19 апреля, пятница | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
История принадлежит великим историческим общностям, а не бумажным лимитрофам, созданным волею руки вполне конкретных людей для вполне конкретных целей. Стоит взглянуть на карту и всё станет яснее. Какой союз внутри ЕС первым приходит на ум? Вышеградская ч Галицийский прорыв вен
Грязные бумаги, грязные дела
Владимир Путин сравнил Россию с плавильным котлом – гласят заголовки СМИ. Выступая на форме Валдай, российский лидер заявил о том, что Россия, как и США, тоже плавильный котёл, состоящий из множества общностей. Однако из сказанного далее следует, что пр “Плавильный котёл” для России?
Слово не воробей
Афганистан: США бежали. Что дальше? Афганистан: США бежали. Что дальше?
Талибан порядка или США хаоса?
23 марта 2022 года в Центральном Доме Ученых РАН, Фонд имени Фиделя Кастро и Российское общество дружбы с Кубой провели в круглый стол, посвященный 60-летию плана операции «Нортвудс» США против Кубы. В мероприятии приняли участие и выступили с докладами р «Нортвудс», далее везде
Операции США под ложным флагом
Американские военные требуют от Россия отказаться от системы ответного ядерного удара под названием «Периметр», которую на западе прозвали «Мертвая рука». В Вашингтоне хотят запретить нашей стране использование этого уникального комплекса, который в случа Кого пугает «мёртвая рука»?
Будет вам ответка!
8 октября 2021 года в Доме общественных организаций состоялся круглый стол на тему «Сетевые войны на постсоветском пространстве. Вмешательство и разрушение государств со стороны Запада». В мероприятии приняли участие эксперты из стран, ощутивших на себе и Сетевые войны: осознать и действовать
Война сетей
Сегодня, 27 апреля 2023 года, исполняется 60 лет с начала исторического визита Фиделя Кастро в СССР. Этот визит заложил тот прочный фундамент, на котором в наши дни, на новом этапе, возможно выстраивание российско-кубинских отношений. Именно это станет гл Воплощение образа Зевса и символ борьбы за свободу
Россия и Куба!
Один из организаторов Русской весны в Харькове, лидер организации «Русь Триединая» Сергей Моисеев о том, почему главный центр Слобожанщины не был взят в первые дни специальной военной операции, ренегатах и предателях внутри харьковской верхушки Почему до сих пор не взяли Харьков
СВО и многовекторность
Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима
Убрать таможню?
В Москве прошла международная конференция «Турецкий фактор закавказской политики: влияние на Азербайджан, роль Армении и Турции как христианских государств». Ведущие интеллектуалы из Турции, Азербайджана, Армении, Грузии и России обсудили очень сложные во Турецкий фактор закавказской политики: от продвижения западных интересов к евразийской геополитике
Что ждать Закавказью?
Экспертный круглый стол на тему «Американская стратегия “Анаконды”: угроза включения Закавказья в пояс нестабильности» состоялся 13 сентября 2022 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Участник Закавказье: сплотиться против «Анаконды»
Кльца сжимаются
Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе
Кавказ и русские: спасти или потерять Россию?
Западный мир перешел в фазу саморазрушения, деиндустриализация и экономическая рецессия в Германии, проблемы США с колоссальным госдолгом, которые нельзя разрешить, неспособность Запада нанести поражение России в конфликте на Украине даже совокупными усил Россия открывает ворота на Юг
Новый виток развития
Валерий Коровин, новая книга, Конец Европы. Вместе с Россией на пути к многополярности, издательство Родина, презентация Европу спасёт Русское чудо
Конец или начало?
россия, куба, президент отель, многополярный мир, Российско-кубинские отношения в свете становления многополярного мира, Валерий Коровин, Александр Дугин, Сергей Бабурин, Сергей Миронов Россия и Куба: вместе против расчеловечивания и однополярности
Удар в брюхо США
