15 сентября, воскресенье | evrazia.org |  Добавить в закладки |  Сделать стартовой
Аналитика | б.Украина | Интервью | Политика | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама, последовательно и смело выступал против ваххабизма, изобличая его идеологию, практику Военные столкновения между ваххабитами и последователями суфизма
Российские власти прозевали ваххабизм"
Начавшийся в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации - республике практически не было глубоко подготовленных шариатских судей Шариатское правление в Чечне и его последствия
Кавказ не готов к обустройству исламского государства"
Практические деяния ваххабитов, во всяком случае, тех, кто маскировался под ними, сопряжены многочисленными преступлениями против личности Исламский радикализм как фактор общественной угрозы
Ваххабизм был привит Кавказу мондиалистами"
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии "Родина" (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?"
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю"
Запад - внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром Шестая колонна - главный экзистенциальный враг России
У России есть враг и пострашнее «пятой колонны»"
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»"
Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA"
Америка на пути к распаду Америка на пути к распаду
СШа трещат по швам"
Сто лет расстрела: уврачевать раскол Сто лет расстрела: уврачевать раскол
Сверхидея: пространство и судьба"
Размышления о том, почему мы и дальше будем наслаждаться привычными кадровыми решениями президента Новое правительство б/у чиновников
Почему мы и дальше будем наслаждаться кадровыми решениями"
Перед грядущими президентскими выборами сторонники Владимира Путина вспоминают самые разные его заслуги. Политическая стабильность, экономический рост, международный авторитет и суверенная внешняя политика, возвращение Крыма и строительство Керченского мо Вертикаль власти – главная стройка Владимира Путина
Главная стройка Путина"
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора"
«Мы показали, что в мире больше нет одного хозяина, который вправе распоряжаться судьбами народов только по собственному произволу» Признание, окончательно и бесповоротно
Россия спасла от геноцида осетин и абхазов"
Неоевразийство — политическая философия, наследующая классическому евразийству и русской консервативной мысли. Классическое евразийство возникло в среде русской эмиграции, размышлявшей о причинах краха русской культуры и гибели государства. Неоевразийство Неоевразийство как ценностная система
И снова об идеях..."
Евразийский меридиан должен быть не столько границей между Европой и Азией, сколько границей между Западом и Востоком, между западными и восточными культурами и цивилизациями Время Евразийского меридиана
Россия в праве ввести очень перспективный бренд"
Мифы, мечта и постмодерн Мифы, мечта и постмодерн
Архетипы и Голливуд"
«Пулемёт Максим» - это словосочетание для человека неискушенного давно стало устойчивым. Ну не РПК же, ПКМ, Печенег и тд или хотя бы ППШ вспоминает обыватель, когда слышит слово «пулемёт»! Только «Максим» - эта ассоциация железобетонная и обжалованию не п «Максим» - человек и пулемет: 130 лет в России
8 марта и пулемёт Максим"
Если Франция не хочет хранить свою традицию, она получит чужую, выстроенную на обломках христианской цивилизации Пожар умирающей Европы
По ком струится чёрный дым?"
Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот! Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот!
Ради будущего"
Три «В» российской системы воспитания Три «В» российской системы воспитания
Без идеи мы потеряем всё"
...Прежде всего в себе нужно разбудить Мефистофеля, язычество, стихии - огонь, землю, воду, ветер... Бред здорового воображения
Интервью с Ником Рок-н-Роллом (Николаем"
Грузия с Россией: новая молодежная сила готовится менять вектор Тбилиси Грузия с Россией: новая молодежная сила готовится менять вектор Тбилиси
Куда повернет Грузия?"
«К сожалению, Сербия находилась многие годы в режиме либеральной глобалистской оккупации и внешнего управления и там, несмотря на присутствие братского, самого близкого нам народа – сербов, - православного народа, который выходит с нами из единых культурн Коровин: Сербы заявляют свою волю
Сербы и постчеловечество"
На арене Беня На арене Беня
Встречайте нового президента бывшей Украины!"
Как украинский криминал сращивается с властью, влияет на политику и управляет государством Украина криминальная: кровавый экспорт за пределы и схватка за власть
Украниский криминал во власти"
Разделяй и властвуй принцип управления и поглощения весьма известный еще в дремучем средневековье, и такой подход применяют по отношении к Православной Церкви. Но кто заказчик? Откуда растут ноги украинской «автокефалии»? Откуда растут ноги украинской автокефалии?
При Ватиканском обкоме..."
Новый путь России Новый путь России
Исторические возможности за пределами Путина"
Палестина: современность Палестина: современность
Решение - 50/50"
Победа над спарринг-партнёром вскружила голову мечтателям о господстве над миром и серьёзно притупила бдительность. Они всерьёз решили, что «враг» повержен, и можно более не напрягаться. Была даже популярна мысль о «Конце истории». Как результат – ряд рок Глобальные косяки глобального Запада
Запад и Беларусь"
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Освобождение
«Слабость института прав человека в том, что он все менее и менее учитывает нравственное измерение жизни и свободу от греха» 28 июня 2008, 09:15
Версия для печати
Добавить в закладки
Сформулировав свое отношение к достоинству, свободе и правам человека, православная церковь начала возвращение из многолетнего отчуждения от общественной жизни России

