Сейчас, когда наши города сотрясают взрывы, когда лжецы и негодяи точат страну изнутри, мы не имеем права отчаиваться, ибо существуют силы, противоположные энтропии и хаосу - и они наконец-то дают о себе знать
В филиале Государственной Третьяковской Галереи на Крымском Валу проходит выставка, которая разительно отличается от многочисленных постмодернистских выставок, буквально заполонивших столицу в первые дни нового года. Речь, конечно, о спецпроекте «"Реквием". К истории "Руси уходящей"» Павла Корина. Современникам художник в первую очередь был известен как выдающийся мастер портрета, кисти которого принадлежат классические изображения художников Сергея Коненкова, Мартироса Сарьяна, учителя Павла Корина - Михаила Нестерова, Кукрыниксов, выполненные в 1940-1960 годы. Безусловно, стоит отметить и знаковые для советского искусства монументальные работы Корина - мозаики станций метро «Комсомольская» и «Смоленская», витражи станции «Новослободская».
Хаотичность и бессмысленность нагроможденных друг на друга груд мусора и прочей мишуры являются своего рода необходимым испытанием для посетителя, который решил увидеть работы Корина.
Однако главным делом жизни живописца стала работа над картиной «Реквием». В марте 1925 года, будучи под сильным впечатлением от всенародного прощания с патриархом Тихоном, в котором художник принимал участие, Корин задумал эту масштабную картину, - однако ее замысел так и не удалось полностью воплотиться в реальность. Идея написать большое полотно, отражающее реальных участников тех событий, была, по сути, титанической задачей. Картина должна был отразить две фундаментальные черты русского сознания и культуры, а именно - соборность и эсхатологизм.
Изначально Корин хотел назвать свою картину просто и лаконично «Реквием» - этим названием мастер определил содержание будущей картины как заупокойную литургию, траурное прощание. Второе, широко известное название - «Уходящая Русь» - было дано Максимом Горьким. Главная идея «Реквиема» менялась с течением лет: если вначале это был уход подвижников, гибель духовной традиции, то в окончательной версии она преобразилась в свидетельство «неиссякающего множества» Церкви как вечного источника духа.
Мастер трудился над картиной более 30 лет и так и не окончил ее. В зале «Третьяковки» выставлены наброски к грандиозному произведению, а финальный эскиз стоит напротив огромного пустого холста, на котором так и не начали писать окончательную версию картины.
Чтобы добраться до выставки, нужно пройти множество залов с поделками креатившиков пост-модернистов, ныне почитаемыми за произведения искусства. На самом деле все эти арт-проекты являются точной иллюстрацией Питирима Сорокина о цивилизации свалки. Хаотичность и бессмысленность нагроможденных друг на друга груд мусора и прочей мишуры являются своего рода необходимым испытанием для посетителя, который решил увидеть работы Корина. Пройдя все эти залы с ведрами, зелеными головами и прочим бредом, зритель наконец добирается до зала с работами Мастера. И происходит самый настоящий эффект катарсиса.
Живые лики людей минувшей эпохи смотрят на пришедшего, множество этюдов, на которых с поразительным реализмом изображены представители духовенства, прихожанин - свидетели и соучастники того события. Великая сила читается в их живых лицах и глазах. Таких людей в принципе невозможно встретить в деловых центрах и торговых фирмах, в офисах и клубах - это люди иной антропологии, абсолютно иные, нежели современный креативно-классовый персонаж. За каждым эскизом стоит жизнь человека, его судьба, его жизнь и Вера. На посетителя смотрят строгие и одновременно полные света и доброты лица иерархов церкви, вызывая в душе живой отклик.
Смотря на нищего калеку, сидящего на полу храма, понимаешь, что он, причастный к истинному свету Веры Христовой, в тысячу раз живее всех так называемых модных и креативных успешных людей с либеральными взглядами, которые населили наши города-миллионники. Нищий калека, будучи даже на холсте, жив - они же, имея плоть и кровь, уже мертвы и, кажется, не были никогда живы.
Величественная и полная грустных нот музыка, игравшая в зале, лишь усиливала ощущения от просмотра.
