22 ноября, среда | evrazia.org |  Добавить в закладки |  Сделать стартовой
б.Украина | Интервью | Аналитика | Политика | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама, последовательно и смело выступал против ваххабизма, изобличая его идеологию, практику Военные столкновения между ваххабитами и последователями суфизма
Российские власти прозевали ваххабизм"
Начавшийся в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации - республике практически не было глубоко подготовленных шариатских судей Шариатское правление в Чечне и его последствия
Кавказ не готов к обустройству исламского государства"
Практические деяния ваххабитов, во всяком случае, тех, кто маскировался под ними, сопряжены многочисленными преступлениями против личности Исламский радикализм как фактор общественной угрозы
Ваххабизм был привит Кавказу мондиалистами"
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю"
Запад - внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром Шестая колонна - главный экзистенциальный враг России
У России есть враг и пострашнее «пятой колонны»"
Америка сегодня падает. Это падающий гигант. Падение статуи Свободы будет внушительным. Однако сегодня падает и Россия. Ее падение не столь масштабно, но чувствительно Ставка в международной политике: кто рухнет первым
Государство как идеология не ограничено ничем"
Ремень от РПК привычно натирает плечо, мы возвращаемся на обед со своих позиций в место постоянной дислокации, находящейся недалеко от наших позиций в дачном поселке. До войны это был прекрасный поселок, окруженный живописным степным пейзажем со множество Очерки окопной войны
Тайна войны в Великой степи"
Попалась на глаза одна сопливая история на днях. Украинофильный портал bbcccnn.com.ua написал историю про боевика "АТО", онкобольного, молодого, отвергнутого семьей и друзьями, в общем, самого разнесчастного кровопийцу Владимира Бабия. Родом это туловище Отработанные "патроны" Порошенко или куда деваются "киборги"
Судьба "киборга""
Согласно всем социологическим опросам, проведённым на Украине, Юлия Тимошенко уверенно лидирует среди потенциальных кандидатов в президенты Украины. Вместе с тем, всё чаще поднимается вопрос о проведении там досрочных выборов президента. С одной стороны, Украинский Трамп или конец Украины?
Украина: продлить агонию"
Америка на пути к распаду Америка на пути к распаду
СШа трещат по швам"
Америка мягко стелет, но в России спать на её кроватках жестковато Под мягким каблуком
Под каблуком"
Метод захвата медиапространства состоит в том, что определенная организация работает со всевозможными СМИ и при этом не дает показаться в информационном поле другим организациям Тихо и незаметно: способы ведения информационной войны
Если войны не видно, это не значит, что ее нет"
«Мы показали, что в мире больше нет одного хозяина, который вправе распоряжаться судьбами народов только по собственному произволу» Признание, окончательно и бесповоротно
Россия спасла от геноцида осетин и абхазов"
Неоевразийство — политическая философия, наследующая классическому евразийству и русской консервативной мысли. Классическое евразийство возникло в среде русской эмиграции, размышлявшей о причинах краха русской культуры и гибели государства. Неоевразийство Неоевразийство как ценностная система
И снова об идеях..."
Десять лет исполняется сегодня, 17 сентября 2016 года, со дня референдума о независимости и присоединении к России, который прошёл в Приднестровской молдавской республике (ПМР) в 2006 году. 97,2% граждан, принявших участие в голосовании, поддержали курс н Евразийский вектор Приднестровья
10 лет выбора ПМР"
Действовать жёстко, с кровью, не был готов никто из элит - советские элиты были очень миролюбивы, - кроме отмороженных либералов-русофобов Американский переворот в пользу Ельцина
Пора привлечь к ответу виновников октябрьской бойни"
Это, в сущности, был и есть флаг брокеров, маклеров, эксклюзивных дистрибьютеров, архитекторов саморазрушающихся финансовых пирамид и топ-менеджеров нефтегазовых монополий День торговли
Бело-сине-красный триколор по-прежнему символизирует торговлю"
Американских сторонников Трампа, разочаровавшихся в нем после ударов по Сирии и военных выпадов против Северной Кореи, на неделе порадовала новость о поддержке отечественного производителя. «Покупай американское, нанимай американцев», - так коротко назвал Трамп против "болота"
Доктрина Монро как шанс для мира"
В преддверии одного из главных государственных праздников России – Дня народного единства хочу поделиться своим педагогическим опытом, который способствует воспитанию детей и подростков в духе традиционных ценностей Российской Евразийской цивилизации, оли По евразийской дороге добра
Путь к солидаризму"
12 октября 2017 года в уютном помещении кофейни «Белая ворона» состоялось одно из самых семантически насыщенных слушаний иркутского сообщества «Интеллектуальная среда», посвященное обсуждению уже успевшей приобрести скандальную репутацию скульптуры Даши Н Ваал на Байкале: proetcontra
Ольхон и мифы"
В сентябре 2017 года исполняется 75 лет подвига подпольной комсомольской антифашистской организации «Молодая гвардия» шахтёрского города Краснодона в годы Великой Отечественной войны. Представители трёх, родившихся в советское время, из четырёх живущих ны Отлучённые от будущего
Изъятые из школьной программы"
Нетривиальный взгляд на происходящие в Новороссии события всегда радует. Тем более, если это мнение неравнодушного и буквально вжившегося в ситуацию человека, который по своему духу русского, живя за тридевять земель от русского Донбасса принимает близко Коробов-Латынцев : Новороссия сейчас — самое важное место на Земле
Новороссия - самое важно место на Земле"
Интервьюировал Геннадий Дубовой Абдула: Если мы не поможем русским на Донбассе, то кто потом поможет нам?
Абдула: Афганистан и Донбасс"
Наталья Макеева Андрей Чернов Луганск 1 Новороссия, ДНР, ЛНР, Донецк Луганск Донбасс война Русский мир – это собственно и есть идея Большой России. Ведь государство не может существовать только ради решения технических проблем – экономика, дороги, пенсии, Наталья Макеева: Русский мир – это пространство спасения
Новороссия - в наших генах!"
На прошлой неделе в Министерстве Обороны прошла коллегия, на которой были подведены итоги выполнения майских указов Президента России. Признаться, изменения в армии и на флоте за пять лет произошли впечатляющие. Об этом можно судить даже не по тем цифрам, К вопросу о компетентности
Неразборчивая критика"
Скандал вокруг возможной установки памятника Примирения сотряс не так давно Севастополь.  Хотя идея-то благая – примирение «красных» и «белых» в год столетия катастрофы двух русских революций – Февральской и Октябрьской. Несмотря на то, что поколение, зас Сто лет русской катастрофы: преодоление или новый виток раскола?
Сто лет русской катастрофы"
В феврале прошёл столетний юбилей Февральской революции. Через несколько месяцев мы отметим столетие эпохального события не только российского, но и мирового уровня – Октября 1917 года. В последнее время тема революционного столетия регулярно поднимается «Оранжевый» Февраль и Красный Октябрь 1917-го
«Оранжевый» Февраль и Красный Октябрь"
Закрытая презентация нового альбома Александра Ф. Скляра и группы «Ва-Банкъ» «Оставайтесь, друзья, моряками!», в который вошли 13 песен Владимира Высоцкого, прошла 20 ноября 2017 года в московском клубе «16 тонн». На обложку помещена работа сына Александр «Север, воля, надежда, страна без границ»
Исчерпанность и романтика"
Немного найдётся символов России, которые настолько широко известны в мире, как автомат Калашникова. И, несомненно, он – часть нашей культурной экспансии в мире. Его знаю те, кто и читать-то не умеет. Это оружие давно стало напоминанием о силе русского ор Калашников: Десять оттенков совершенства
Вселенная «Калашников»"
В 2014 году указом Президента России утверждены Основы государственной культурной политики, чего до этого не было. Либералы-западники, державшие в своих руках практически все государственные и частные СМИ на протяжении 1990-х да и               2000-х г.г Евразийство Пахмутовой
Нежность нового евразийства"

Статьи Дугина | Казахстанская правда | Грани большого проекта | 31.03.2004
Казахстанская правда Нурсултан Назарбаев

Релевантные ссылки:

Казахстанская правда: "Евразийский союз: проект, параметры, перспективы"

Будет ли создан Евразийский союз? (Программа Виталия Третьякова "Что делать?")

Александр Дугин

ГРАНИ БОЛЬШОГО ПРОЕКТА

Анализ книги Нурсултана Назарбаева «Критическое десятилетие»
Опубликовано в газете "Казахстанская правда"

Весной прошлого года «Казахстанская правда» опубликовала полную версию теледискуссии «Что делать? Философские беседы с Виталием Третьяковым», показанной на телеканале «Россия-2. Культура» 4 марта 2003 года и вызвавшей в научных и общественно-политических кругах широкий резонанс. Темой этого разговора стала евразийская идея Нурсултана Назарбаева, который сам принял в передаче участие. Одним из участников этой беседы был Александр Дугин, известный философ, политолог, лидер Международного "Евразийского Движения". Сегодня мы публикуем одну из его последних статей, посвященную анализу книги Нурсултана Назарбаева «Критическое десятилетие».

Мысль и действие

Вопреки названию книга Нурсултана Назарбаева «Критическое десятилетие» написана не в привычном для политиков такого ранга жанре политических мемуаров, где осторожно описанные и, как правило, всем известные политические события перемежаются вкраплениями личных замечаний, биографических деталей и поверхностных суждений, но в совершенно ином ключе. Перед нами книга мыслителя, стратега, философа и аналитика, которого занимают вещи фундаментальные и судьбоносные. Эта книга — программная, концептуальная, стратегическая. В ней запечатлена рефлексия масштабной исторической личности, которая не искусственно набивает себе цену, но просто существует на том головокружительном уровне, где отвлеченные проекты, теории и планы сопрягаются с конкретным ритмом жизни.


У книги две стороны, и именно их сочетание делает ее уникальной: это и последовательный профессиональный, великолепно написанный геополитический трактат, и вместе с тем обзор реальных шагов и деяний, уже осуществленных или намеченных к реализации автором. Мысль и дело, теория и конкретная жизнь неразрывно пересеклись в Нурсултане Назарбаеве, первом и пока единственном Президенте нового Казахстана, и сделали эту книгу в своем роде уникальной. Она повествует о том, что действительно важно. В ней нет ни доли политического кокетства: перед нами действительно великий человек, масштабная историческая личность, которая пребывает в своем естественном состоянии: мысли и действия.

Вызов глобализма

Проблема, которая не оставляет Нурсултана Назарбаева на протяжении всей книги, это тема глобализации, глобализма. Это, пожалуй, осевой момент всех его размышлений. Назарбаев всматривается в глобализацию самым внимательным образом, анализирует ее различные стороны, применяет ее принципы к ситуации в Казахстане, в Центральной Азии, Евразии и в мире в целом, постоянно дает новые и новые определения, стремясь схватить суть этого сложнейшего явления.

Чтобы прояснить его содержание, Президент Казахстана пускается в сложные геополитические экскурсы, окидывая взглядом целые политические эпохи от Верденского договора до окончания «холодной войны». С глубинной эрудицией Назарбаев прослеживает парадигмальные сдвиги мировой истории, показывает преемственность и пункты разрыва каждой системы международного порядка по сравнению с предыдущей и последующей. Емкие и отточенные формулы уверенными штрихами суммируют развитие цивилизации - от древних империй до современных национальных государств. Но мысль Назарбаева не прикована только к Европе и европейской истории. Постоянно в его тексте прослеживается глубокий интерес к Азии, к странам Востока, к национальной истории казахов.

Общий обзор эволюции политических и геополитических систем имеет постоянный фокус: казахский народ, его исторические судьбы, его культура, его место во времени и в пространстве, его исторические особенности, перспективы, уникальность его геополитического положения на пересечении всех основных силовых линий цивилизации - Восток и Запад, традиция и модернизация, православие и ислам, тюркские и индо-европейские этносы. Назарбаев в ходе всей книги дает отчетливый портрет совершенно определенного исторического и геополитического субъекта, которым является казахский народ, наследник тысячелетних традиций, выходящий сегодня на мировую арену - быть может - впервые как полноценный и активный участник основных процессов современности.

В книге Назарбаева главным действующим лицом является не сам он, автор, но именно казахский народ, его дух, его общественное, коллективное «я», воплощенное в мысли того, кто стал во главе его на переломном историческом этапе - в это поистине «критическое десятилетие». И самое серьезное, сложное и ответственное явление, с которым сталкивается пробудившийся народ, это глобализация. Выйдя на историческую арену, он сразу же очутился в плотной геополитической среде, глобализационные процессы которой немедленно бросают Казахстану, казахам, Президенту серию безотлагательных вызовов: в политике, экономике, социальной сфере, международных отношениях, вопросах безопасности и стратегического развития. Не осмыслив должным образом феномена глобализации, в нашем мире нельзя сделать ни одного ответственного шага в качестве полноценного исторического и геополитического субъекта - это настолько серьезное и мощное явление, что оно захватывает всех и каждого, легко превращая в объект, в предмет внешнего манипулирования, если только не проявить в этом вопросе максимум ума и воли, не предложить системы своих собственных ответов, основанных на реальном потенциале и серьезной решимости отстоять свое видение национального будущего.

Нурсултан Назарбаев прекрасно понимает и емко описывает двусмысленность глобализации: с одной стороны, она привлекательна и объективна, дает возможность модернизации экономики и общества, поощряет диалог культур и цивилизаций, расширяет горизонты; с другой стороны, однополярный мир и западные страны склонны трактовать глобализацию субъективно, извлекая из процесса открытости стран Востока единоличную пользу, сокрушая самобытность культур, лишая, по сути, государства, народы и социальные системы суверенности и самобытности, порождая неравенство, нищету, угрозы терроризма и пролиферации наркотиков.

Без устали Назарбаев снова и снова возвращается к этой проблеме. И делает это предельно честно: приводя положительные и отрицательные стороны глобализма, емко и отчетливо формулируя их суть, он воздерживается от окончательного суждения, демократически предоставляя сделать его народу, интеллектуальной элите, самой истории. Мало кто из государственных лидеров такого масштаба столь остро ставит проблему и столь честно предоставляет ее решение своему народу, элитам, массам. По сути, выдвижение Назарбаевым в книге «Критическое десятилетие» центрального тезиса о глобализации направлено на то, чтобы мобилизовать интеллектуальный потенциал нации, включить широкие пласты общества в процесс соучастия в делании истории, в сложнейшей стихии открытого и взвешенного выбора дальнейшего национального пути.

Не только сам Назарбаев становится на один уровень с историей, он возвышает до него свой народ, интегрируя его в реальную и напряженную проблематику, конкретизируя болевые точки современности, приглашая к фундаментальному сотворчеству в деле творения национального будущего. Вдумаемся в эту острую дилемму глобализма, вскрытую Назарбаевым: отказ от глобализации неминуемо ведет к стагнации и отсталости, ее некритическое принятие лишает страну суверенности, делает ее объектом «новой колонизации», размывает культурную и национальную идентичность. У Президента Казахстана есть, конечно, свое решение, которое не будет воспринято адекватно обществом, пока оно всерьез не задумается над остротой проблемы. Потому это решение Нурсултан Назарбаев в своей книге подразумевает, но не спешит говорить о нем во всеуслышание.

Если подсказать ответ до того, как станет понятен вопрос, вся проблематика будет скомкана. Сам Назарбаев явно относится к данной книге с особым вниманием: это своего рода философский и политический завет, программное и чрезвычайно содержательное обращение к нации, поэтому и осознано все должно быть самым тщательным образом. Еще раз: это не книга для галочки, это книга для ума и сердца, для жизни и вершения народом своей судьбы.

Чтобы не навредить изначальному замыслу автора, мы выскажем здесь лишь гипотезу относительно того, как нам представляется решение Назарбаевым антиномии глобализма, его сложнейшей теоремы. Мы не претендуем на то, что точно расшифровали его замысел, и опишем свое собственное видение, свободный парафраз этого геополитического послания.

Евразийское решение

На наш взгляд, теорема глобализации решается Назарбаевым через обращение к евразийству. Это своего рода «золотая середина», как пишет автор, «третий путь» между двумя крайностями, тонкий и глубокий цивилизационный выбор, снимающий фундаментальные противоречия нашей эпохи. И, утверждая евразийство, Назарбаев не только дает блистательное решение для казахского пути, но и поднимается над национальным контекстом, возвышаясь до уровня политического мыслителя континентального масштаба. Евразийство Назарбаева - это многомерный ответ в отношении выбора образа будущего: и на национальном, и на региональном, и на континентальном, и даже на мировом уровне. Отвечая на универсальный вызов глобализации, Назарбаев сам вовлекается в сферу глобального, а значит, его выводы, рекомендации, система приоритетов сами приобретают глобальный характер, важный и содержательный для всех остальных. С этим, видимо, связан такой широкий интерес к данной книге за пределами Казахстана: сразу после выхода в свет она была переведена на многие иностранные языки - европейские и азиатские.

В чем смысл евразийства по Назарбаеву? Коротко на это ответить сложно: евразийство - полноценная геополитическая, философская, историческая, мировоззренческая система и, как таковая, требует тщательного и досконального изучения. Сам Назарбаев не скрывает того, что опирается в этом вопросе и на плеяду блестящих русских философов начала ХХ века (Трубецкой, Савицкий, Алексеев, Карсавин), создавших впервые евразийское движение, и на труды выдающегося современного историка Льва Гумилева (чьим именем назван Евразийский университет в Астане), и на современное развитие евразийских идей в сфере геополитической методологии, но вместе с тем евразийство Назарбаева имеет уникальные новаторские черты. С одной стороны, он первым из крупнейших политиков мирового масштаба придал евразийскому теоретическому корпусу зримое воплощение в реальной политике - само по себе это уже подвиг, но при этом он внес в евразийское мировоззрение огромный теоретический вклад, сочетав его с новаторским экономическим, социальным, стратегическим подходом, неразрывно связав евразийство с демократией, толерантностью, императивом развития гражданского общества, социальной динамикой. Следует подчеркнуть - речь идет не просто об адаптации евразийских идей к конкретным условиям современного Казахстана и Центральной Азии, но о развитии универсального содержания этого учения.

Доктрина Назарбаева в отношении современного евразийства яснее всего проявляется в его концепции «Евразийского союза». Это и есть емкое и краткое изложение сути его идей. Это и есть назарбаевский ответ на вызов глобализации. Концепция «Евразийского союза», отстаиваемая Назарбаевым в его политической практике и описанная в других трудах, является ключом и к пониманию книги «Критическое десятилетие». Осью этого десятилетия и была последовательная борьба за триумф евразийской стратегии и евразийского подхода к той ситуации, в которой оказалось молодое казахское государство. По сути, проект «Евразийского союза», выдвинутый Назарбаевым, это способ воспринять от глобализации позитивные стороны и избежать ее негативных сторон. Смысл евразийского проекта состоит в следующем: глобализация принимается в ограниченном пространственном масштабе в случае народов и государств, связанных культурными, цивилизационными, историческими узами, интегрированных по экономическим параметрам, со сходной социальной системой, с «общностью судьбы» (И. Гаспринский). Перед лицом более развитых стран Запада и менее развитых обществ Востока Евразийский союз объединяет в единое экономическое, стратегическое, геополитическое и, в конечном счете, политическое пространство страны северной Евразии и Центральной Азии, способствует их совместному развитию, модернизирует техносферу и экономику, проводит сбалансированную политику тарифов, квот, эмиссии, создает общую таможенную и транспортную систему, интегрирует топливно-энергетический комплекс, вырабатывает стандартизированное законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, приводит к требуемым стандартам структуру Вооруженных сил. Это можно рассматривать как версию «региональной глобализации» по модели Евросоюза. И в этом аспекте Назарбаева вполне можно отнести к глобалистам, но только к евразийским глобалистам.

Основное различие со сторонниками однополярного мира, атлантистами и глобалистами без всяких дополнительных пояснений состоит в данном случае в том, что мировая интеграция рассматривается как естественный и органичный процесс, протекающий в различных регионах мира со своей скоростью и со своей региональной спецификой, а не сразу и не по одному универсальному, заведомо заданному стандарту. Между тотальной глобализацией с ее планетарными клише и ныне существующим разбросом в политико-экономическом, информационном, социальном развитии национальных государств утверждается промежуточная стадия: региональная стандартизация, интеграция «больших пространств», которая будет учитывать цивилизационную специфику, культурные, исторические и социальные особенности стран того или иного региона мира. А то, что Центральная Азия и Казахстан имеют ярко выраженные отличия как от западных стран, так и от других азиатских и исламских обществ, Назарбаев осознает пронзительно.

Евразийство - это выход из положения, он оставляет открытой возможность дальнейшего включения в мировую систему, но при этом четко следует принципу сохранения национальной идентичности и позволяет в любой момент поставить заслон негативным явлениям, сопровождающим глобализационные процессы.

Практика «Евразийского Союза»

В книге Президента Назарбаева подробно описаны конкретные шаги, предпринятые автором для воплощения этой евразийской модели в жизнь на протяжении всего «критического десятилетия». Важнейшими этапами являются провозглашение «Таможенного Союза», подписание Договора о коллективной безопасности (ДКБ, с 2003-го - ОДКБ), создание структуры ШОС с участием Китая, далее ЕврАзЭС, и наконец единого экономического пространства с участием Украины, которая ранее избегала любых интеграционных инициатив. Эти сокращения, звучащие несколько официозно, являются впечатляющим памятником практическому евразийству Нурсултана Назарбаева, воздвигнутым при жизни. Это этапы упорного и подчас очень трудного продвижения к «Евразийскому союзу», призванному объединить СНГ и, быть может, некоторые иные страны в единое мощное образование - на демократической основе и с высокой гуманной миссией.

Известно, что на Западе, увы, многие по-прежнему скептически смотрят на интеграционные процессы в СНГ, считая их «замаскированным российским империализмом». Но тот факт, что эти инициативы на протяжении всего «критического десятилетия» исходят преимущественно от Президента Казахстана, огромной тюркской страны, с успешно развивающейся экономикой и социальной сферой, разрушает эти искусственные построения. Не случайно Назарбаев так жестко не приемлет разговоров о «столкновении цивилизаций», «евразийских Балканах» и т. д., явно полемизируя с атлантистскими стратегами Бжезинским и Хантингтоном, сделавшими из ненависти к России культ и одержимых навязчивой идеей ее расчленения и раскола по этноконфессиональным параметрам. Инициатива евразийской интеграции идет не из Москвы, которая при Ельцине вообще прохладно воспринимала казахские начинания, но из самого сердца Центральной Азии, из демократического, успешно адаптировавшегося к новым экономическим условиям и на практике укрепившего свой суверенитет Казахстана.

Если прежние евразийцы мыслили книгами, историческими экскурсами и геополитическими проектами, то Назарбаев мыслит конкретными структурами, которые по-настоящему связывают континент, реализуют евразийскую мечту о братском союзе славянских и тюркских народов, православных и мусульман в деле строительства великой континентальной державы - развитой, динамичной, безопасной, процветающей, сохраняющей культурную и цивилизационную самобытность, но открытую всему миру. И эти задуманные структуры, чье значение и смысл подробно описаны в книге, на наших глазах становятся реальностью, превращаясь в полноценный евразийский процесс.

Духовная идентичность

Нурсултан Назарбаев демонстрирует, что его представления о национальной идентичности казахов фундаментальны и обстоятельны. Он не ограничивается набором поверхностных пустых фраз, он серьезно анализирует составляющие этой идентичности, большое внимание уделяя балансу этнических традиций, светскому устройству общества, исторической связи с другими народами Центральной Азии, братским узам с Россией. Особое место в книге занимает вопрос ислама. Это принципиальный момент, так как исламский фактор в условиях глобализации стал одной из самых острых тем. В некоторых СМИ появилось клише «угрозы ислама», эта религия стала восприниматься как синоним экстремального отвержения глобализма, как источник и основная идейная платформа современного террора, сепаратизма.

Казахи традиционно исповедуют ислам, следовательно, и в этом вопросе от Президента требовалась ясность в определениях и проектах. Пойдет ли страна по исламскому пути в стиле Ирана или останется на жестко светских позициях, как Турция? И здесь Назарбаев находит особое, евразийское решение. Во-первых, он протестует против очернения ислама как традиционной конфессии, с негодованием отбрасывая как несостоятельный миф об «исламской угрозе». При этом он жестко осуждает радикализм и фундаментализм в вопросах религии, указывая, что такие версии были для казахов историческими чуждыми, и их ограниченное распространение называя «идеологическим импортом».

В Казахстане распространен традиционный ислам ханафистского мазхаба в сочетании с глубоко укорененными суфийскими традициями. Суфизму Назарбаев посвятил несколько страниц, подробно говоря о Ходже Ахмеде Ясави, основоположнике суфийской школы, распространившейся в Туркестане. В суфизме Назарбаев видит важнейший элемент, связывающий традиционный ислам с особостью национальной культуры казахов. Теплые и искренние слова, сказанные Назарбаевым относительно традиции тарикатов, суфийских орденов, показывает, насколько глубоко Президент знает свой народ и его духовную культуру... В этом Назарбаев в лучшем смысле слова консервативен: отстаивая социальную модернизацию и светские основы общества, он вместе с тем бережно относится к сокровищам религиозного и национального духа.

Таким образом, в книге четко определена религиозная составляющая казахской идентичности - светское общество, опирающееся на традиционный ислам и суфийскую духовность, в сочетании с национальной культурой, открытой для диалога с иными культурами и религиями.

Угрозы безопасности

Значительное место в книге Назарбаев отводит теме безопасности. Молодое государство строится и укрепляется в сложном мире, пронизанном рисками и опасностями. Большое значение имеет территориальное расположение Казахстана, демографический фактор, этноконфессиональные особенности, а также транзитивный, как подчеркивает автор, характер современного казахского общества.

Будучи зоной преимущественного распространения исламской религии, Казахстан автоматически становится объектом для проникновения радикальных исламистских террористических организаций, ставящих своей целью отмену светского строя, установление «исламского порядка». Назарбаев внимательно анализирует существующие исламистские организации и секты, разбирает методы их идеологической и организационной практики, модели внедрения и пропаганды. Социальные проблемы, реально существующие экономические трудности используются религиозными экстремистами для обработки слабовольных и некомпетентных людей.

Другой разновидностью терроризма является воинствующий национализм, который как «детская болезнь» свойственен вновь образованным государствам. И, наконец, глобализация в области культуры, нравов, распространения социальных и поведенческих клише делает общество податливым для иных форм идеологического воздействия, чреватого терроризмом - тоталитарные секты, экстремистские социальные идеологии и т. д.

Осознание серьезности этих вызовов требует не просто усиления административных мер, хотя книга Назарбаева к этому фактически призывает, но и глубинной профилактики в культурной сфере, в СМИ, в работе с различными слоями населения и приоритетно с молодежью. В здоровый организм болезнь не проникает, и учет рисков и опасностей приводит к системе вполне созидательных и позитивных мер.

Помимо экстремизма и терроризма под масками «ислама» в Казахстане существует демографическая опасность - огромные территории слабо заселены, а рядом находится перенаселенный Китай, экономически развитый и геополитически все более активный с каждым днем. Партнерство с Пекином в рамках ШОС и двухсторонних отношений - важный инструмент для контроля над ситуацией, однако определенные риски сохраняются.

И, наконец, болезненная тема наркомании и наркоторговли. Она вызывает у Назарбаева искреннюю тревогу и глубокую озабоченность. Казахстан в географии мировой наркоторговли занимает центральное положение нелегального транзита. Стратегические плюсы такого местоположения в данном случае превращаются в угрозу. Потоки наркотиков текут из Афганистана и Пакистана в Россию и Европу как раз через территорию Казахстана, превращая его в зону повышенного риска. Это осложняется ростом наркозависимости у самих казахов, и цифры статистики, приведенные в книге Назарбаева, увы, удручают.

Черный бизнес наркоторговли становится настоящей геополитической угрозой как для самого Казахстана, так и для стран СНГ. Здесь также необходимо решить сложную теорему: как осуществить интеграцию экономики, но в то же время поставить надежные барьеры для пролиферации криминала, наркотрафика, терроризма и экстремизма, которые тоже тяготеют к своего рода «евразийской интеграции», используя в своих темных целях сближение между государствами и народами. Назарбаев видит решение в консолидации усилий правоохранительных органов всех соседних государств, в создании единой системы борьбы с этим общим для всех нас злом.

Дар Огня

Книга Нурсултана Назарбаева «Критическое десятилетие» оставляет сильное впечатление. Она не только повествует о том, что сделано, но показывает путь в будущее, дает четкое представление о том напряженном состоянии, о том высочайшем интеллектуальном и экзистенциальном градусе, в котором делается конкретная живая история. Будто мы заглянули в творческую лабораторию судьбы, где ткется полотно евразийской реальности, новой и древней одновременно, призванной создать лучший мир для всех нас.

Назарбаев - политик, Президент, крупнейший государственный деятель, теоретик и практик «нового евразийства», ученый. Но он еще и настоящий пассионарий (в терминологии Гумилева), человек, пронизанный мощным экзистенциальным зарядом, носитель особой евразийской, тюркской, кочевой харизмы, сын своего народа, с пронзительным, уходящим вдаль взором. От него остается ощущение огненной стихии. И не случайно введение в «Критическое десятилетие» называется «Память огня».

Огонь и воздух - казахские назарбаевские стихии. Они опасны, они опьяняют, они пугают и манят. Это вкус подлинного евразийства, открыто очерчивающего новые горизонты.

Евразия рождается из союза Леса и Степи. Степь - бескрайняя и влекущая - воплощена сегодня в огненном человеке Нурсултане Назарбаеве. Лес - традиционно мир восточных славян, великороссов, - Россия. Имя «Нурсултан» расшифровывается как «господин света». Этим «светом» Назарбаев щедро делится со всеми нами. Мы, русские, должны подхватить эту инициативу, этот проект, принять этот дар. Книга «Критическое десятилетие» написана для всех нас. Это дар огня.

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер Валерий Коровин. Имперский разговор Александр Дугин. Русская война Валерий Коровин. Россия на пути к Империи Валерий Коровин. Накануне Империи Валерий Коровин. Накануне Империи Александр Дугин. Новая формула Путина Валерий Коровин. Конец проекта "Украина" Александр Дугин. Украина. Моя война Валерий Коровин третья мировая сетевая война Информационное агентство Новороссия А. Дугин. Четвёртый путь А. Дугин. Ноомахия. Войны ума Валерий Коровин. Удар по России Неистовый гуманизм барона Унгерна А. Дугин. Теория многополярного мира МИА Новороссия
Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 


Рейтинг@Mail.ru