 


Рейтинг@Mail.ru