Российским интеллектуалам и духовным лицам необходимо организовывать сотрудничество с внутренним исламом и исламскими странами, и не допуская формирования угрозы из исламского фактора, что во многом уже произошло
Линии геополитической напряжённости проходят сквозь страны и континенты, в сферу политического напряжения попадают страны, люди, идеологии и религии. Так, в нашей стране в системе силовых линий и меридианов сейчас запутались тысячи и даже миллионы людей, патриотов, сторонников свободы, экологии, праведного образа жизни и иных взглядов и убеждений. Кажущиеся цели и ценности лишь иллюзорно объясняют им самим и окружающих происходящее с ними и вокруг них. Наша страна распята на этих исторических нитях, балансируя над бездной, безвольно и одновременно агрессивно решает, что для нас важнее: прогресс ли сохранение давно утерянных традиций?
Радикальное течение в исламе лишь формально связано к коранической религией откровения, имея намного большую параллель с антибелой, антиевропейской идеологией растафарианцев и чёрных реперов.
В этот мировой водоворот оказались вовлечены не только Россия и её народ, все страны и континенты сплелись в одном геополитическом вальсе. Там же сейчас с нарастающей скоростью формируется новый субъект - политический ислам. После сокращения влияния традиционных политических идеологий, в первую очередь коммунизма, именно политический ислам для значительной части человечества стал воплощением их надежд на иное устройство мира. С падением социалистического блока, именно эта идеология стала воплощением экзистенциальной надежды на возвращение идеи справедливости в нашу политическую и социальную реальность. То, что эта идеология построена на религиозной модели, кажется скорее странным, особенно учитывая то, что на протяжении нескольких сотен лет последовательно сокращалось влияние религии и всё более нарастало доминирование светской модели общественного устройства. Особенно бросается это в глаза постсоветским гражданам, выросшим в обществе, которое в эпоху господства коммунистической идеологии было официально отделено от религии.
Принято считать, что политический ислам, его возрождение связанно с переплетением многочисленных факторов, одним из которых является разочарование в западных политических и социальных институтах, и в то же самое время с вмешательством западных разведок и спецслужб, начиная с самого начала появления Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаба и настоящего момента. Не секрет, что западные спецслужбы появляются там же, где имеют место быть идеи радикально ислама. Стоит понимать, что процесс не поддерживается полностью извне, скорее он самовоспроизводящийся: радикальный ислам, как и иные радикальные идеологии, подобно вирусу питается страхом, болью и разочарованием людей, причин к которым современный мир даёт в огромном избытке.
Радикальное течение в исламе лишь формально связано к коранической религией откровения, имея намного большую параллель с антибелой, антиевропейской идеологией растафарианцев и чёрных реперов, утверждающих, что белые - это исчадия ада и созданы, чтобы держать в рабстве «цветные народы». У европейских мигрантов сформировалась квазирелигиозная идеология, делающая отсылки к исламу. Стоит, конечно, помнить, что эта идеология не имеет традиционного характера и не опирается на полноценное мазхабное учение, это синкретическая агрессивная система взглядов, опирающаяся на чувство обиды и жажду лёгких денег.
Традиционных исламских лидеров эта среда не принимает, а способствует развитию этой иммигрантской концепции то, что вырванные из своей привычной среды люди пытаются найти почву под ногами и заодно объяснить причину своей неприязни к своему положению и окружающему миру. В целом похожая ситуация сложилась в традиционно исламских странах, где из-за кризиса прогрессистской идеологии начался откат к средневековому обществу, что вызывает выплеск агрессии как против белого Запада - «крестоносцев», вызвавших разочарование, так и против своих же европеизированных классов.
Следует учитывать, что страдает при этом в первую очередь сам ислам, потому что мусульманские интеллектуалы и духовные лица вызывают у исламистов агрессию в первую очередь. Отрицается вся содержательная часть веры, кроме призывов здесь и сейчас строить «справедливое общество по шариату», с подростковым максимализмом, и почему-то с насилием, наркотиками и безудержным сексом. Этот «джихад» удивительным образом напоминает клиповую идеологию, созданную в GTA, и не удивительно, потому что он рассчитан на детей и подростков, ищущих место под солнцем в мире, где этого солнца очень и очень в дефиците.
Процесс исламизации, конечно, не стоит сводить только к его примитивным проявлениям, за ним стоит подлинный, глубокий поиск решения глобальных вопросов стоящих перед человечеством. И участвуют в этом процессе очень большие группы самых различных людей. Этот политико-религиозный ренессанс нигде не идёт безболезненно, во всех этих странах сформировался на протяжении нескольких поколений светский по своему характеру тип мышления и культуры. Исламисты в первую очередь ломают уже сложившиеся социальные и политические институты, как это сейчас происходит в Турции, Сирии, Египте и Пакистане.
