16 апреля, вторник | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
История принадлежит великим историческим общностям, а не бумажным лимитрофам, созданным волею руки вполне конкретных людей для вполне конкретных целей. Стоит взглянуть на карту и всё станет яснее. Какой союз внутри ЕС первым приходит на ум? Вышеградская ч Галицийский прорыв вен
Грязные бумаги, грязные дела
Владимир Путин сравнил Россию с плавильным котлом – гласят заголовки СМИ. Выступая на форме Валдай, российский лидер заявил о том, что Россия, как и США, тоже плавильный котёл, состоящий из множества общностей. Однако из сказанного далее следует, что пр “Плавильный котёл” для России?
Слово не воробей
Афганистан: США бежали. Что дальше? Афганистан: США бежали. Что дальше?
Талибан порядка или США хаоса?
23 марта 2022 года в Центральном Доме Ученых РАН, Фонд имени Фиделя Кастро и Российское общество дружбы с Кубой провели в круглый стол, посвященный 60-летию плана операции «Нортвудс» США против Кубы. В мероприятии приняли участие и выступили с докладами р «Нортвудс», далее везде
Операции США под ложным флагом
Американские военные требуют от Россия отказаться от системы ответного ядерного удара под названием «Периметр», которую на западе прозвали «Мертвая рука». В Вашингтоне хотят запретить нашей стране использование этого уникального комплекса, который в случа Кого пугает «мёртвая рука»?
Будет вам ответка!
8 октября 2021 года в Доме общественных организаций состоялся круглый стол на тему «Сетевые войны на постсоветском пространстве. Вмешательство и разрушение государств со стороны Запада». В мероприятии приняли участие эксперты из стран, ощутивших на себе и Сетевые войны: осознать и действовать
Война сетей
Сегодня, 27 апреля 2023 года, исполняется 60 лет с начала исторического визита Фиделя Кастро в СССР. Этот визит заложил тот прочный фундамент, на котором в наши дни, на новом этапе, возможно выстраивание российско-кубинских отношений. Именно это станет гл Воплощение образа Зевса и символ борьбы за свободу
Россия и Куба!
Один из организаторов Русской весны в Харькове, лидер организации «Русь Триединая» Сергей Моисеев о том, почему главный центр Слобожанщины не был взят в первые дни специальной военной операции, ренегатах и предателях внутри харьковской верхушки Почему до сих пор не взяли Харьков
СВО и многовекторность
Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима
Убрать таможню?
В Москве прошла международная конференция «Турецкий фактор закавказской политики: влияние на Азербайджан, роль Армении и Турции как христианских государств». Ведущие интеллектуалы из Турции, Азербайджана, Армении, Грузии и России обсудили очень сложные во Турецкий фактор закавказской политики: от продвижения западных интересов к евразийской геополитике
Что ждать Закавказью?
Экспертный круглый стол на тему «Американская стратегия “Анаконды”: угроза включения Закавказья в пояс нестабильности» состоялся 13 сентября 2022 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Участник Закавказье: сплотиться против «Анаконды»
Кльца сжимаются
Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе
Кавказ и русские: спасти или потерять Россию?
Западный мир перешел в фазу саморазрушения, деиндустриализация и экономическая рецессия в Германии, проблемы США с колоссальным госдолгом, которые нельзя разрешить, неспособность Запада нанести поражение России в конфликте на Украине даже совокупными усил Россия открывает ворота на Юг
Новый виток развития
Валерий Коровин, новая книга, Конец Европы. Вместе с Россией на пути к многополярности, издательство Родина, презентация Европу спасёт Русское чудо
Конец или начало?
россия, куба, президент отель, многополярный мир, Российско-кубинские отношения в свете становления многополярного мира, Валерий Коровин, Александр Дугин, Сергей Бабурин, Сергей Миронов Россия и Куба: вместе против расчеловечивания и однополярности
Удар в брюхо США
Широко известный факт – о реальном, а не показном благополучии той или страны можно судить по двум простым параметрам: отношению к старикам и отношению к детям. Как же обстоит с этим дело в самой благополучной, по собственному утверждению, стране мира – С Ежедневно 60 тысяч детей в США отправляются за решетку
Жестокость к детям – это закон в США
6 октября 2023 года в Бишкеке состоялось выездное заседание Всемирного Форума «Новая эпоха – новые пути», приуроченное к саммиту СНГ, который пройдет в Кыргызской Республике 13 октября 2023 года. Мероприятие организовано Международной организацией евразий «Новая эпоха – новые пути»: шаг к укреплению многополярности
Ради будущего Евразии
В последнее время всё чаще в новостных лентах фигурируют сообщения о произволе, беспределе и преступлениях, совершаемых либо мигрантами, либо «новыми россиянами», лишь недавно получившими  паспорт гражданина РФ.  Большинство обозревателей отмечают самоуве Трудовые будни самарской миграционки
Русские возвращаются?
Приближается православный праздник – Крещение Господне. В этот день по всей России и далеко за её пределами верующие совершают омовение.   Вместе с тем, в наших холодных широтах Крещенские купания – истинное испытание. Настоящий подвиг для тех, кто в обыч Крещенские купания: как относиться, как подготовиться и… начать моржевать?
Моржи моржуют!
Поэтический вечер члена Союза Писателей России и Союза Писателей Донецкой Народной Республики Натальи Макеевой прошёл в конце 2023 года в московском клубе «Бункер на Лубянке» http://evrazia.org/news/49267.  Мероприятие получило название «Мы снова стали не Вечер «непокорных» в «Бункере на Лубянке»
Z-поэзия или... ?
Одним из неочевидных результатов начала в 2022 году Специальной военной операции ВС России на территории бывшей Украины стал выход поэтов, пишущих о современной войне, из маргинального поля. При том, что литературный процесс, связанный начавшимися в 2014 Пропуская сквозь себя войну
Для кого эти стихи?
Специальная военная операция ВС России на территории бывшей Украины продолжается уже два года. За это время она приобрела поистине всенародный характер. Приложением нечеловеческих усилий сотен тысяч людей на фронте и в тылу русская армия медленно, но верн Награда для современных последователей Ковпака
Награда найдёт героев!
Спустя более чем год после начала Специальной военной операции ВС России бывшей Украины появляется всё больше свидетельств недостатков российской армии, которые высветила СВО.   Причин много. По мнению ряда экспертов главная – Россия слишком давно полноце Ошибки СВО: осознать и победить
СВО: начало
14 декабря 2022 года российские хакеры из группировки «Anarchist Kombatant» взломав сайт украинского военного командования получили доступ к спискам 35 тысяч 382 военнослужащих ВСУ, которые числятся как «пропавшие без вести». Едва ли генерал Залужный и ве Фронтовики или подопытные кролики?
ВСУшник, где твои почки?
22 марта 2024 года в одном из крупнейших концертных залов Москвы обычные мирные люди, пришедшие послушать песни известной музыкальной группы «Пикник», были жестоко убиты и ранены группой радикалов. На сегодняшний день – 144 погибших, более 500 пострадавши Уроки «Крокуса»
Кто истинный враг?
14 июня 2022 года, в день рождения знаменитого кубинского команданте в Москве в Доме учёных состоялся круглый стол на тему «Че Гевара: идея справедливости и её перспективы», который провели которых Фонд имени Фиделя Кастро, Российское общество дружбы с Ку Че Гевара: его боялись США
Жизнь и смерть ради справедливости
В конце 2021 года в Москве прошел благотворительный вечер в честь презентации Фонда содействия развитию русско-кубинских отношений имени Фиделя Кастро.  Организация была создана полгода назад общественными деятелями и экспертами, чья жизнь и работа связан Россия-Куба: вместе мы создаем многополярный мир
Москва-Гавана: новое измерение
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Религиозные верования осетин: прошлое и настоящее


Особое внимание руководство Южной Осетии уделяет возрождению православия и традиционных национальных верований 31 октября 2012, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Осетины всегда были религиозным народом - через века они пронесли верность своим традициям

Древнейшие верования осетин связаны с такими первобытными формами религии, как фетишизм, тотемизм, анимизм, аниматизм, магия, культ предков, система табу. Элементы этих воззрений дожили до наших дней. К примеру, у осетин до сих пор принято класть под пеленки ребенка нож, как фетишный предмет, ограждающий от воздействия нечистой силы (фыдбылыз). С древнейших времен почитался культ огня - в понимании осетин очажный огонь был настолько священным, что «хæдзар» (помещение, место), где горел огонь, также становился священным. Священными становились также атрибуты очажного огня - надочажная цепь, опорные столбы и т. д.

Осетины верят и верили раньше принятия ислама и христианства в существование одного верховного невидимого Бога, пребывающего где-то на небе и управляющего миром. Верховного бога называют Богом богов.

В качестве фетишей использовались отдельные предметы, передававшиеся из поколения в поколение как семейный или родовой талисман; одним из таких фетишей является «цыкурайы фæрдыг» - бусина, приносящая счастье и изобилие, дарующая детей бездетным и даже способная воскрешать из мертвых. По легенде она тесно связана с культом змеи, она либо отнималась у змеи, либо змея сама ее приносила. Посторонним видеть ее было строжайше воспрещено - по некоторым свидетельствам, даже семья-обладательница имеет право созерцать ее с благоговением и молитвенными приношениями только один раз в год.

Об аниматизме свидетельствуют тексты осетинских нартовских сказаний, где герои эпоса ведут беседы с деревьями, животными, явлениями природы как с живыми существами, наделенными человеческими способностями - прежде всего разумом. Отголоском аниматизма можно считать отношение осетин к священным рощам, где, по их религиозным представлениям, нельзя брать оружие в руки, проливать кровь и т. д.

Следы же тотемистических верований обнаруживаются и в памятниках культуры. В частности, наиболее часто в скифских могильниках встречается изображение оленя. По мнению исследователей, одно из племен скифов - саки, обитавшее в Средней Азии, носило имя саг (олень). Возможно, дальними потомками этого племени являются обладатели фамилии Сагкаевы в Южной Осетии. В горных районах до сих пор сохраняется обычай держать у себя дома оленьи рога.

Волк (бирæгъ) известен как тотем ираноязычных предков осетин: в древности он именовался «уæрхæг», этим именем назван родоначальник нартов Уархаг, а именами его сыновей-близнецов Хсара (Ахсара) и Хсартага (Ахсартага) осетины и сегодня называют своих сыновей. Вскормлен волчицей и закален в волчьем молоке один из главных героев нартиады - Сослан.

В свое время автор записала в селе Кобан Северной Осетии песню со следующими словами: «Кто не любит осетин - пусть будет съеден волками, кто не любит волков - пусть будет истреблен осетинами» (перевод подстрочный). В Южной Осетии носители фамилии Басаевы, по свидетельству старейшины, ветерана Великой Отечественной войны Хазби Басаева, считают себя «Волковыми» («Бирæгътæ»). В свою очередь, ни один из Хубаевых ни за что не тронет медведя, даже если он заберется в дом. В определенный день в мае Хубаевы устраивают в честь медведя как своего родоначальника и покровителя праздник - они молят бога, чтобы он даровал медведю здоровье и благополучие.

Есть тотемы-птицы: по преданию, род Кесаевых был спасен от погибели вороном, бросившимся в котел, где с мясом для фамильного пира варилась ядовитая змея, а другое предание повествует от орле, который спас фамилию Царазоновых от преследования неведомого сильного существа, напоминавшего огромную черную кошку. Фамилия Туккаевых не убивала змей, а ежегодно устраивала пир, чтобы их умилостивить.

Анимистические воззрения осетин также четко прослеживаются в нартовском эпосе, герои которого могут превращаться в любое живое существо или предмет: Урузмаг превращается в лошадь, Сырдон в собаку и т. д. Анимизм проявляется в сюжете о пребывании Сослана в стране мертвых. По религиозным представлениям осетин, после смерти человека его бессмертная душа переходит из нашего мира («мæнг дуне» - «иллюзорный мир») в мир потусторонний («æцæг бæстæ» - «настоящий, подлинный мир») - вечное местонахождение души: человек там якобы нуждается во всем том, в чем нуждался при жизни - в еде, одежде, лошади, предметах домашнего обихода и т. п. В настоящее время с покойником нередко хоронят большую часть его одежды. Сложилась традиция празднования многочисленных поминок: нельзя было сильнее обидеть осетина, чем сказать ему, что «твои мертвые голодают». Соответственно, очень строго соблюдался траур по умершему, особенно тяжелые ограничения накладывались на осетинскую вдову - они соблюдались до года.

Как и другие народы, осетины прибегали к всякого рода магическим действиям. Колдовскими обрядами пытались лечить болезни. Частично сохранился обычай предсказания судьбы, он проводится в новогоднюю ночь и называется «фыссæн æхсæв» - «ночь написания (судьбы)»: до наших дней дошло гадание о суженом (суженой) следующим образом: выпекались три маленьких пирожка, начиненных солью (!), и гадающая их съедала перед сном, не запивая водой. Тот, кто во сне подаст воду, и считается нареченным.

О дохристианских верованиях предков осетин скифов Геродот пишет: «Богов они умилостивляют таких: больше всего Гестию, кроме того, Зевса, Гею, Аполлона, Афродиту-Уранию, Геракла и Ареса. Этих богов почитают все скифы. Скифы же, которых называют царскими, приносят жертвы также Посейдону. Гестия у скифов называется Табити, Зевс - Папай… У них не принято воздвигать ни изображений, ни алтарей, ни храмов никому из богов, кроме Ареса».

По мнениям историков, столь прямое отождествление скифского пантеона с греческим неоправданно, т. к. слишком разнится социальный строй. Число скифских богов соответствует семи - культ «семи богов» был прочной религиозной традицией скифо-сарматских племен, прослеживаемый от геродотовских скифов через алан до современных осетин, т. е. на протяжении почти 2500 лет. Французский ученый Жорж Дюмезиль в своей работе «Скифы и нарты» исследовал типологическое сходство между социальным строем скифов и общественным устройством, существовавшим у осетин. Его трифункциональная теория описывает культовую, военную и хозяйственную функции - этот строй, конечно, глубоко отличен от греческого.

Осетины верят и верили раньше принятия ислама и христианства в существование одного верховного невидимого Бога, пребывающего где-то на небе и управляющего миром. Верховного бога называют Богом богов (Хуыцæутты хуыцау), допуская тем самым существование других богов, подчиненных Высшему. Самый почитаемый осетинами святой - Уастырджи, покровитель мужчин, в честь которого в ноябре празднуется в течение недели особый праздник. Сейчас он в массовом сознании часто совпадает со св. Георгием Победоносцем. Но в образе Уастырджи мало христианского, в нем следует видеть древнеосетинское божество, одного из главных персонажей дохристианской религии алан-осетин - бога войны в виде меча. Очень может быть, что Арес и Уастырджи - один и тот же персонаж в пантеоне осетинских божеств.

Появление христианства оказало сильное влияние на историю алан-осетин. В Х веке была создана самостоятельная аланская епархия, а позднее митрополия, входящая в Константинопольский патриархат. Во время военно-политического союзничества осетин и грузин, в блистательную эпоху Давида-Сослана и Тамары, христианство широко распространилось в Осетии, было построено множество храмов, многие из которых сохранились до наших дней. Отметим только, что в историографии существует тенденция преувеличения роли и значения грузинского влияния на Северный Кавказ.

После монгольского нашествия основы христианской религии у алан-осетин были подорваны, произошло возрождение старых языческих верований, а христианская вера сохранялась лишь в своеобразном симбиозе с язычеством. В народ проникают исламские верования. С приходом России на Кавказ и вовлечения осетин в орбиту российского православия начинается возрождение христианства, новой властью принимаются последовательные и энергичные меры по укреплению религиозного начала в народе.

В 1798 году в Москве издается первая печатная осетинская книга - «Начальное обучение человекам, хотящим обучиться книге Божественного писания». В ХIХ веке в Осетии развертывается драматическое противоборство между православными и мусульманами: интересы первых выражал и озвучивал священник Аксо Колиев, вторых - генерал Мусса Кундухов. Оба пользовались большим уважением и имели безукоризненную репутацию. Исход борьбы завершился в пользу христиан: Кундухов с десятками тысяч своих последователей покинул Осетию и переехал в Турцию - это переселение названо махаджирством.

Развитие христианства (равно как и других религий) было пресечено в 1917 году. Ленинская политика в отношении священнослужителей хорошо известна: победившая доктрина рассматривала религию как конкурента, подлежавшего уничтожению, в том числе путем истребления служителей культа и разрушения культовых построек. В результате в 30-х годах прошлого века в Южной Осетии не было ни одной действующей церкви и мечети. В 60-х годах Никита Хрущев, обещавший показать народу «последнего попа», уже не нашел бы его в Южной Осетии.

В 1976 году Юго-Осетинский областной комитет коммунистической партии Грузии принял постановление «О мерах по усилению борьбы с вредными традициями и обычаями», направленное на достижение изменений в массовой психологии, чтобы отучить людей «принимать участие в празднованиях религиозных праздников». Дело в том, что в отсутствие конфессий религиозные чувства осетин (и грузин в Южной Осетии) нашли свое удовлетворение в широком развитии празднований выделенных дней в святилищах-рощах либо отдельных деревьях, или скал; зачастую это бывали причудливо переплетенные с полуутраченными христианскими праздничными днями обычаи. Религиозную деятельность, таким образом, уничтожить не удалось, и даже в повседневных застольях осетины неизменно провозглашали первый тост за Бога - Творца Вселенной.

Православная церковь Южной Осетии не имеет общения с Грузинской автокефальной православной церковью, т. к. последняя заняла враждебную позицию по отношению к республике южных осетин и их православной общине.

В 1989-1990 годах начался трудный процесс перехода от насаждавшегося тотального атеизма к переосмыслению роли религии и церкви в жизни общества. 20 сентября 1990 года народ Южной Осетии политически самоопределился, провозгласив Республику. Конституция РЮО содержит две статьи, регламентирующие религиозную ситуацию: ст. 14 и ст. 33, где закреплено положение о том, что каждому гарантируется право исповедовать любую религию, либо не исповедовать никакой; православие и традиционные осетинские верования признаются одной из основ национального самосознания народа; религия отделена от государства, государственные школы - от церкви.

Общий для всего постсоветского пространства рост религиозных настроений в Южной Осетии приобрел особую динамику в связи со сложившимися обстоятельствами6 противодействие в 1991-1992 годах военной агрессии против Республики («в окопах атеистов не бывает»), природных катастроф (сокрушительное землетрясение и наводнение), тяжких социально-экономических невзгод народа, выпавшего из привычных систем соцобеспечения.

Коммунистическая идеология утратила господствующее положение, произошла деидеологизация, нанесшая серьезный ущерб нравственным ценностям, традиционным нормам и обычаям. В образовавшийся вакуум быстро начали проникать различные конфессии, появились миссионеры, стремящиеся привлечь как можно больше людей в свои организации. Оказалось, что обращение к религии происходило часто не по пути возрождения исконно народных религиозных традиций, а через внедрение в югоосетинское общество чуждых, привнесенных западных религиозных объединений. Важно отметить, что почти все миссионеры прибывали в Осетию из соседней Грузии.

Сознавая чрезвычайную актуальность религиозной проблематики для государственного строительства провозглашенной Республики и для исторических судеб народа, руководство РЮО уделяло неослабное внимание сложным духовным процессам в обществе. В 1997 году, после перехода к президентской форме власти, значительно укрепившей государство, был принят закон «О свободе совести и религиозных организациях», был образован Комитет по делам религии при Правительстве РЮО, в обязанности которого входило осуществление наблюдения за деятельностью религиозных объединений, контроль соблюдения действующего законодательства, определение рабочих форм взаимодействия религиозных объединений и государства, обеспечение проведения единой государственной политики в этой сфере, содействие стабильности и бесконфликтным отношениям между религиозными объединениями и т. д. В 2000 году по инициативе Комитета, с учетом накопленного опыта, был принят новый закон «О свободе совести и религиозных объединениях в Республике Южная Осетия».

Усилиями государственных структур, в первую очередь Комитета по делам религий, и поддерживающих его действия общественных организаций, удалось предупредить появление в Южной Осетии тоталитарных сект, деструктивных культов. Попытки некоторых религиозных организаций, несущих угрозу духовному здоровью народа, обосноваться на территории РЮО под видом гуманитарных, образовательных и других организаций, были пресечены: это относится к «Церкви объединения Муна», «Сайентологии», «Бахаизму», «Аум синрике», а также некоторые секты неохаризматического движения - «Слово жизни», «Церковь прославления» и др. В настоящее время в Республике действуют несколько религиозных объединений.

Особое внимание руководство Южной Осетии уделяет возрождению православия и традиционных национальных верований. Православие начало восстанавливаться с 1991 года, община началась с нескольких людей, объединившихся вокруг молодого священника о. Александра (Пухатэ). За прошедшие годы община выросла в многотысячную религиозную организацию, оказывающую глубокое благотворное воздействие на моральный климат общества, особенно молодежи, воспитывающую в народе патриотизм, стойкость перед лицом выпавших на нашу долю нелегких испытаний.

Православная церковь Южной Осетии не имеет общения с Грузинской автокефальной православной церковью, т. к. последняя заняла враждебную позицию по отношению к республике южных осетин и их православной общине: имели место попытки захвата церковных сооружений и храмов, без согласования с властями и духовенством РЮО пытались начинать строительные и ремонтные работы и т. п. Католикос Илия II благословил вооруженные формирования Грузии на войну с осетинами; сильный и крайне отрицательны резонанс получил знаменитый указ главы Грузинской церкви о проклятии в поколениях каждого, убившего грузина.

В начале 90-х годов православная община неоднократно обращалась к тогдашнему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II с просьбой принять возрожденную югоосетинскую церковь под свой омофор. С такой же просьбой официально обращались в Московскую Патриархию и власти РЮО. Однако публичного (официального) ответа не последовало. Выход был найден во вступлении в Русскую Православную церковь Зарубежом (РПЦЗ); в Южной Осетии было создано Благочиние во главе с о. Георгием (бывшим Александром) (Пухатэ). В 2001 году в РПЦЗ произошел раскол, и Благочиние Южной Осетии обратилось в Синод Противостоящих Истинно-православной церкви Греции (под главенством митрополита Киприана). Синод признал статус Благочиния, а в 2003 году митрополит Оропосский и Филийский Киприан (Куцумба) принял решение об образовании на территории РЮО Аланской Епархии. Неоднократно в Республику приезжала делегация во главе с епископом Амвросием Мефонским; в Грецию наносились ответные визиты делегации Аланской Епархии во главе со священноархимандритом Георгием (Пухатэ). Аланская Епархия прошла регистрацию в министерстве юстиции РЮО. 21 сентября 2001 года между православной церковью и государством было подписано Соглашение (конкордат), весной 2004 года Соглашение было подтверждено с учетом изменившегося статуса церкви (со стороны государства подписано тогдашним президентом Эдуардом Кокойты).

Религиозная деятельность в Южной Осетии является одной из важнейших составляющих общественно-политической жизни республики, представляя собой весьма сложный и интересный объект научных исследований и являясь отражением духовного бытия народа.


Соня Хубаева  
Комментарии:
Оставить комментарий
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Возрастное ограничение: 18+ Валерий Коровин Конец Европы Вместе с Россией на пути к многополярности издательство Родина

Валерий Коровин Кавказ без русских удар с юга издательство Родина

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Александр Дугин. Ноомахия. Логос Европы

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru