21 октября, суббота | evrazia.org |  Добавить в закладки |  Сделать стартовой
б.Украина | Интервью | Аналитика | Политика | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама, последовательно и смело выступал против ваххабизма, изобличая его идеологию, практику Военные столкновения между ваххабитами и последователями суфизма
Российские власти прозевали ваххабизм"
Начавшийся в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации - республике практически не было глубоко подготовленных шариатских судей Шариатское правление в Чечне и его последствия
Кавказ не готов к обустройству исламского государства"
Практические деяния ваххабитов, во всяком случае, тех, кто маскировался под ними, сопряжены многочисленными преступлениями против личности Исламский радикализм как фактор общественной угрозы
Ваххабизм был привит Кавказу мондиалистами"
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю"
Запад - внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром Шестая колонна - главный экзистенциальный враг России
У России есть враг и пострашнее «пятой колонны»"
Америка сегодня падает. Это падающий гигант. Падение статуи Свободы будет внушительным. Однако сегодня падает и Россия. Ее падение не столь масштабно, но чувствительно Ставка в международной политике: кто рухнет первым
Государство как идеология не ограничено ничем"
В феврале прошёл столетний юбилей Февральской революции. Через несколько месяцев мы отметим столетие эпохального события не только российского, но и мирового уровня – Октября 1917 года. В последнее время тема революционного столетия регулярно поднимается «Оранжевый» Февраль и Красный Октябрь 1917-го
«Оранжевый» Февраль и Красный Октябрь"
Итоги переговоров по Сирии ещё раз подтвердили, что если где и может быть решено будущее Ближнего Востока, так это только в Астане. Именно этот формат, максимально удалённый от американского влияния, от уходящей администрации Обамы-Клинтон, от попыток исп Астана надежды нашей
Астана надежды нашей"
Под конец уходящего 2016 года неожиданно среди обсуждаемых в СМИ и экспертном сообществе тем оказалось создание «российской политической нации». Ранее этот вопрос поднимался на редко получавших широкое освещение круглых столах и конференциях, в том числе «Россиянство»: опасность простых решений
Россия – это сложно!"
Ремень от РПК привычно натирает плечо, мы возвращаемся на обед со своих позиций в место постоянной дислокации, находящейся недалеко от наших позиций в дачном поселке. До войны это был прекрасный поселок, окруженный живописным степным пейзажем со множество Очерки окопной войны
Тайна войны в Великой степи"
Попалась на глаза одна сопливая история на днях. Украинофильный портал bbcccnn.com.ua написал историю про боевика "АТО", онкобольного, молодого, отвергнутого семьей и друзьями, в общем, самого разнесчастного кровопийцу Владимира Бабия. Родом это туловище Отработанные "патроны" Порошенко или куда деваются "киборги"
Судьба "киборга""
Согласно всем социологическим опросам, проведённым на Украине, Юлия Тимошенко уверенно лидирует среди потенциальных кандидатов в президенты Украины. Вместе с тем, всё чаще поднимается вопрос о проведении там досрочных выборов президента. С одной стороны, Украинский Трамп или конец Украины?
Украина: продлить агонию"
Америка на пути к распаду Америка на пути к распаду
СШа трещат по швам"
Америка мягко стелет, но в России спать на её кроватках жестковато Под мягким каблуком
Под каблуком"
Метод захвата медиапространства состоит в том, что определенная организация работает со всевозможными СМИ и при этом не дает показаться в информационном поле другим организациям Тихо и незаметно: способы ведения информационной войны
Если войны не видно, это не значит, что ее нет"
«Мы показали, что в мире больше нет одного хозяина, который вправе распоряжаться судьбами народов только по собственному произволу» Признание, окончательно и бесповоротно
Россия спасла от геноцида осетин и абхазов"
