25 июня, воскресенье | evrazia.org |  Добавить в закладки |  Сделать стартовой
б.Украина | Интервью | Аналитика | Политика | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Черные клобуки пришли на Русскую землю и, на деле доказав ей свою преданность, были приняты как равные. Потомки их, помня добро, когда-то оказанное им славянами, неуклонно следовали традиции, заложенной предками Воины с Поросья: верой и правдой Русскому миру
Вся история России сделана казаками"
Современным политическим «лисам» не обязательно иметь живого прибалтийского тигра, достаточно использовать его шкуру в целях своих информационных манипуляций Удобная шкура мертвого тигра
Запад отделывается от проблем Прибалтики"
Курдам необходимо стремиться к цивилизованному способу создания своей государственности и своими мирными намерениями и поступками привести к этой мысли власти Турции и Ирана Курдский мир
Во имя своего государства курдам не следует враждовать с Турцией"
Америка мягко стелет, но в России спать на её кроватках жестковато Под мягким каблуком
Под каблуком"
Метод захвата медиапространства состоит в том, что определенная организация работает со всевозможными СМИ и при этом не дает показаться в информационном поле другим организациям Тихо и незаметно: способы ведения информационной войны
Если войны не видно, это не значит, что ее нет"
Информационные методы воздействия включают в себя использование информации и информационных технологий как основного средства воздействия на противника Стратегия ведения информационной войны
Промывка мозгов становится главным оружием"
Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама, последовательно и смело выступал против ваххабизма, изобличая его идеологию, практику Военные столкновения между ваххабитами и последователями суфизма
Российские власти прозевали ваххабизм"
Начавшийся в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации - республике практически не было глубоко подготовленных шариатских судей Шариатское правление в Чечне и его последствия
Кавказ не готов к обустройству исламского государства"
Практические деяния ваххабитов, во всяком случае, тех, кто маскировался под ними, сопряжены многочисленными преступлениями против личности Исламский радикализм как фактор общественной угрозы
Ваххабизм был привит Кавказу мондиалистами"
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю"
Запад - внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром Шестая колонна - главный экзистенциальный враг России
У России есть враг и пострашнее «пятой колонны»"
Америка сегодня падает. Это падающий гигант. Падение статуи Свободы будет внушительным. Однако сегодня падает и Россия. Ее падение не столь масштабно, но чувствительно Ставка в международной политике: кто рухнет первым
Государство как идеология не ограничено ничем"
В 2014 году указом Президента России утверждены Основы государственной культурной политики, чего до этого не было. Либералы-западники, державшие в своих руках практически все государственные и частные СМИ на протяжении 1990-х да и               2000-х г.г Евразийство Пахмутовой
Нежность нового евразийства"
Сегодня, 27 января 2017 года, в возрасте 62 лет ушел от нас великий мыслитель, русский философ, знаток права, член Союза писателей России, поэт и режиссер Владимир Игоревич Карпец. Выражаем соболезнования семье, близким и друзьям Владимира Игоревича. Владимир Карпец: Защитник идеи Русской Монархии, Русского Царства, Третьего Рима
Умер Владимир Карпец"
В середине ноября была затронута в СМИ скользкая тема, основанная на сюжете английского военкора, ставшего родным за время войны в Донбассе Грэма Филлипса о ростовских настроениях и взглядах обывателя по поводу происходящего противостояния жителей шахтерс Опасная «глухота»
Опасная «глухота»"
Неоевразийство — политическая философия, наследующая классическому евразийству и русской консервативной мысли. Классическое евразийство возникло в среде русской эмиграции, размышлявшей о причинах краха русской культуры и гибели государства. Неоевразийство Неоевразийство как ценностная система
И снова об идеях..."
Десять лет исполняется сегодня, 17 сентября 2016 года, со дня референдума о независимости и присоединении к России, который прошёл в Приднестровской молдавской республике (ПМР) в 2006 году. 97,2% граждан, принявших участие в голосовании, поддержали курс н Евразийский вектор Приднестровья
10 лет выбора ПМР"
В свое время один из основателей геополитики Карл Хаусхофер настаивал на необходимости популяризации этой науки, да еще так широко, чтобы о ней говорили на улице Противостояние будет вечным
История доказывает, что Европе верить нельзя"
Американских сторонников Трампа, разочаровавшихся в нем после ударов по Сирии и военных выпадов против Северной Кореи, на неделе порадовала новость о поддержке отечественного производителя. «Покупай американское, нанимай американцев», - так коротко назвал Трамп против "болота"
Доктрина Монро как шанс для мира"
Действовать жёстко, с кровью, не был готов никто из элит - советские элиты были очень миролюбивы, - кроме отмороженных либералов-русофобов Американский переворот в пользу Ельцина
Пора привлечь к ответу виновников октябрьской бойни"
Достаточно очевидно, что центральные СМИ транслируют преимущественно модернизационную культуру в целом, а также ценности современной политической культуры Дискретность информационного пространства Юга России
Политика СМИ не согласована с регионами"
В феврале прошёл столетний юбилей Февральской революции. Через несколько месяцев мы отметим столетие эпохального события не только российского, но и мирового уровня – Октября 1917 года. В последнее время тема революционного столетия регулярно поднимается «Оранжевый» Февраль и Красный Октябрь 1917-го
«Оранжевый» Февраль и Красный Октябрь"
Итоги переговоров по Сирии ещё раз подтвердили, что если где и может быть решено будущее Ближнего Востока, так это только в Астане. Именно этот формат, максимально удалённый от американского влияния, от уходящей администрации Обамы-Клинтон, от попыток исп Астана надежды нашей
Астана надежды нашей"
Под конец уходящего 2016 года неожиданно среди обсуждаемых в СМИ и экспертном сообществе тем оказалось создание «российской политической нации». Ранее этот вопрос поднимался на редко получавших широкое освещение круглых столах и конференциях, в том числе «Россиянство»: опасность простых решений
Россия – это сложно!"
Активист Русской Весны в Донбассе, помощник начальника штаба 4-го разведывательно-штурмового батальона (РШБ) ВС ДНР, старший лейтенант ВС ДНР Александр Матюшин (позывной «Варяг») в эксклюзивном интервью корреспонденту порталу «Евразия» рассказал о своем б «Варяг»: Любая провокация может привести к полномасштабной войне
Варяг: Донбасс и провокации"
Тульский областной суд 14 июня 2017 года отклонил апелляцию активистки Русской Весны в Донецке, бывшего проректора Донецкого национального университета (ДонНУ) Татьяны Мармазовой, которую обвиняют в нарушении миграционного законодательства. Теперь женщине Руслан Мармазов: Мы требуем соблюсти закон!
Спасти "маму" Русской весны!"
Джонс: Мир готов к переменам Джонс: Мир готов к переменам
После Обамы"
Ремень от РПК привычно натирает плечо, мы возвращаемся на обед со своих позиций в место постоянной дислокации, находящейся недалеко от наших позиций в дачном поселке. До войны это был прекрасный поселок, окруженный живописным степным пейзажем со множество Очерки окопной войны
Тайна война в Великой степи"
Попалась на глаза одна сопливая история на днях. Украинофильный портал bbcccnn.com.ua написал историю про боевика "АТО", онкобольного, молодого, отвергнутого семьей и друзьями, в общем, самого разнесчастного кровопийцу Владимира Бабия. Родом это туловище Отработанные "патроны" Порошенко или куда деваются "киборги"
Судьба "киборга""
Согласно всем социологическим опросам, проведённым на Украине, Юлия Тимошенко уверенно лидирует среди потенциальных кандидатов в президенты Украины. Вместе с тем, всё чаще поднимается вопрос о проведении там досрочных выборов президента. С одной стороны, Украинский Трамп или конец Украины?
Украина: продлить агонию"
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Урок для пассионариев
Уровень пассионарности личности определяется способностью индивида к сверхнапряжению и жертвенности ради достижения некоей абстрактной, и, с точки зрения обычного «гармоничного» обывателя, иллюзорной цели 13 апреля 2009, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Осмыслив в рамках развивающейся науки этно-социологии наследие Льва Гумилева, можно понять историю русского этноса и рассмотреть перспективы его развития