Гораздо более сложная ситуация в европейских странах, которые либо никогда не были исламскими, либо это факт очень далёкого прошлого, - здесь это происходит благодаря миграции с одной стороны и перехода в ислам ряда категорий граждан внутри местных обществ. Новый культурный фактор порождает шок и глубокий социальный и культурный конфликт с прежним миром. Так как процессы миграции и одновременно исламизации среди самих европейцев только нарастают, легко предсказать разрастание конфликтного потенциала внутри всего европейского общества.
Мы видим, что процесс возрождения ислама повсеместно сопровождается конфликтами и непониманием между мусульманскими интеллектуалами и духовными людьми и, грубо говоря, использующим ислам криминалом и внешними ему силами, такими как западные секретные и гуманитарные структуры. Это порождает конфликт всего исламского общества с людьми других взглядов и ценностей. Происходит это как из-за непонимания, так и из-за столкновения негативными сторонами использующими ислам как прикрытие.
Сейчас не вызывает сомнений, что за многими из этих тенденций стоят интересы разных стран и их элит. Так, очевидна роль Катара и Саудовской Аравии в последних событиях в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Катар поддерживает «Братьев-мусульман», КСА - ваххабитов, Турция стоит часто как за суннитскими организациями, так и за суфийскими структурами, не забывая, впрочем, и тюркских националистов. Наконец, главными покровителями радикального ислама сейчас являются США и Великобритания. Для России это стало не менее значимой проблемой, чем для стран с большим количеством проживающих мусульман. Связанно это со многими причинами, в том числе со слабостью всего нашего общества, вызванной преобразованиями 90-х годов, имевшими небывалые по силе разрушительные последствия.
В то же самое время стоит заметить, что для русских ислам не является совсем чуждой религией. Легенда гласит, что князь Владимир, выбирая религию для Киевского государства, отправлял послов и в мусульманские страны, в Волжскую Булгарию. Известно, что в Киеве с IX по XII века существовали русские мусульмане, наряду с русскими иудеями и христианами, не выходили из обихода и языческие верования. Мы знаем, что это была эпоха культурного и духовного подъёма в нашей стране, и нет причин не использовать опыт прошлого в сегодняшней России.
Нам сейчас необходимо понять, что ислам и исламские страны могут нам быть и союзником, и оппонентом. Учитывая значимость внутреннего исламского фактора, нам необходимо думать, как гармонично организовать сотрудничество с внутренним исламом и исламскими странами, и не допустить формирования угрозы из этого фактора, что во многом уже произошло.
В России есть интересный опыт культурного сосуществования и обогащения мусульман и людей других вер и взглядов в Северо-Западном регионе, который представлен на персональном уровне группой молодых мусульман, собравшихся вокруг Мунира-хазрата Беюсова, в том числе это Танай-хазрат Чолханов и Тарас Черниенко. Стоит отметить уникальность этого феномена даже на самом поверхностном уровне - эти люди живут и действуют в самом западном и европеизированном городе России с самой европейской историей и культурой.
Радикальный ислам, как и иные радикальные идеологии, подобно вирусу питается страхом, болью и разочарованием людей, причин к которым современный мир даёт в огромном избытке.
Непривычная почва для развития, тем не менее, дала необычные всходы. Если современный ислам в России - это скорее периферия мирового интеллектуального пространства, то эта группа интеллектуалов, которые поднимают уровень осмысления на новый уровень и качество, доселе не привычный для постсоветских стран. Каждого из участников необходимо рассматривать отдельно, а так как сказать сразу обо всём невозможно, остановлюсь на содержании мыслей и деятельности одного из них - Таная-хазрата Чолханова, которые, вне сомнения, очень актуальны для современного общества.
Острие его мысли направлено на осмысление экзистенциальной основы существования человека согласно исламу, социальной практике, в соответствии с которой человек может гармонично существовать в современном мире, наполненном противоречиями и угрозами. Важное место отведено месту личности и нации, которые, согласно его мысли, не входят в противоречие с учением ислама. Напротив, Бог создал людей разными и создал разные нации, потому что человек прекрасен своим отличием, в том, как он реализует божественный промысел.
Чолханов говорит, что практика мультикультурализма потерпела поражение, и это симптом краха всей современной мировоззренческой системы. Заменить её может только новое обращение к трансцендентному, откуда человек может получить основу для своей духовной жизни. Если мы не обратимся к поиску этого первоначала, то всему миру грозит сползание в хаос междоусобиц и разрушения, - которое уже происходит. Это не просто социальная энтропия, за этим стоят совершенно определённые духовные силы. Это то, что в исламе определяются как влияние Шайтана, который развивает человеческие пороки, которые становятся преградой для его праведной жизни в соответствии с замыслами Творца.