Широко известный факт – о реальном, а не показном благополучии той или страны можно судить по двум простым параметрам: отношению к старикам и отношению к детям. Как же обстоит с этим дело в самой благополучной, по собственному утверждению, стране мира – С Ежедневно 60 тысяч детей в США отправляются за решетку
Жестокость к детям – это закон в США
6 октября 2023 года в Бишкеке состоялось выездное заседание Всемирного Форума «Новая эпоха – новые пути», приуроченное к саммиту СНГ, который пройдет в Кыргызской Республике 13 октября 2023 года. Мероприятие организовано Международной организацией евразий «Новая эпоха – новые пути»: шаг к укреплению многополярности
Ради будущего Евразии
В последнее время всё чаще в новостных лентах фигурируют сообщения о произволе, беспределе и преступлениях, совершаемых либо мигрантами, либо «новыми россиянами», лишь недавно получившими  паспорт гражданина РФ.  Большинство обозревателей отмечают самоуве Трудовые будни самарской миграционки
Русские возвращаются?
Приближается православный праздник – Крещение Господне. В этот день по всей России и далеко за её пределами верующие совершают омовение.   Вместе с тем, в наших холодных широтах Крещенские купания – истинное испытание. Настоящий подвиг для тех, кто в обыч Крещенские купания: как относиться, как подготовиться и… начать моржевать?
Моржи моржуют!
Поэтический вечер члена Союза Писателей России и Союза Писателей Донецкой Народной Республики Натальи Макеевой прошёл в конце 2023 года в московском клубе «Бункер на Лубянке» http://evrazia.org/news/49267.  Мероприятие получило название «Мы снова стали не Вечер «непокорных» в «Бункере на Лубянке»
Z-поэзия или... ?
Одним из неочевидных результатов начала в 2022 году Специальной военной операции ВС России на территории бывшей Украины стал выход поэтов, пишущих о современной войне, из маргинального поля. При том, что литературный процесс, связанный начавшимися в 2014 Пропуская сквозь себя войну
Для кого эти стихи?
Специальная военная операция ВС России на территории бывшей Украины продолжается уже два года. За это время она приобрела поистине всенародный характер. Приложением нечеловеческих усилий сотен тысяч людей на фронте и в тылу русская армия медленно, но верн Награда для современных последователей Ковпака
Награда найдёт героев!
Спустя более чем год после начала Специальной военной операции ВС России бывшей Украины появляется всё больше свидетельств недостатков российской армии, которые высветила СВО.   Причин много. По мнению ряда экспертов главная – Россия слишком давно полноце Ошибки СВО: осознать и победить
СВО: начало
14 декабря 2022 года российские хакеры из группировки «Anarchist Kombatant» взломав сайт украинского военного командования получили доступ к спискам 35 тысяч 382 военнослужащих ВСУ, которые числятся как «пропавшие без вести». Едва ли генерал Залужный и ве Фронтовики или подопытные кролики?
ВСУшник, где твои почки?
22 марта 2024 года в одном из крупнейших концертных залов Москвы обычные мирные люди, пришедшие послушать песни известной музыкальной группы «Пикник», были жестоко убиты и ранены группой радикалов. На сегодняшний день – 144 погибших, более 500 пострадавши Уроки «Крокуса»
Кто истинный враг?
14 июня 2022 года, в день рождения знаменитого кубинского команданте в Москве в Доме учёных состоялся круглый стол на тему «Че Гевара: идея справедливости и её перспективы», который провели которых Фонд имени Фиделя Кастро, Российское общество дружбы с Ку Че Гевара: его боялись США
Жизнь и смерть ради справедливости
В конце 2021 года в Москве прошел благотворительный вечер в честь презентации Фонда содействия развитию русско-кубинских отношений имени Фиделя Кастро.  Организация была создана полгода назад общественными деятелями и экспертами, чья жизнь и работа связан Россия-Куба: вместе мы создаем многополярный мир
Москва-Гавана: новое измерение
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Постлиберализм: многополярная перспектива


Привлекательность, которой, казалось бы, обладает Запад в том числе и в глазах представителей других культур, оказывается обманчивой в долгосрочной перспективе 5 сентября 2011, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
В рамках постлиберальной тенденции намечена и все больше утверждается установка на многополярность, являющуюся базовым компонентом формирующейся четвертой политической теории

Интеллектуальный авангард политического процесса

Патриархи либеральной мысли, как и творцы Просвещения в целом, дают пример того, как общественная мысль Запада идет впереди социально-политических преобразований, как решения в сфере идей, отстоявшие свой приоритет в споре аргументов, становятся руководящими моделями для строительства институтов будущего.

Это дает нам основания для того, чтобы и сегодняшние новейшие тенденции западной общественной мысли рассматривать как приготовление будущих изменений, вновь народившуюся и активно формирующуюся критическую позицию в отношении действующего статус-кво – как прообраз или, по крайней мере, одну из существенных возможностей будущей политической практики.

Демонтаж биполярной системы вместо того, чтобы расчистить путь к установлению либерально-мондиалистской модели в действительно глобальном масштабе, спровоцировал системный кризис самого либерализма.

Это соображение тем более важно для нас, что тенденции, о которых идет речь и которые будут в основных чертах разобраны ниже, представляют своеобразное и весьма интересное приближение к некоторым важнейшим аспектам того, о чем мы со своей стороны говорим как о четвертой политической теории. Более конкретно, речь идет об особого рода критике либерализма, развивающейся изнутри самого либерального идейного контекста, питающейся его собственными внутренними противоречиями и направленной на решение проблем частью порожденных самой либеральной политической практикой, частью оставшихся не решенными со времени, предшествовавшего политическому воплощению либерализма. Соглашаясь с более или менее устоявшимся словоупотреблением назовем эту критическую тенденцию «постлиберальной».

Запад за пределами либерализма

В отличие от неолиберализма, который, по сути, является еще более радикально-антиэтатистским изданием классической либеральной концепции, постлиберализм, особенно в своих наиболее последовательных формах, представляет собой в значительной степени именно преодоление либерализма в плане критического переосмысления и, в конце концов, отклонения ряда ключевых компонентов классической либеральной и – шире – общепросвещенческой парадигмы.

Особенно важно – и в данной статье мы уделим этому специальное внимание – что в рамках постлиберальной тенденции намечена и все больше в ходе публичной дискуссии утверждается установка на социально-культурный плюрализм (не путать с мультикультурализмом) или, что то же, многополярность. Последняя же, в свою очередь, является базовым компонентом формирующейся четвертой политической теории.

Иными словами, можно говорить о том, что наиболее интеллектуально добросовестные и авангардно мыслящие «выходцы» из либеральной традиции со своей стороны заступают ровно на те же позиции, которые формируются «справа» представителями антилиберальной критики с изначально консервативных позиций. Образно выражаясь, этот процесс можно уподобить рытью тоннеля с двух сторон. Тот тезис, что «на той стороне» находятся интеллектуалы, действительно осмеливающиеся заступить на близкие нашим позиции, может показаться если не рискованным, то, по крайней мере, неожиданным и требующим серьезного обоснования. Такое обоснование и составит основу дальнейшего изложения.

Джон Грей – могильщик Просвещения

Наиболее ярким и убедительным (особенно в части критики непоследовательности своих более «умеренных» в отказе от либеральных установок коллег) представителем постлиберального мышления является британский социолог и социальный теоретик Джон Грей, профессор Лондонской школы экономики, автор известного в России труда «Поминки по просвещению». Данный труд является итогом идейной эволюции автора от попыток модификации классического либерализма вплоть до его буквального и решительного отвержения. Причем отвержение это носит передовой характер, так как связано с признанием невозможности применения классического либерализма к социально-политическим реалиям, раскрывающим себя в эпоху пост-биполярного мира.

Грей, как и ряд других исследователей, констатирует, что демонтаж биполярной системы вместо того, чтобы расчистить путь к установлению либерально-мондиалистской модели в действительно глобальном масштабе, спровоцировал системный кризис самого либерализма. Выводы, которые делает Грэй из анализа этого кризиса, означают не только отказ от идеи универсальной применимости либеральных схем ко всем без исключения человеческим обществам (в этом с ним согласно большинство постлибералов), но и фактическое признание бесперспективности неолиберальной практики в самих развитых странах Запада.

В прямом соответствии с нашим тезисом о том, что интеллектуальная работа предшествует политическим преобразованиям, Грей настаивает: либерализм как генеральное воплощение проекта Просвещения уже является полным банкротом, поминки по Просвещению уже справлены в сфере высокой интеллектуальной рефлексии: вопрос о том, когда иссякнет инерция старых институтов и дискурсивных практик и Запад столкнется с необходимостью политического разрешения кризиса – вопрос времени.