Какая сила движет народами? Что их заставляет созидать и разрушать империи, создавать шедевры, остающиеся в памяти человечества, или вдруг покидать родные места, устремляясь к неведомой цели? Почему мы мыслим и поступаем иначе, чем представители других культур, что отличает «нас» от «не нас»? В конце концов, кто такие «мы», и как эти «мы» соотносятся с индивидуальным «я» - с его действиями, мыслями, снами и скрытыми комплексами?

Этнос – субъект исторических процессов, и одновременно – носитель национальной памяти, хранитель мифологических архетипов, вновь и вновь обращающийся к «великим сновидениям» коллективного бессознательного.

Ответить на эти – далеко не праздные – вопросы (или, если не дать исчерпывающий ответ, то хотя бы приблизиться к пониманию сути проблемы) пытается структурная социология – наука, возникающая на наших глазах на стыке «классической» социологии, структуралистской философии, этнологии, социальной психологии и юнгианского «глубинного психоанализа».

Выводы, которые можно сделать, исследуя социальное бытие народа и его отношение с национальным коллективным бессознательным, имеют не только сугубо научный, но и прикладной, оперативно-практический характер. Познание собственной социально-психологической природы становится особенно важным сейчас, когда мы – в который раз за свою историю, - оказались в ситуации исторического, парадигмального выбора.