Неоевразийство — политическая философия, наследующая классическому евразийству и русской консервативной мысли. Классическое евразийство возникло в среде русской эмиграции, размышлявшей о причинах краха русской культуры и гибели государства. Неоевразийство Неоевразийство как ценностная система
И снова об идеях..."
Десять лет исполняется сегодня, 17 сентября 2016 года, со дня референдума о независимости и присоединении к России, который прошёл в Приднестровской молдавской республике (ПМР) в 2006 году. 97,2% граждан, принявших участие в голосовании, поддержали курс н Евразийский вектор Приднестровья
10 лет выбора ПМР"
В сентябре 2017 года исполняется 75 лет подвига подпольной комсомольской антифашистской организации «Молодая гвардия» шахтёрского города Краснодона в годы Великой Отечественной войны. Представители трёх, родившихся в советское время, из четырёх живущих ны Отлучённые от будущего
Изъятые из школьной программы"
Одна из основных особенностей Азербайджана, отличающая его от других постсоветских стран заключается в том, что руководством республики был взят курс на гармонизацию отношений в межнациональной сфере. Это, конечно же, не означает, что все трудности преодо Азербайджан: русские и геополитика
Мультикультурализм по-азербайджански"
революция, солидаризм, Февральская, Октябрьская, Евгений Савченко, солидарное общество, Белгородчина, Белгород, профсоюзы, профсоюзное движение Извлекая уроки русской революции 1917 года
Революция и солидаризм"
Действовать жёстко, с кровью, не был готов никто из элит - советские элиты были очень миролюбивы, - кроме отмороженных либералов-русофобов Американский переворот в пользу Ельцина
Пора привлечь к ответу виновников октябрьской бойни"
Это, в сущности, был и есть флаг брокеров, маклеров, эксклюзивных дистрибьютеров, архитекторов саморазрушающихся финансовых пирамид и топ-менеджеров нефтегазовых монополий День торговли
Бело-сине-красный триколор по-прежнему символизирует торговлю"
Американских сторонников Трампа, разочаровавшихся в нем после ударов по Сирии и военных выпадов против Северной Кореи, на неделе порадовала новость о поддержке отечественного производителя. «Покупай американское, нанимай американцев», - так коротко назвал Трамп против "болота"
Доктрина Монро как шанс для мира"
Немного найдётся символов России, которые настолько широко известны в мире, как автомат Калашникова. И, несомненно, он – часть нашей культурной экспансии в мире. Его знаю те, кто и читать-то не умеет. Это оружие давно стало напоминанием о силе русского ор Калашников: Десять оттенков совершенства
Вселенная «Калашников»"
В 2014 году указом Президента России утверждены Основы государственной культурной политики, чего до этого не было. Либералы-западники, державшие в своих руках практически все государственные и частные СМИ на протяжении 1990-х да и               2000-х г.г Евразийство Пахмутовой
Нежность нового евразийства"
Сегодня, 27 января 2017 года, в возрасте 62 лет ушел от нас великий мыслитель, русский философ, знаток права, член Союза писателей России, поэт и режиссер Владимир Игоревич Карпец. Выражаем соболезнования семье, близким и друзьям Владимира Игоревича. Владимир Карпец: Защитник идеи Русской Монархии, Русского Царства, Третьего Рима
Умер Владимир Карпец"
Интервьюировал Геннадий Дубовой Абдула: Если мы не поможем русским на Донбассе, то кто потом поможет нам?
Абдула: Афганистан и Донбасс"
Наталья Макеева Андрей Чернов Луганск 1 Новороссия, ДНР, ЛНР, Донецк Луганск Донбасс война Русский мир – это собственно и есть идея Большой России. Ведь государство не может существовать только ради решения технических проблем – экономика, дороги, пенсии, Наталья Макеева: Русский мир – это пространство спасения
Новороссия - в наших генах!"
Новороссия, Донбасс, ДНР, ЛНР, война, перемирие, образ будущего, идеология, Геннадий Дубовой, Фёдор Березин Почему не состоялась Новороссия? Будут ли на Донбассе миротворцы ООН? Что ждёт ЛДНР и Украину – возвращение домой, в Россию или прозябание? Эти и д Воин и писатель ДНР Федор Березин: "Катастрофически не хватает Утопии…"
Не хватает Утопии"