Характерным примером столь уверенного подхода к проблеме являются следующие строки автора: «Хотя проект Просвещения и переживает упадок в большинстве западных культур, он все еще продолжает оказывать влияние на многие области мысли, не связанные с академической философией. Например, в риторике, а также в практике международных отношений концепции наподобие доктрины универсальных прав человека по старинке все еще пользуются авторитетом. Но происходит это, вероятно, в силу явного отсутствия внятной альтернативы. Наша культура – это культура Просвещения не по убеждению, а за отсутствием иных возможностей».

Либеральная не-терпимость как следствие «общечеловеческих» претензий Просвещения

Именно так, фундаментальные постулаты либерализма: универсальные права человека, примат индивидуального выбора, безальтернативность свободного рынка и даже равенство возможностей и толерантность целиком отвергаются в их притязании на универсальную применимость. Более того, именно их претензия на универсальность и является корневой причиной их отвержения. Признание плюрализма культур, то есть несводимых к общей мере целостных образов жизни, не совместимо с универсалистскими иллюзиями Просвещения о возможности построения единой фундированной абстрактным рацио цивилизации. Поэтому никакие институциональные решения в сфере общественной жизни не имеют права признания в качестве лучших сами по себе (в этом, кстати говоря, вообще лежит корень отличия политики и политического как сферы действия суверенного решения от технологии или политического менеджмента, основанного на идее господства универсальных предписаний).

«Традиционный либерализм во всех своих разновидностях является универсалистской политической теорией. Эта теория содержит набор принципов, предписывающих наилучший строй и наилучшие – с точки зрения идеала – институты для всего человечества (…) В политических теориях Просвещения универсалистская направленность классического политического рационализма возрождается в облике философии истории, устремленной к единой рационалистической и космополитической цивилизации как своей цели», - поясняет ученый.

Глобальное человеческое общество: крах утопии

Что же позволяет Грею столь уверенно настаивать на крахе социального проекта Просвещения и его наиболее рафинированного выражения – либерализма? По большей части эти соображения носят «эмпирический» характер: историческая действительность, с которой мы столкнулись по итогам разрушения биполярного мира, сама по себе составляет весомый контраргумент в отношении универсалистского эволюционизма: «Я имею в виду крах надежд Просвещения на разрушение партикуляристских уз, национальных и религиозных, и на постепенное выравнивание или маргинализацию культурных различий в жизни людей (…) Всемирно-исторический провал проекта Просвещения, выразившийся в разрушении в конце XX века порожденных этим проектом светских, рационалистических и универсалистских политических движений и преобладание в политической жизни этнических, националистических и фундаменталистских сил наводят на мысль об ошибочности философской антропологии, на которой зиждился проект Просвещения. В этой философской антропологии различие культур рассматривалось как эфемерная, и даже эпифеноменальная случайность в человеческой жизни и истории. С альтернативной точки зрения, которую я хочу развить, предрасположенность к различиям между культурами – изначальное свойство рода человеческого».

Либерализм, колеблющийся на собственной границе

Важнейшим моментом анализа либерализма для приверженцев историцистской (аниэволюционистской и антиуниверсалистской) перспективы, подобных Грею, является отделение либерализма как конкретной политической практики, имеющей свой культурный и историко-географический контекст, от его – либерализма – универсалистских претензий на статус политической истины для всех народов.

Признание за либеральными институтами и практиками статуса имеющих локальный успех решений, исторически составивших важнейший компонент цивилизационной идентичности Европы и Америки, и, по сути, представляющих один из множества несоизмеримых способов общественного бытия – такое признание играет роль перелома в сознании западных мыслителей: коль скоро эта черта пройдена (как в случае Джона Грея, Стюарта Хармпшира, отчасти Зигмунда Баумана и ряда других), мы можем говорить о законченном или радикальном постлиберализме; в том случае, если отказа не происходит, это, как правило, означает стремление обойти проблему культурного плюрализма за счет оформления обновленного и эвфемизированного издания все того же универсализма (как это имеет место в случае правового акцента легалистского неолиберализма Джона Ролза).

Однако существует целый ряд важных авторов, чью позицию можно охарактеризовать как колебание на границе признания ограниченности либерализма. К этому ряду принадлежат такие в высшей степени любопытные фигуры как автор теории «двух свобод» Исайя Берлин и наследник его идей Ричард Рорти, с именем которого связан «постмодернистский» тренд в либеральной мысли; также сюда следует отнести и всех сторонников так называемого мультикультурализма. В чем же специфика данного круга мыслителей, и почему по сравнению с радикальным культурным плюрализмом Грея она представляется не достаточно последовательной?