В этом плане, пожалуй, наибольший интерес представляет работа, которая ведется учеными, работающими в рамках Центра консервативных исследований – «интеллектуального штаба», созданного под эгидой социологического факультета МГУ и руководимого создателем неоевразийской научной школы, философом Александром Дугиным. Весомый вклад в создание фундамента будущей структурно-социологической науки вносят как исследования самого профессора Дугина, так и работы специалистов, ведущих исследования в смежных областях знаний.

Прекрасной возможностью ознакомиться с результатами этих штудий (и принять посильное участие в их обсуждении), являются семинары по этно-социологии, которые еженедельно проводит директор Евразийского центра этнопсихологии Павел Зарифуллин. Один из таких семинаров, состоявшийся в минувшую среду в московском представительстве Международного евразийского движения, имел, с нашей точки зрения, ключевое значение для понимания проблематики антропологических исследований, ведущихся русской социологической школой.

Темой разговора стало теоретическое наследие великого русского этнолога Льва Гумилева, основоположника пассионарной теории этногенеза, и одного из тех авторов, чьи разработки легли в основу современной этнопсихологии. Открывая семинар, Павел Зарифуллин затронул тему генезиса взглядов Гумилева: как известно, ученый был идейным наследником евразийцев 30-х годов – Николая Трубецкого, Петра Савицкого; концепции Гумилева явились важнейшим этапом развития евразийства в XX веке. Именно благодаря Гумилеву историософские интуиции ранних евразийцев трансформировались в стройную и непротиворечивую концепцию, опирающуюся не только на исторические и этнографические, но и на естественнонаучные данные.

Немаловажно также и то, что этнографические и лингвистические исследования Трубецкого и его сподвижника, одного из крупнейших лингвистов прошлого века Романа Якобсона, оказали решающее влияние на работы создателя теории структурализма в этнологии Клода Леви-Стросса, и на позднейших философов-структуралистов.

Для евразийской этно-социологической школы важнейшим в наследии Гумилева является то, что он первым дал определение народа – той сущности, изучение которой и является предметом этно-социологии. Народ (или, в гумилевской терминологии – этнос) – это, в первую очередь, био-социальный коллективный организм.

«Необходимо понимать, что языковой, религиозный, культурный или юридический признаки не являются определяющими факторами, которые могли бы повлиять на формирование и развитие этнических систем», - подчеркнул Зарифуллин. Примеры этому можно найти, например, в современной Европе. Провансальцы и бретонцы во Франции говорят на языках, отличных от французского, но при этом являются составными частями французского этноса, и напротив, молдаване и румыны говорят на одном языке, но представляют собой два разных народа. В формировании этнической идентичности решающим не становится и религиозный фактор: к примеру, далеко не все русские – православные. Категория рода, «крови и почвы», общности предков (и первопредков) детерминируют этническое самосознание гораздо в большей степени, нежели абстрактные концепции государственности и «национального единства».

«Этническая система – это биологическое сообщество людей, это системная целостность, объединенная общим происхождением, общим стереотипом поведения, - отметил Зарифуллин. - Этническая общность определяется единством исторической судьбы, и, далеко не в последнюю очередь – единством мифа». Этнос – субъект исторических процессов, и одновременно – носитель национальной памяти, хранитель мифологических архетипов, вновь и вновь обращающийся к «великим сновидениям» коллективного бессознательного.

Природа этнической системы определяется ее месторазвитием - тем географическим «кормящим ландшафтом», где происходит появление, «созревание» и становление этноса. Народ-этнос – это устойчивая эволюционирующая структура, как правило, имеющая довольно сложное внутреннее строение. Гумилев выделяет несколько уровней, из которых складывается любой более-менее крупный этнос. В иерархическую структуру входят как небольшие группы людей, объединенных исторической судьбой, часто эфемерно на короткое время (консорции), так и более устойчивые группы с однохарактерным бытом и общим местом обитания, существующие в течение нескольких поколений (конвиксии – к которым Гумилев относит, например, сельские общины, или средневековые гильдии).

Избежать гибели возможно – если ответственная и национально мыслящая государственная элита будет в состоянии понимать состояние этноса, и на строго научной основе анализировать и прогнозировать этно-социальные процессы.

На более высоком уровне конвиксии могут объединяться в субэтносы – к таковым, в случае русского этноса, можно отнести поморов, казаков, сибирских «старожильцев» или некоторые этно-конфессиональные группы: например, старообрядцев или духоборов. Сам же этнос как правило включен в более общую систему – суперэтнос. По Гумилеву, суперэтническая целостность (исламская, западноевропейская, византийская и т. п.), определяется общностью мировосприятия входящих в нее этносов, их взаимной комплиментарностью, и сосуществованием в одном географическом ландшафтном регионе. «Подобно этносу, суперэтнос в лице своих представителей противопоставляет себя всем прочим суперэтносам, - писал Лев Гумилев. - Суперэтнос определяется не размером, не мощью, а исключительно степенью межэтнической близости».