Одним из важнейших, а, пожалуй, и наиболее важным событием состоявшегося в Москве архиерейского Собора Русской православной церкви стало принятие документа «Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека».

С самого начала документ задумывался как своего рода ответ церкви на доминирующий в современном мире светский правовой дискурс. Вступив, таким образом, в идеологические прения с поборниками индивидуалистически понимаемых свобод, церковь, как нам кажется, сделала первые шаги в сторону возвращения на широкую общественную, интеллектуальную и политическую арену.

Церковь охотно признает свободу не только неотделимой от человека, но и являющей собой признак его богоподобия. Но она не является абсолютной ценностью, а призвана служить благу человека.
На первый взгляд инициатива церкви является своего рода реакцией на негативные аспекты либерализации нравственных представлений в современном мире. Как будто тревога за моральное состояние человека вынуждает ее внести в теорию о достоинстве и правах человека некоторую разумную поправку на нравственность. Именно так выглядит данная инициатива в глазах людей, внешних по отношению к церкви, привыкших оперировать светской логикой.

На самом же деле, как представляется нам, принятый документ отражает фундаментальное различие между двумя способами мышления, двумя подходами к проблеме – светским, секулярным, либеральным – с одной стороны и церковным, мировоззренческим, онтологическим – с другой. Это различие четко обозначается на первой же странице документа, где толкованию подвергается сама категория человеческого достоинства.

«Базовым понятием, на которое опирается теория прав человека, является понятие человеческого достоинства», - гласит текст «Основ». – «Именно поэтому возникает необходимость изложить церковный взгляд на достоинство человека. Согласно библейскому откровению, природа человека не только сотворена Богом, но и наделена Им свойствами по Его образу и подобию. Только на этом основании можно утверждать, что человеческая природа обладает неотъемлемым достоинством».

Делая такое заявление, церковь без обиняков дает понять: никаких запредельных по отношению к ее учению категорий не существует, и никакие проявления человеческой природы не могут рассматриваться в отрыве от христианской антропологии. Поэтому, наряду с понятием о достоинстве, сообщаемом человеку Творцом, авторы документа оперируют и понятием о «не достоинстве», обусловленном грехом.

«Восприятие Господом Иисусом Христом полноты человеческой природы кроме греха показывает, что достоинство не распространяется на искажения, возникшие в этой природе в результате грехопадения», - говорится далее. - «Учитывая помраченное грехом состояние человеческой природы, важно ясно различать достойное и недостойное в жизни человека».

Таким образом, достоинство человека, согласно учению церкви, - Богом данное, и оно по сути своей неотделимо от замысла Творца о человеке, от нравственного императива, обнаруживающего себя, во-первых, в голосе совести, во-вторых, в нравственных нормах религии. Только в таком подходе может найти свое обоснование непротиворечивый комплекс представлений о дурном и положительном, достойном осуждения и наказания или похвалы.

Тоже самое касается и категории свободы. Церковь охотно признает свободу не только неотделимой от человека, но и являющей собой признак его богоподобия. Однако, свобода не является абсолютной ценностью и, осуществляясь в жизни через свободный выбор, призвана служить благу человека. Благо же, как уже было сказано, имеет своим источником исключительно Бога. Свобода в отрыве от Бога – прямая дорога ко злу и смерти.

Из такой постановки вопроса вытекает церковная критика в адрес института прав человека: «Слабость института прав человека – в том, что он, защищая свободу выбора, все менее и менее учитывает нравственное измерение жизни и свободу от греха. Общественное устройство должно ориентироваться на обе свободы, гармонизируя их реализацию в публичной сфере. Нельзя защищать одну свободу, забывая о другой». Такой подход распространяется на все виды человеческой активности и касается, в том числе, свободы слова и свободы творчества.