Материалы | Староверие | Юхименко Почитание Аввакума | 30.03.03
Пресс-центр партии "Евразия" - press-center@evrazia.org

Историческая память старообрядчества и почитание протопопа Аввакума в Выговской поморской пустыни
Сознание древнерусского человека отличалось историчностью: как действительно бывшие воспринимались все события и лица, описанные в книгах Ветхого и Нового Завета, хронографах, житиях, сказаниях. Они были частью истории и в то же время частью сегодняшнего дня, являясь абсолютным мерилом современных мыслей и поступков (это ярко проявилось в таком литературном приеме, как реминисценция, или уподобление). Христианская Русь жила не только памятью о святых, но и памятью обо всех умерших. Понятие человеческого рода не было абстрактным: за праотцем Адамом, пророками, царями, вселенскими патриархами, с которых начиналось церковное поминовение, непременно входившее в службы суточного, седмичного и годового круга, следовали подвижники, жившие не в столь отдаленные времена, люди, непосредственную память о которых сохраняло еще жившее поколение. Вполне естественно, что старообрядцы, остававшиеся в рамках прежней культурной традиции, в этот исторический ряд включали и своих собственных подвижников - защитников старой веры. Они дополнили общерусский Синодик новыми статьями, в которых поминались "за благочестие пострадавшие" и "за благочестие сожженные" в различных районах России. Хронологический момент - первые века христианства или XVII столетие - не имел существенного значения, поэтому протопоп Аввакум в послании Симеону писал, что пострадавший за древнее благочестие "с мученики в чин, со апостолы в полк, со святители в лик, победный венец, сообщник Христу, Святей Троице престолу предстоя со ангелы и архангелы и со всеми бесплотными, с предивными роды вчинен".

Историческая память старообрядчества и почитание протопопа Аввакума в Выговской поморской пустыни

Релевантные ссылки:

А.Дугин Социально-политическое и геополитическое значение раскола


Мученическая смерть за веру была высшим христианским подвигом. В сознании старообрядцев подвиг стояния за освященные вековой традицией церковные предания уравнивал новых страдальцев с древними. Об этом прямо писали и дьякон Федор в Послании из Пустозерска сыну Максиму и "прочим сродникам и братьям по вере", и инок Евфросин, автор "Отразительного писания о новоизобретенном пути самоубийственных смертей". Для выговских общежителей кровь старообрядческих мучеников не только приравнивала их к первым христианским подвижникам, но и служила доказательством сохранения старообрядцами истинной православной веры: "Блаженна еси, земле Российская, на конец веков обагрившаяся мученическою многоговейною кровию", - так заканчивал старообрядческий мартиролог "Виноград Российский" Семен Денисов.

В Выговской пустыни в силу особой созидательной религиозно-культурной программы ее основателей всеобщее почитание первых вождей старообрядчества приняло глубокий характер и самые разнообразные формы.

В ряду других ранних старообрядческих центров Выговское общежительство выделяли духовные связи и непосредственная преемственность по отношению к первым учителям старообрядчества.

Соловецкий выходец дьякон Игнатий, адресат протопопа Аввакума и автор сочинения в защиту двуперстного крестного знамения, был вхож в дом Дионисия Евстафьева, у которого крестил старшего сына Андрея, будущего выговского киновиарха, и в дом Прокопия Яковлева, отца будущего уставщика пустыни Петра. Даниил Викулин и Петр Прокопьев приходились духовными детьми тихвинскому игумену Досифею, известному проповеднику старообрядчества на Севере и на Дону. Важную роль в начальной истории общежительства сыграл инок Корнилий, свидетель многих событий начальной истории раскола, который получил благословение от пустозерских узников протопопа Аввакума, дьякона Федора, Лазаря и Епифания.

Выговские жители также почитали первых старообрядческих учителей, уповая на их покровительство. Это подтверждает сообщение "Истории Выговской пустыни" о Петре Прокопьеве. Первый уставщик общежительства, явившись после смерти Вассе Угарковой, поведал ей о том, что "без задержания" прошел воздушные мытарства именно благодаря заступничеству "новых страдальцев и мученик и исповедник" протопопа Аввакума, священноиерея Лазаря, дьякона Федора и инока Епифания, которых он "в животе своем в пустыни живучи, по вся дни <:> поминал панахидами и канонами и молением и всегда их призывал в молитвах себе на помощь".

В сводном старообрядческом Синодике, составленном на Выгу в начале XVIII в., пустозерские узники открывают список пострадавших за древнее благочестие.

Уже в первые годы существования Выговского общежительства, в конце XVII в., сложилось почитание новых старообрядческих мучеников и их мощей.

