24 ноября, пятница | evrazia.org |  Добавить в закладки |  Сделать стартовой
б.Украина | Интервью | Аналитика | Политика | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама, последовательно и смело выступал против ваххабизма, изобличая его идеологию, практику Военные столкновения между ваххабитами и последователями суфизма
Российские власти прозевали ваххабизм"
Начавшийся в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации - республике практически не было глубоко подготовленных шариатских судей Шариатское правление в Чечне и его последствия
Кавказ не готов к обустройству исламского государства"
Практические деяния ваххабитов, во всяком случае, тех, кто маскировался под ними, сопряжены многочисленными преступлениями против личности Исламский радикализм как фактор общественной угрозы
Ваххабизм был привит Кавказу мондиалистами"
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю"
Запад - внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром Шестая колонна - главный экзистенциальный враг России
У России есть враг и пострашнее «пятой колонны»"
Америка сегодня падает. Это падающий гигант. Падение статуи Свободы будет внушительным. Однако сегодня падает и Россия. Ее падение не столь масштабно, но чувствительно Ставка в международной политике: кто рухнет первым
Государство как идеология не ограничено ничем"
Ремень от РПК привычно натирает плечо, мы возвращаемся на обед со своих позиций в место постоянной дислокации, находящейся недалеко от наших позиций в дачном поселке. До войны это был прекрасный поселок, окруженный живописным степным пейзажем со множество Очерки окопной войны
Тайна войны в Великой степи"
Попалась на глаза одна сопливая история на днях. Украинофильный портал bbcccnn.com.ua написал историю про боевика "АТО", онкобольного, молодого, отвергнутого семьей и друзьями, в общем, самого разнесчастного кровопийцу Владимира Бабия. Родом это туловище Отработанные "патроны" Порошенко или куда деваются "киборги"
Судьба "киборга""
Согласно всем социологическим опросам, проведённым на Украине, Юлия Тимошенко уверенно лидирует среди потенциальных кандидатов в президенты Украины. Вместе с тем, всё чаще поднимается вопрос о проведении там досрочных выборов президента. С одной стороны, Украинский Трамп или конец Украины?
Украина: продлить агонию"
Америка на пути к распаду Америка на пути к распаду
СШа трещат по швам"
Америка мягко стелет, но в России спать на её кроватках жестковато Под мягким каблуком
Под каблуком"
Метод захвата медиапространства состоит в том, что определенная организация работает со всевозможными СМИ и при этом не дает показаться в информационном поле другим организациям Тихо и незаметно: способы ведения информационной войны
Если войны не видно, это не значит, что ее нет"
«Мы показали, что в мире больше нет одного хозяина, который вправе распоряжаться судьбами народов только по собственному произволу» Признание, окончательно и бесповоротно
Россия спасла от геноцида осетин и абхазов"
Неоевразийство — политическая философия, наследующая классическому евразийству и русской консервативной мысли. Классическое евразийство возникло в среде русской эмиграции, размышлявшей о причинах краха русской культуры и гибели государства. Неоевразийство Неоевразийство как ценностная система
И снова об идеях..."
Десять лет исполняется сегодня, 17 сентября 2016 года, со дня референдума о независимости и присоединении к России, который прошёл в Приднестровской молдавской республике (ПМР) в 2006 году. 97,2% граждан, принявших участие в голосовании, поддержали курс н Евразийский вектор Приднестровья
10 лет выбора ПМР"
Действовать жёстко, с кровью, не был готов никто из элит - советские элиты были очень миролюбивы, - кроме отмороженных либералов-русофобов Американский переворот в пользу Ельцина
Пора привлечь к ответу виновников октябрьской бойни"
Это, в сущности, был и есть флаг брокеров, маклеров, эксклюзивных дистрибьютеров, архитекторов саморазрушающихся финансовых пирамид и топ-менеджеров нефтегазовых монополий День торговли
Бело-сине-красный триколор по-прежнему символизирует торговлю"
Американских сторонников Трампа, разочаровавшихся в нем после ударов по Сирии и военных выпадов против Северной Кореи, на неделе порадовала новость о поддержке отечественного производителя. «Покупай американское, нанимай американцев», - так коротко назвал Трамп против "болота"
Доктрина Монро как шанс для мира"
В преддверии одного из главных государственных праздников России – Дня народного единства хочу поделиться своим педагогическим опытом, который способствует воспитанию детей и подростков в духе традиционных ценностей Российской Евразийской цивилизации, оли По евразийской дороге добра
Путь к солидаризму"
12 октября 2017 года в уютном помещении кофейни «Белая ворона» состоялось одно из самых семантически насыщенных слушаний иркутского сообщества «Интеллектуальная среда», посвященное обсуждению уже успевшей приобрести скандальную репутацию скульптуры Даши Н Ваал на Байкале: proetcontra
Ольхон и мифы"
В сентябре 2017 года исполняется 75 лет подвига подпольной комсомольской антифашистской организации «Молодая гвардия» шахтёрского города Краснодона в годы Великой Отечественной войны. Представители трёх, родившихся в советское время, из четырёх живущих ны Отлучённые от будущего
Изъятые из школьной программы"
На прошлой неделе в Министерстве Обороны прошла коллегия, на которой были подведены итоги выполнения майских указов Президента России. Признаться, изменения в армии и на флоте за пять лет произошли впечатляющие. Об этом можно судить даже не по тем цифрам, К вопросу о компетентности
Неразборчивая критика"
Скандал вокруг возможной установки памятника Примирения сотряс не так давно Севастополь.  Хотя идея-то благая – примирение «красных» и «белых» в год столетия катастрофы двух русских революций – Февральской и Октябрьской. Несмотря на то, что поколение, зас Сто лет русской катастрофы: преодоление или новый виток раскола?
Сто лет русской катастрофы"
В феврале прошёл столетний юбилей Февральской революции. Через несколько месяцев мы отметим столетие эпохального события не только российского, но и мирового уровня – Октября 1917 года. В последнее время тема революционного столетия регулярно поднимается «Оранжевый» Февраль и Красный Октябрь 1917-го
«Оранжевый» Февраль и Красный Октябрь"
Закрытая презентация нового альбома Александра Ф. Скляра и группы «Ва-Банкъ» «Оставайтесь, друзья, моряками!», в который вошли 13 песен Владимира Высоцкого, прошла 20 ноября 2017 года в московском клубе «16 тонн». На обложку помещена работа сына Александр «Север, воля, надежда, страна без границ»
Исчерпанность и романтика"
Немного найдётся символов России, которые настолько широко известны в мире, как автомат Калашникова. И, несомненно, он – часть нашей культурной экспансии в мире. Его знаю те, кто и читать-то не умеет. Это оружие давно стало напоминанием о силе русского ор Калашников: Десять оттенков совершенства
Вселенная «Калашников»"
В 2014 году указом Президента России утверждены Основы государственной культурной политики, чего до этого не было. Либералы-западники, державшие в своих руках практически все государственные и частные СМИ на протяжении 1990-х да и               2000-х г.г Евразийство Пахмутовой
Нежность нового евразийства"
«К сожалению, Сербия находилась многие годы в режиме либеральной глобалистской оккупации и внешнего управления и там, несмотря на присутствие братского, самого близкого нам народа – сербов, - православного народа, который выходит с нами из единых культурн Коровин: Сербы заявляют свою волю
Сербы и постчеловечество"
Нетривиальный взгляд на происходящие в Новороссии события всегда радует. Тем более, если это мнение неравнодушного и буквально вжившегося в ситуацию человека, который по своему духу русского, живя за тридевять земель от русского Донбасса принимает близко Коробов-Латынцев : Новороссия сейчас — самое важное место на Земле
Новороссия - самое важно место на Земле"
Интервьюировал Геннадий Дубовой Абдула: Если мы не поможем русским на Донбассе, то кто потом поможет нам?
Абдула: Афганистан и Донбасс"

Статьи Дугина | Газета ''Ведомости'' | Третий путь: Либерал-евразийство | 11.05.2004
Ведомости
Либерал-евразийство

Релевантные ссылки:

Евразийское покаяние Михаила Ходорковского

А.Дугин: Экономические аспекты либерал-евразийства

П. Зарифуллин "Либеральный Сталин"

Е.Гайдар "ЛИБЕРАЛИЗМ: Слухи о смерти преувеличены"

Александр Дугин

ТРЕТИЙ ПУТЬ: ЛИБЕРАЛ-ЕВРАЗИЙСТВО

(рефлексия на “Либеральный Манифест” Михаила Ходорковского)
Опубликовано в газете “Ведомости”

В деле Ходорковского, безусловно, наличествует политическая подоплека, как бы её ни отрицали. Она состоит в принципиально неснимаемом конфликте его прежней политической позиции - глобализм, атлантизм, американизм, открытое общество, экстерриториальный характер крупного капитала, принцип политического давления на власть через финансирование оппозиционных партий и т.д. - с императивом национального развития и укрепления геополитического статуса России и властной вертикали, что является основным вектором политики Президента Путина, широко поддержанной народом. Если бы “Манифест” Ходорковского появился до начала истории с ЮКОСом, и если бы он был искренним, то именно политическая составляющая всей этой истории была бы устранена и, кто знает, как бы всё повернулось…

Смысл “Манифеста” Ходорковского в признании необратимости фундаментальных сдвигов в российском обществе относительно базового, быть может, главного вопроса современности: соотношение крупного частного капитала и политической власти. На прежнем этапе экономическая олигархия, по сути, противопоставляла себя государству и народу, ориентировалась на скорейшую интеграцию в мировые экономические структуры, мыслила себя “экстерриториально”, как аванпост колониальной системы с центром за океаном, как атлантистские “смотрящие” за “этой страной”. Слабая государственная власть виделась как объект для коррупции, давления и торга, народ - как дополнительная и неэффективная социальная обуза и носитель “иррациональных мифов о величии”. Понятия “социальной” и “национальной” ответственности считались пустыми фразами. В открыто вызывающей форме этой позиции придерживались Гусинский и Березовский.


В 2002-2003 году на роль главного промоутера либеральной атлантистской олигархии выдвинулся Михаил Ходорковский. Его политические позиции, активно озвучиваемые с весны 2003 г., представляли собой квинтэссенцию “экстерриториального” подхода к российской геополитике: поддержка военной агрессии США в Ираке, финансирование фрондирующих либеральных партий - СПС и “Яблоко” - и всеядной “оппозиционной” КПРФ, прямая полемика с Путиным относительно “непомерности” требований государства к крупному частному бизнесу, продвижение антинациональной соросовской идеологии “открытого общества” (через “Открытую Россию”), критика европейского вектора и интеграционных процессов в СНГ и т.д.

В лице Ходорковского крупный капитал декларировал о своей над-национальной позиции, заявлял претензию на то, что занимает место над социально-политической системой, ведя автономное существование и развиваясь по собственной логике и в собственном ритме. Эта претензия оправдывалась “императивом” ускоренного технического развития, возможного, по мнению Ходорковского, лишь в условиях глобализма, неэффективностью государства и “убыточностью” населения, экономическими и логистическими успехами олигархического менеджмента.

В нынешнем “Манифесте” Михаила Ходорковского дается прямо противоположная картина. Будто по Псалтыри - “отвратися от зла и сотвори благо”. Ходорковский как выразитель антинационального глобализма и атлантизма в этом программном тексте однозначно и по всем пунктам переходит на альтернативные, наши, евразийские, национальные позиции. Как “перестройка” началась с “Покаяния” Тенгиза Абуладзе, второй срок Владимира Путина начался с “покаянного манифеста” Михаила Ходорковского. Это символично. За “покаянием” советизма, следует покаяние “либеральной демократии”.

Смысл этого покаяния в признании исторической правоты и принципиальной обоснованности тех инстанций, которые на предыдущем этапе практически отвергались, ставились в подчиненное положение, не учитывались. Высшим императивом Ходорковский отныне признает “национальные интересы” и “социальную ответственность”. А “крупный капитал”? А крупный капитал потом. Не государство и народ для экономики, а экономика для государства и народа.

Почему в таком случае “Манифест” назван “либеральным”? Это оправдано стремлением “нового Ходорковского” сохранить эффективность, присущую агрессивному либеральному менеджменту, но отныне не для самой себя, а на благо высшей цели - трансцендентной по отношению к самому экономическому сегменту общества.

Ходорковский, по сути, декларирует отказ от двух экономических догм, между которыми - как между двумя тупиками - мечется современная российская политическая мысль - и от либеральной схоластики (“бизнес - это все”, “экономика - это судьба”), и от безответственной социал-демократической демагогии, призывающей все немедленно переделить. Вполне по евразийски предлагается “третий путь”: поставить наиболее эффективные сектора национальной экономики, в том числе, крупный частный капитал, на службу государству и народу, чтобы модернизировать и укрепить национальную государственность, сделать ее эффективной, и целевым мобилизационным образом осуществить рывок социального развития. Крупный частный капитал в такой ситуации становится инструментом России как геополитического субъекта, а не вампирическим наростом, эксплуатирующем ренту и отстаивающим чуждые геополитические интересы. Такой подход является радикально новаторским.

В классических схемах друг другу противопоставляется “социальное государство” (и его темная сторона - неэффективный менеджмент, коррупция, популизм) и “минимальное государство” либералов-ортодоксов (и его сопутствующие издержки - десувернизация, резкое экономическое неравенство, социальная нестабильность). Ходорковский в “Манифесте” выдвигает радикально иной подход - либерализм, подчиненный национальным и геополитическим императивам, с добровольно взятой социальной ответственностью перед народом. Иными словами - либерал-евразийство. Это в каком-то смысле “символ веры”: для того, кто видит в нашем русском народе, в нашем древнем государстве, в нашей культуре, нашем языке, нашем духе высшую ценность - такой выбор органичен и естественен. Тем, кто попал в “эту” страну случайно, остается либо принять ее правила, либо поменять место жительства. И вот здесь лежит нравственный нерв “Манифеста” Ходорковского: он говорит “да” Отчизне, родине, народу. И выбирает тюрьму, вместо эмиграции, которая до недавнего времени была для него вполне открытым выходом. Но это уже не “мученик за атлантистские ценности”, не символ “страдающего глобализма”, это живой человек, думающий, переживающий, делающий - пусть в экстремальной ситуации - непростой, но очень значимый выбор. Жаль, что осознание исторического фундаментала России пришло в столь печальных и трудных обстоятельствах.

“Манифест” Ходорковского ставит точку в истории антинационального либерализма, завершает ельцинскую парадигму. Отныне на повестке дня не просто “пакт”, “общественный договор” между властью и бизнесом; теперь на первый план выходит метафизика национальной власти, экономика “третьего пути”, добровольное, искреннее и выстраданное подчинение “крупного капитала” национальному геополитическому императиву. И в высшей степени символично, что эту тему обозначает именно Михаил Ходорковский, с одной стороны, имеющий опыт блистательного олигархического взлета, а с другой - ясное понимание тупиковости унылого дирижизма, который никаких эффектов не даст - жадная чиновничья рать, дорвавшись до своего, похоронит Россию так же надежно, как и атлантисты-олигархи.

Но все это только начало, но никак не догма и не последнее слово. Отныне надо серьезно думать в третьем экономическом направлении; нам сегодня фундаментально необходим третий “think tank” - у нас есть либералы, есть социалисты, и их бессодержательной полемикой мы сыты по горло. Наступает момент рождения “экономики третьего пути”, развивающей идеи Фридриха Листа (“автаркия больших пространств”), Шумпетера, Шмоллера, Гезелля, Перу, Амартия Сена, институционалистов и т.д., это отброшенный некогда строителями экономических ортодоксий “краеугольный камень” новаторской, но при этом глубоко национальной, социально ответственной и геополитически заостренной экономической мысли.

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер Валерий Коровин. Имперский разговор Александр Дугин. Русская война Валерий Коровин. Россия на пути к Империи Валерий Коровин. Накануне Империи Валерий Коровин. Накануне Империи Александр Дугин. Новая формула Путина Валерий Коровин. Конец проекта "Украина" Александр Дугин. Украина. Моя война Валерий Коровин третья мировая сетевая война Информационное агентство Новороссия А. Дугин. Четвёртый путь А. Дугин. Ноомахия. Войны ума Валерий Коровин. Удар по России Неистовый гуманизм барона Унгерна А. Дугин. Теория многополярного мира МИА Новороссия
Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 


Рейтинг@Mail.ru