Россия-Евразия - бастион традиционных ценностей и веры. Если мы падем, падет и весь мир, он окажется в плену сил абсолютного зла, которые уже окружили нашу Родину. Именно поэтому мы не имеем право на поражение.
Александр Проханов в своей статье «Счастье быть Русским» пишет: «Четыре могучие силы, четыре веры составляют основу духовной жизни русского человека. Православная вера, открывающая путь в бесконечную лазурь, из которой льются на землю божественные райские смыслы, фаворский свет справедливости и любви. Это чудесная, ненаглядная родная природа, в которой купается наша душа, черпает вдохновение, благоговение перед жизнью. Русская культура, наш великий язык и музыка, которыми наградил нас Господь, соединив через музыку и слово с божественной тайной бытия. Когда начинают остывать алтари и меркнуть лампады, русская культура заменяет нам веру, сочетает нас с небесной лазурью. И ещё - государство. Это могучая сущность, которая в России наряду с земной природой имеет природу небесную. Ибо в государстве русский народ обретает волю к коллективному творчеству, реализует свою мессианскую судьбу».
Выставка работ Павла Корина, безусловно, является воплощенным творческим порывом, в котором для нас запечатлена частичка той самой бесконечной лазури. Сейчас, когда наши города сотрясают взрывы, когда лжецы и негодяи точат страну изнутри, а враги нападают на нашу Родину извне, сейчас, когда многим видится лишь трагичность и безнадежность всего вокруг, мы не имеем права отчаиваться. Есть те силы, которые противоположны энтропии и хаосу, и они наконец-то дают о себе знать.
Русский народ - носитель великого мессианства, его судьба неразрывно связанна с Верой и Государством - византийскими идеалами, которые и сформировали русский народ в его величии и силе. Наше отличие от Запада - не только в том, что мы мыслим и живем бескрайними просторами, а не узкими национальными государствами, ибо в нашей крови растворены бескрайние степи и леса Евразии, но также и в пламенной Вере, которая еще жива на этих бескрайних просторах.
Россия-Евразия - бастион традиционных ценностей и веры. Если мы падем, падет и весь мир, он окажется в плену сил абсолютного зла, которые уже окружили нашу Родину. Именно поэтому мы не имеем право на поражение.
Неслучайно, что «Русь уходящая» как единое полотно не была написана: с пустого белого холста проглядывают контуры России Вечной, учение о которой изложил Юрий Мамлеев.
Именно с такими мыслями мы покидали зал. Пройдя несколько залов с советским искусством 20-30-х, мы остановились у картины Павла Челищева «Феномен». Картина представляет собой вторую часть триптиха, задуманного художником, а именно - «Ад». Центром здесь является пирамидальная композиция. Вытянутые остроугольные, голубые, будто ледяные формы, устремлены вверх, являясь недостижимой вершиной этого построения. Под ними - желтое пространство выжженной потрескавшейся земли, которая состоит из человеческих голов. Ниже - белые шатры, соседствующие со сценой погребения. Эти образы запечатлевает фотограф, стоящий спиной к зрителю на розовой «прослойке» мистического «пирога» мироздания. Дальше возникает голубая часть, где прогуливаются маленькие уродцы.
Картина, безусловно, навеяна образами западного общества эпохи модерна. Здесь кроется предупреждение для тех, кто решил пойти путем, отрицающим традицию и веру. Это предупреждение, возможно, не было заложено в концепции художника, однако для человека думающего данный аспект картины очевиден.
В своей работе «Евразийство как исторический замысел» Петр Савицкий писал: «Евразийцы знают, что русская философская мысль и философская мысль других народов Евразии только тогда поднимутся на достойную их небывалую высоту, когда снова, после пережитых испытаний, загорится в просторах Евразии ярким огнем религиозное вдохновение». Именно о таком религиозном вдохновении и повествуют нам работы Павла Корина. Ведь возрождение России-Евразии возможно лишь при синтезе двух векторов - возрождения единства великих бескрайних пространств, расчлененных коварным врагом, и возрождением Веры, которая свяжет эти пространства с Горним Миром.