Пустозерск - место ссылки и казни протопопа Аввакума и его соузников - стал одним из центров старообрядческого движения. Новые документальные материалы показывают, что и в конце XVII в. влияние аввакумовских идей на местных жителей не ослабевало. Холмогорского архиепископа Афанасия беспокоило состояние церковных дел в этом отдаленном пункте его обширной епархии десять лет спустя после казни 1682 г. 19 декабря 1691 г., основываясь на том, что "с прошлого де 191 (1683)-го году по 199 (1691)-й год писали к нему Пустозерского острогу священники многажды и иные многие люди извещали", архиерей сообщал царю: "А прежние де расколники Аввакум и Лазор с товарыщи, которые сосланы в тот же Пустозерской острог, досталных жителей, возмущая, прелщают и в той своей прелести утверждают, и от того де тот Пустозерской острог с принадлежащими месты душевне разоряютца до конца". 9 января 1692 г. пустозерскому воеводе И. М. Леонтьеву был послан царский указ о сыске в Пустозерском остроге старообрядцев.

Часто в те места, где еще в конце XVII - начале XVIII в. сохранялась живая память о протопопе Аввакуме (в частности, до 1713 г. в Пустозерске жил священник Введенской церкви Андрей, его ученик и последователь), ездили и сами выговцы. 10 марта 1725 г. в доношении в Канцелярию Московского Синодального правления сообщалось: "<:> На Мезени и в Пустозерске многие люди развращены от церкве в раскол, а паче в крестном сложении упрямствуют, а оная прелесть размножена в тех местах от выгорецких общежителей данилова согласия, которые почасту в тех местах бывают, а инде и довольное время живут".

В Пустозерск выговцы ездили для поклонения останкам первых старообрядческих мучеников. Об подобном случае рассказывается в дополнительной главе к "Винограду Российскому". Семен Денисов и новгородец Гавриил Евтихиев (Евтефиев) ездили в Архангельск "ради братских потреб" и оказались на Мезени. Поскольку о пострадавших здесь (в 1670 г.) учениках Аввакума Федоре и Луке выговцы "довольно и прежде слухом огласившеся", то они пошли на их могилу, находившуюся "в месте некоем близ слободы Мезенския" ("над нею срубец мал покровен"). По крайне стесненным обстоятельствам того времени старообрядцы не могли совершить достойного поминовения своих страдальцев: "Симеон и Гавриил, страстотерпческою любовию уязвена, говейно внидоста, благословляющеся аки у живою подвижнику. И егда начинающым им панихиду пети и во многом умилении и духовной любви к страстотерпческому месту и на персть ону смотрящым и поющым, ни свечки вжегшым, чем ли бы имели зажещи, огня не имуще, ни кадильницы за опасение и страх имеюще, во еже бы и должно покадити страдальческая гроба" - они стали свидетелями чуда: "внезапу почувствова Симеон Дионисиевич воню некую благоуханную".

Подобно тому, как первые христиане собирали все возможные сведения о мучениках за веру (позднее эти материалы использовались при создании мартириев), так и старообрядцы уже с середины XVII в. старались сохранить исторические свидетельства о страдальцах за древнее благочестие. Единственным центром, предпринявшим широкомасштабный сбор сведений о старообрядчестве в России, оказалось Выговское общежительство. Идея, питавшая это предприятие, заключалась в осознании выговцами своей преемственности по отношению к первым подвижникам древнего благочестия и своей роли в деле сохранения старой веры. Результатом явилось создание цикла исторических сочинений о старообрядческом движении второй половины XVII - первой половины XVIII в. В 1710-е гг. была написана "История о отцах и страдальцах соловецких" Семена Денисова, а затем, в 1730-е гг., - его же "Виноград Российский" и заключительная часть исторического триптиха - "История Выговской пустыни" Ивана Филиппова.

Уже в начале XVIII в. на Выгу была "малая книжица" - сборник типа Пустозерского, включавший Житие протопопа Аввакума и первую часть Жития инока Епифания, написанную, что особо отмечалось выговскими книжниками, его собственной рукой. Автор черновых записок, положенных в основу выговского Жития Кирилла Сунарецкого, сообщал: "Но и в пустыни сей живущу ми, видех книжицу малую, в ней же написано житие и страдание за древнее благочестие дивнаго во отцех и чюднаго во страдании протопопа Аввакума. И в той книжице видех написано отчасти житие сего блаженнаго Епифания его рукою по молению некоего христолюбца, а понуждением и благословением протопопа Аввакума".