Этносы, как было сказано выше, эволюционируют, проходя в своем историческом развитии несколько периодов, сопоставимых с фазами развития живого организма. При этом большинству народов свойственно синхроническое видение истории – отношение к событиям прошлого не как к мертвым артефактам минувших веков, а как к тому, что продолжает оказывать влияние на настоящее и будущее. Еще большее воздействие на самосознание и самовосприятие этноса оказывает мифология, постоянное обращение к той точке национальной истории, откуда народ ведет свое начало: точка отсчета может быть какой угодно – от явления на землю тотемного первопредка или культурного героя, до принятия декларации независимости.

Лев Гумилев в своем основополагающем труде «Этногенез и биосфера Земли» выделяет ряд последовательных фаз существования этноса: подъем, акматическая фаза (период наивысшего напряжения сил этноса), фаза надлома, инерционная фаза («золотая осень» цивилизации), и, наконец, фаза обскурации, следствием которой становится гибель этноса или превращение его в реликт, пребывающий в состоянии гомеостаза.

Как известно, движущей силой этнического развития, по Гумилеву, являются пассионарии – «особи, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды».

От количества пассионариев в этнической системе, и от отношения самой системы к этим «ненормальным» особям зависит то, в какой фазе своего существования находится этнос. С другой стороны, Гумилев полагал, что частота появления пассионариев связана с пассионарным напряжением этноса – т. е. с общей активностью этнической системы. От этого же зависит и степень пассионарной индукции – способности членов системы изменять свое настроение и поведение в присутствии более пассионарных личностей.

Уровень пассионарности личности определяется способностью индивида к сверхнапряжению и жертвенности ради достижения некоей абстрактной, и, с точки зрения обычного «гармоничного» обывателя, иллюзорной цели. Действия человека, пребывающего на высшей стадии пассионарности, определяется «воображаемым» - imaginaire, в терминологии Жильбера Дюрана.

Далее, по степени убывания пассионарности, можно выделить тех, чьи поступки мотивированы волей к власти, стремлением к идеалу успеха или поиску удачи с риском для жизни. На среднем уровне находится «гармоничный человек» - такие индивиды, чья жизнь определяется здравым смыслом и житейской мудростью, составляют большинство любого этноса, особенно в некритические фазы его развития.

Гумилев также выделяет субпассионариев – тех, кто «в силу неспособности абсорбировать из окружающей среды достаточное количество энергии не могут полноценно адаптироваться в среде». Субпассионарии не могут контролировать свои вожделения и потребности, что, как правило, выражается в паразитическом, криминальном и антисоциальном образе жизни таких индивидов. На конечных стадиях этногенеза, со снижением общей активности этноса, процент субпассионариев увеличивается – возникает и набирает силу то, что Вильфредо Парето называл «антиэлитой», а Гумилев – «антисистемой».

По мнению Павла Зарифуллина, сопоставление схемы развития этносов по Гумилеву и русской истории показывает, что и хронологически, и по состоянию пассионарности общества, начиная с XIX века, русский этнос переживает фазу надлома – «возрастную болезнь» любой этнической системы, «прожившей» около 600-850 лет. Надлом характеризуется внутрисистемными конфликтами, расколом этнического поля (резкого расхождением стереотипов поведения и ментальности в рамках одной этнической системы) и ростом количества субпассионариев.

«Данный период опасен и непредсказуем – этно-социальный надлом может привести гибели этноса, но может завершиться переходом системы в инерционную фазу (с некоторым подъемом и последующим плавным снижением пассионарности), или даже привести к новому пассионарному всплеску», - отметил Павел Зарифуллин.

Избежать гибели возможно – если ответственная и национально мыслящая государственная элита будет в состоянии понимать состояние этноса, и на строго научной основе анализировать и прогнозировать этно-социальные процессы. Теория этногенеза, созданная Львом Гумилевым, - это «sine qua non», необходимое условие для формирования такого знания.


Комментарии:
Оставить комментарий (9)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Валерий Коровин. Имперский разговор Александр Дугин. Русская война Валерий Коровин. Россия на пути к Империи Валерий Коровин. Накануне Империи Валерий Коровин. Накануне Империи Александр Дугин. Новая формула Путина Валерий Коровин. Конец проекта "Украина" Александр Дугин. Украина. Моя война Валерий Коровин третья мировая сетевая война Информационное агентство Новороссия А. Дугин. Четвёртый путь А. Дугин. Ноомахия. Войны ума Валерий Коровин. Удар по России Неистовый гуманизм барона Унгерна А. Дугин. Теория многополярного мира МИА Новороссия
Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".