Либерализм стремится справиться с реальностью существования несовместимых и несоизмеримых по единой шкале культурных ценностей с помощью разделения человеческой жизни на приватную и публичную сферы. Этот же принцип лежит и в основе различения Исайей Берлином двух типов свобод: свободы негативной (или «свободы от») и свободы позитивной («свободы для»). Либералы, делающие ставку на реализацию данного принципа, полагают, что все многообразие культурных ценностей («концепций блага» по Ролзу или «проектов самосозидания» по Рорти) могут быть реализованы в рамках приватной индивидуальной сферы.

В то же время публичная сфера, (пространство общежития) должна регулироваться нормами, нейтральными в отношении любых возможных «концепций блага» и соответствующими принципу «справедливости». Таким образом, либералы настаивают на том, что либерализм вовсе не является системой ценностей, принципиально сопоставимой с другими, но претендующей на исключительность и насильно себя навязывающей; либерализм, по их мнению, представляет собой как раз тот формальный контекст, в рамках которого различные, в том числе конфликтующие культурные установки могут сосуществовать – с тем, чтобы как раз предотвратить насильственное навязывание каких бы то ни было культурных установок.

Конституирующая роль различий: идентичность не является частным делом каждого

Главный и наиболее действенный аргумент против такой, по сути, классической позиции со стороны постлибералов состоит в том, что культурные ценности по природе своей не являются приватными и не могут быть реализованы исключительно в частной сфере. Напротив, разделение жизни на частную и публичную сферы противопоказано с точки зрения «нормальной» реализации культурных ценностей, изначально имеющих социальный характер. Основной же упрек в адрес либералов состоит в том, что те как раз стремятся выдать компоненты собственной, локальной и исторически «случайной» системы ценностей за нейтральную над-культурную форму урегулирования межкультурного взаимодействия. Прежде всего, речь идет о концепции индивида и попытках втиснуть несводимые культурные реальности в институциональные рамки, задаваемые данной концепцией, всецело принадлежащей культурному контексту европейской пост-просвещенческой политической традиции.

Обращая внимание на это двусмысленное движение либералов, последовательные пост-либералы демонстрируют, какого труда стоит либерализму отказ от универсалистских притязаний. «В неолиберализме, - пишет Грей, - культурные различия воспринимаются сквозь искажающую призму выбора, в качестве эпифеномена личных жизненных планов, предпочтений и концепций блага. Однако же в реальном мире человеческой истории культурные различия не формируются волюнтаристическим способом, посредством выбора, но передаются по наследству». Признание социальной природы ценностей и несводимости их реализации к индивидуальному выбору является концептуальным противоядием против рецидивов универсализма. Только согласившись, что различные ценностные универсумы всегда обладают социальным измерением и, соответственно, имеют «полное право» на реализацию на уровне организаций жизни целых сообществ, мы предохраним себя от смешения культурных ценностей с «рациональным интересом», концепция которого развивалась в рамках либеральной традиции и адекватно применима только в контексте самих либеральных обществ, где индивидуум – в отличие от обществ нелиберальных – действительно является социальным фактом.

Универсализм и индивидуализм: разоблачение сговора

С точки зрения постлибералов антиуниверсалистский поворот в глобальной политической практике должен быть связан с переносом акцента с идеи самоопределения индивида на идею самоопределения сообщества. Без этого поворота вся современная система международного права остается проводником культурной агрессии цивилизации-наследницы Просвещения в отношении других культур по принципу «чья сила, того и правда». Стремясь быть арбитром в собственных столкновениях с другими культурами, либерализм старается выдать собственные решения, относящиеся к его локальному культурно-историческому контексту, за те принципы, на которых может быть выстроено взаимодействие различных культурных контекстов. И самой главной «крапленой картой» в его колоде является пресловутый индивидуум. К индивидууму же прикладывается и все остальное вплоть до конкретных административных институтов.