Танай-хазрат Чолханов как религиозный лидер выступает против лицемерия, когда формально принимаются какие-то нормы, но они не являются основой для повседневной практики. В этом случае человек сам участвует в деятельности сил разложения, возможно, даже не понимая этого. В качестве примера мудрости и реализации в повседневной практике истинного образа жизни он приводит Саида Афанди, который «встал между двух потоков, призывая людей к миру», реализуя проповедь ислама.
Путь Чолханова - это путь служения Богу и служения людям, несения света истинного знания, эта миссия всех людей знания, вне зависимости от веры - и для суннитов, и для шиитов, и для христиан, и для иудеев. Отказ от этой миссии уже приравнивается к служению злу. Без преувеличения, Таная-хазрата Чолханова можно назвать потенциальным лидером умов и не только мусульман, но общества в целом, поскольку идеи, которые он озвучивает и реализует, близки и понятны людям всех конфессий. Они опираются на базовые представления и потребности человека в вере и социальной справедливости.
Важной особенностью «Петербургского феномена» является то, что это сообщество имеет интернациональный характер и привлекает людей разных конфессий и национальностей. Человек, который инициировал объединение, Мунир-хазрат Беюсов - имам-мухтасиб по Санкт-Петербургу, представитель ДУМЕР, является суннитом татарского происхождения, а Тарас Черниенко - этнически русский шиит по вероисповеданию, Мариф Аликперов - лидер азербайджанского сообщества Санкт-Петербурга, стоящий за многими социальными и организационными инициативами - шиит. Но этот круг не ограничивается только представителями мусульманских общин, в деятельности сообщества принимают участие христиане и иудеи.
Последним мероприятием, проведённым этой группой, стал «Форум традиционных конфессий: навстречу обществу солидарности и прогресса», прошедший 30 июня 2013 года в отеле «Сокос» в Санкт-Петербурге. В нём приняли участие представители традиционных конфессий Санкт-Петербурга - православные, католики, лютеране, сунниты и шииты. Не имея возможности перечислить всех участников, укажем, что присутствовали: предприниматель Мариф Алекперов; настоятель Князь-Владимирского Собора Отец Владимир Федоров; руководитель Сирийской диаспоры Санкт-Петербурга Ваддах Аль-Джунди; корреспондент Иранского телеканала «Сахар ТВ» Хаял Муаззин; публицист Мамед Бабаев; духовный вдохновитель проекта христианского радио «Мария» Отец Юрий Дорогин (от католицизма); представитель шиитской (джафаритской) мусульманской общины, редактор сайта shia.spb.ru Тарас Черниенко; руководитель мусульманской организации «Действие» Тимур Исаев; представитель Общественной православной организации «Народный собор» Евгений Андрющенко; религиовед профессор Юлий Ионесян; директор информационно-аналитического портала «Модус Агенди» Евгений Валяев; общественный деятель из Санкт-Петербурга Михаил Потепкин; президент Центра Религиоведческих Исследований «Этна» Алексей Гайдуков; представитель Дома Молодежи Санкт-Петербурга, специалист по работе с молодёжью Валерий Кондаков.
На форуме обсуждались вопросы в основном практического характера: развитие благотворительной деятельности, разработка программ по адаптации мигрантов, воспитание среди них уважения и понимания российской культуры. Важное место участниками было отведено просветительской работе, направленной на воспитание патриотических чувств и отношения к России как к общей Родине - не просто как к «территории», на которой временно живёт человек, а как к «миссии служения миру и человеку, дарованную Богом». Участники конференции также уделили внимание опасности проникновения на российское пространство чуждых России идеологий экстремистского и сектантского толка, необходимости профилактике этого явления.
Стоит отметить, что каждый участник этого сообщества является уникальным и неповторимым и как общественный деятель, как и мыслитель, то есть это, в общем-то, заурядное по форме мероприятие собрало вокруг себя значимых людей далеко не в региональном масштабе людей. Брендом этого объединения стал созданный Санкт-Петербургский Общественный Совет по Межнациональным и Межконфессиональным Отношениям, председателем которого избран Тарас Черниенко.
Мы полагаем, что этот «Петербургский феномен», находящийся только на стадии формирования (а его потенциал и возможности трудно пока оценить) предлагает уникальные идеи, представляет уникальных людей и находится в уникальном месте, являющемся одной из ключевых точек одновременно России и Европы.