Заводя речь непосредственно о понятии прав человека, составители документа делают важную оговорку, о которой ретивые проповедники этих самых прав, кажется, нередко забывают: «Представления о правах человека прошли долгую историческую эволюцию и уже поэтому не могут быть абсолютизированы в их нынешнем понимании. Необходимо ясно определить христианские ценности, с которыми должны быть гармонизированы права человека». Далее следует категоричное: «Права человека не могут быть выше ценностей духовного мира». Настаивая на первичности божественной онтологии по отношению к любым, пусть даже самым авторитетным разработкам человеческого разума, «Православная Церковь считает недопустимыми попытки подчинить взгляд верующих на человека, семью, общинную жизнь и церковную практику безрелигиозному пониманию прав человека».

Исходя из этого авторы «Основ» заявляют о «недопустимости введения в область прав человека норм, размывающих или отменяющих евангельскую мораль». Среди конкретных проявлений таких недопустимых направлений человеческой деятельности названы, в частности, «аборт, эвтаназия, использование человеческих эмбрионов в медицине, эксперименты, меняющие природу человека».

Что будет дальше – во многом зависит от мудрости священноначалия. Но не только от нее. Сделав свое заявление, церковь ждет ответа от всего общества. А то, каким будет этот ответ, зависит от каждого из нас.
Особое внимание авторы документа уделили угрозе тотализации контроля над человеком со стороны государства и особым способам хождения информации: «Частная жизнь, мировоззрение и воля людей не должны быть предметом тотального контроля. Для общества опасны манипуляции выбором людей и их сознанием со стороны властных структур, политических сил, экономических и информационных элит. Недопустимы также сбор, концентрация и использование информации о любых сторонах жизни людей без их согласия. В случаях, когда того требуют защита Отечества, сохранение нравственности, охрана здоровья, прав и законных интересов граждан, а также предотвращение либо раскрытие преступлений и осуществление правосудия, сбор сведений о человеке может совершаться без его согласия. Однако и в этих случаях получение и использование информации должно осуществляться сообразно заявленным целям и с соблюдением законности.

Методы сбора и обработки информации о людях не должны принижать человеческое достоинство, ограничивать свободу и превращать человека из субъекта общественных отношений в объект машинного управления. Еще более опасным для свободы человека станет внедрение технических средств, постоянно сопровождающих человека или неотделимых от его тела, если их можно будет использовать для контроля над личностью и управления ею».

Различимы в тоне текста «Основ» и политические нотки. Так, обращаясь к общественно-политическим реалиям сегодняшнего дня, церковь заявляет: «Под предлогом защиты прав человека одним цивилизациям не следует навязывать свой уклад жизни другим. Правозащитная деятельность не должна служить политическим интересам отдельных стран». Призывает церковь не забывать и о патриотизме, который, по ее мнению, является естественной составляющей полноценной нравственной жизни.

На фоне этой проблематики отдельным пунктов в документ включено понятие о «коллективных правах». «Права отдельной личности не должны быть разрушительными для уникального уклада жизни и традиций семьи, а также различных религиозных, национальных и социальных сообществ. В человеческую природу Богом заложено стремление индивида к общинному существованию. На пути к исполнению воли Божией о единстве человеческого рода важную роль играют различные виды общинной жизни, осуществляемой в национальных, государственных и социальных объединениях. Полноту же осуществления заповедей Божиих о любви к Богу и ближнему являет собою Церковь – богочеловеческий организм», - сказано в документе.

Подобные заявления, да и тон документа в целом выдает в сегодняшнем церковном руководстве желание более активно включиться в общественную, а возможно и политическую жизнь страны. При этом главный расчет, очевидно, делается на конструктивный диалог с государством. Предупреждая возможные возражения, составители документа отмечают: «Принцип свободы совести не является препятствием для партнерских отношений Церкви и государства в социальной, благотворительной, образовательной и другой общественно значимой деятельности».

Подводя краткий итог анализу данного любопытного во всех отношениях документа, нам со своей стороны остается добавить немногое. А именно: если Московский патриархат сегодня найдет в себе силы преодолеть некоторые препятствия на своем пути – такие, в частности, как угроза раскола или то же сопротивление со стороны определенного общественного сегмента – то данное заявление на новый общественный статус – а именно так мы рассматриваем принятие «Основ» – вполне смогло бы стать началом нового возвышения церкви на благо России и русского народа.

Если это – начало, то начало хорошее. Однако, всего лишь начало. Что будет дальше – во многом зависит от мудрости священноначалия. Но не только от нее. Сделав свое заявление, церковь ждет ответа от всего общества. А то, каким будет этот ответ, зависит от каждого из нас.


Илья Дмитриев  
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
от 50 руб./час AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!
Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

Информационное агентство Новороссия

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 


Рейтинг@Mail.ru