Вот что пишет по этому поводу Джон Грей: «Значение первичности принципа культурных форм заключается в том, что наши ценности создаются отнюдь не в процессе совершения индивидуального выбора. Хотя концепция самостоятельного человека-субъекта является центральной в современном либеральном мышлении, она легко может выродиться в опасный вымысел. В своем общепринятом значении идея автономии отрицает, что нашу личность формируют события, которых мы не выбираем. Идея автономии освящает вымысел либеральной философии о неприкаянном человеке-субъекте, самостоятельно определяющем свои жизненные цели и формирующем собственную систему ценностей. Да, это именно то самое создание либерального воображения, чей изнуренный призрак крадется по развалинам архаично-либеральной идеологии, бормоча что-то невнятное о глобальных рынках и экономической эффективности».

По-настоящему альтернативным решением по отношению к этому непоследовательному в саморефлексии либерализму является признание индивидуализма в качестве культурной ценности, присущей ограниченному сообществу, которая в свою очередь является несоизмеримой и, часто, несовместимой с ценностями других культур. В свете этого осознания решение по выделению частной сферы для свободно выбранных «ценностей» следует рассматривать как релевантное исключительно индивидуалистической культуре, а функционирующие в режиме свободного выбора «ценности» - не идущими в сравнение с теми ценностями, о которых толкуют мультикультуралисты – ценностей, определяющих конфигурации социальной субъектности в не меньшей степени, чем ценности индивидуализма определяют представления либералов о логике организации сферы публичных отношений.

Важнейшим выводом из признания культурного плюрализма является тотальное отвержение либерализма в его претензии на универсальную политическую ориентировку и глобальное регулирование.

Еще раз: «В традиционном либеральном понимании плюрализм ценностей относится к несоизмеримостям, возникающими между индивидуальными жизненными планами и личными концепциями блага и в пределах таких планов и концепций, но не к таким несоизмеримостям, которые проявляются в отношениях между целостными образами жизни, - и предполагается, что сами либеральные принципы защищены от несоизмеримостей, возникающими между личными концепциями блага в пределах таких концепций. Если же, напротив, плюрализм ценностей понимается не столь упрощенно и одноцветно, если считается, что он применим к целостным образам жизни и затрагивает (делая их беспомощными) так называемые принципы, провозглашенные либеральной политической философией, то это подрывает сам либерализм. Словом, если принять последствия строгого плюрализма ценностей, то от либерального проекта неизбежно придется отказаться».

Многополярность и проблема макрополитического вектора

Итак, из признания культурного плюрализма вытекает отвержение либеральных политических институтов в качестве ориентира для развития стран и народов, не принадлежащих исторически к традиции Просвещения; с претензиями либеральной демократии на внедрение в глобальных масштабах должно быть как можно скорее покончено. Но какая же политическая форма может быть признана адекватной несводимому культурному разнообразию? С точки зрения Джона Грея ответ очевиден: такой универсальной формы не существует. Единственный и самый общий принцип, на который может быть ориентирован политический процесс в контексте культурного плюрализма – это обеспечение по возможности мирного сосуществования автономных культурных образований. Однако рецептов для достижения этой цели не существует. Очевидно, что многополярный контекст предполагает достижение такого мирного сосуществования отнюдь не в терминах Канта (классического либерального универсалиста, выразившего свое кредо в работе «К вечному миру»), но в пределах каждый раз актуально-конкретного и никогда не гарантированного диалога.

Имперская модель – лучшее решение для России

Согласно трактовке Греем реалий культурного плюрализма, нет и не может быть заранее успешных или, наоборот, неприемлемых политических моделей. Достижению мирного сосуществования различных культурных традиций могут служить самые разные решения, успех или неуспех, выбор или отвержение которых является делом сугубо политическим (то есть не технологическим, не сводящимся к рациональным спекуляциям) и привязанным к конкретным обстоятельствам и историческому опыту.

Однако открытие возможности для реализации культурных традиций на различных уровнях публичности – вплоть до правового - представляется в ряде случаев необходимым: «В плюралистических или внутренне разделенных государственных образованиях правовое признание различных или составных сообществ и их разной юрисдикции вполне можно обосновать с позиций Гоббса: оно способствует установлению мира. Оно позволяет приверженцам различных культурных традиций обеспечить отражение этих традиций в правовых порядках, которым они должны подчиняться, не прибегая к сепаратистским действиям, неизбежным там, где единое государственное образование устанавливает унифицированный правопорядок. Такой правовой плюрализм фактически является институциональным воплощением человеческой потребности в прочных формах мирного сосуществования в условиях значительного культурного различия».