Автобиографическое житие Аввакума (в редакции А) использовал Семен Денисов в "Винограде Российском". На основе этого источника написана глава об "огнепальном протопопе": отсюда заимствуются все факты его биографии и подробности событий. Данный памятник послужил источником и для других глав: о протопопе Костромском Данииле, пресвитере Муромском Логине, попе Романово-Борисоглебском Лазаре, старце Авраамии, дьяконе Федоре.

Выговцы почувствовали завещательный характер Жития протопопа Аввакума. Об этом памятнике Семен Денисов написал так: ""Свидетельствует и сам предоблий своеручным писанием, еже о своей жизни при скончании своем, свое православие изъявив, написа... На конце онаго исповедания таковая глаголет, по вышереченному Афанасию, сице: Аз протопоп Аввакум верую, сице исповедую, с сим живу и умираю".

Выговские книжники предприняли полномасштабный сбор устных свидетельств о подвижниках благочестия. На основе устных источников написана значительная часть глав "Винограда Российского". История жизни и стояния за веру "огнепального протопопа" достаточно полно была отражена в письменных источниках, никаких иных устных рассказов выговская традиция не зафиксировала. За исключением, может быть, одного факта. Все три произведения - "История об отцах и страдальцах соловецких", "Виноград Российский" и выговское житие Епифания - указывают одну и ту же дату казни пустозерских узников: Великий пяток 7189 (1681) года (ИС. С. 185; ВР. Л. 33 об.; Ег-1137, л. 379 об.). Видимо, эта дата восходит к устному источнику: несмотря на допущенную ошибку в годе (1681 г. вместо 1682 ), совершенно точно назван день - Великий пяток. Действительно, казнь состоялась 14 апреля 1682 г., а Пасха в этом году приходилась на 16 апреля.

Заслуга Выговской пустыни перед всем старообрядчеством заключается не только в собирании, сохранении и распространении исторических сведений о первых старообрядческих учителях, в том числе протопопе Аввакуме, но также в сохранении и переписке их сочинений.

Выговский скрипторий в значительной степени способствовал широкому распространению сочинений протопопа Аввакума. На Выгу переписывались его Житие, послания, челобитные. Примечательно, что в распоряжении выговских переписчиков имелись все три авторские редакции Жития протопопа Аввакума Здесь же был составлен отдельный сборник, широко распространенный в рукописной традиции, включавший Житие в редакции А, Пятую челобитную и цикл сочинений протопопа Аввакума (особую редакцию "Книги бесед", послание "горемыкам миленьким" и другие небольшие произведения и отрывки). Один такой сборник принадлежал Ивану Феоктистовичу Долгому, петербургскому купцу, известному попечителю Выго-Лексинского общежительства конца XVIII в. и основателю поморской часовни на Моховой улице в Петербурге.

Почитание протопопа Аввакума в Выговской пустыни не только свидетельствует о глубокой исторической памяти, присущей старообрядцам, но также о том, что ранняя история этого движения была одинаково почитаема в двух основных направлениях старообрядчества - поповском и беспоповском, - сложившихся под давлением внешних обстоятельств и окончательно оформившихся только в конце XVIII - начале XVIII в.

Е.М.Юхименко (Москва)

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер Валерий Коровин. Имперский разговор Александр Дугин. Русская война Валерий Коровин. Россия на пути к Империи Валерий Коровин. Накануне Империи Валерий Коровин. Накануне Империи Александр Дугин. Новая формула Путина Валерий Коровин. Конец проекта "Украина" Александр Дугин. Украина. Моя война Валерий Коровин третья мировая сетевая война Информационное агентство Новороссия А. Дугин. Четвёртый путь А. Дугин. Ноомахия. Войны ума Валерий Коровин. Удар по России Неистовый гуманизм барона Унгерна А. Дугин. Теория многополярного мира МИА Новороссия
Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 


Рейтинг@Mail.ru