Такой рецепт, как известно, позиционируется как неприемлемый не только с позиций либеральных глобалистов, но и с точки зрения националистов-унитаристов. В рамках же политической практики империй он всегда являлся нормой. В этой связи не удивительно признание Грея в определенных симпатиях к имперской модели, которая в ряде случаев представляется ему оптимальной. «В некоторых случаях, - пишет он, - как например в условиях Российской Федерации, человеческие издержки (имеются в виду войны и этнические чистки) построения суверенных государств-наций на территориях с давно перемешанным населением, никогда не образовывавшем наций, могут быть столь велики и ужасающи, что для их предотвращения потребуется установить неоимперский режим. Здесь крайне важно, что плюралистическая теория открыта для признания различных форм государственной организации – будь то государство-нация, конфедеративный или федеративный союз или же империя – в данных исторических условиях способных к наилучшему обеспечению мирного сосуществования различных культур, образов жизни и народов».

Попытка интегрироваться в Запад обречена

Итак, важнейшим выводом из признания культурного плюрализма является тотальное отвержение либерализма в его претензии на универсальную политическую ориентировку и глобальное регулирование. Либерализм должен выть возвращен к статусу одной из множества абсолютно самодостаточных, «самореферентных» и в этом смысле равноправных культур. Однако так исторически сложилось, что универсалистские претензии стали практически неотъемлемым компонентом либеральной культурной идентичности. И в этом состоит первая из двух главных проблем современного запада: за столетия европейского цивилизационного триумфа пресловутый «белый человек» свыкся с ролью колонизатора, наставника-эксплуататора. Вопрос о возможности существования либерализма после отказа от проекта планетарной либерализации остается открытым.

Другая проблема носит не менее принципиальный характер: сведение культурных ценностей в индивидуалистическом контексте к статусу того, чем индивид может свободно распоряжаться, фактически лишает их статуса реальных ценностей. Результатом этого процесса является нигилизм, представление о котором современные социальные теоретики с благодарностью заимствуют у Ницше. Привлекательность, которой, казалось бы, обладает Запад в том числе и в глазах представителей других культур, оказывается обманчивой в долгосрочной перспективе, сладкое вначале оказывается горьким в своих последствиях, процесс причащения «благам цивилизации» приводит к выхолащиванию смыслов, лежащих в основе жизненных стратегий как сообществ, так и индивидов. Наконец, третий момент, которого мы здесь не будем касаться в подробностях (планируя впоследствии уделить ему специальное внимание) – это крах неолиберального экономического курса.

В свете сказанного продолжающийся процесс интеграции ряда несамостоятельных в культурном плане стран в культурно-политический домен либерализма оценивается Греем в исключительно негативном аспекте - как присоединение к нисходящей тенденцией, как расширение зоны поражения нигилизмом и будущей социальной дестабилизацией. В следующих строках автор дает краткий набросок на эту тему: «Те части посткоммунистического мира, чье культурное наследие является европейским, ожидает нелегкая судьба, поскольку установление в них западных рыночных институтов происходит как раз в тот момент, когда сами западные культуры, а значит и западные рыночные институты, переживают кризис легитимности. В западных культурах проект развития автономного человеческого разума и придания привилегированного статуса науке последовательно разрушил локальные и традиционные формы морального и социального знания, однако итогом его вместо новой цивилизации стал нигилизм. США, как всегда, представляют здесь исключение: в них остаются сильными как фундаменталистская религия, так и фундаменталистские основы проекта Просвещения. Однако если в США произойдет крушение основ фундаментализма, то его, по всей вероятности, будет сопровождать взрыв нигилизма, жестокость и сила которого не ведомы другим западным странам. Подобный исход предсказывается значительной частью современного американского искусства, литературой и массовой культурой».


Илья Дмитриев  
Комментарии:
Оставить комментарий (1)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Возрастное ограничение: 18+ Валерий Коровин Конец Европы Вместе с Россией на пути к многополярности издательство Родина

Валерий Коровин Кавказ без русских удар с юга издательство Родина

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Александр Дугин. Ноомахия. Логос Европы

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru