20 сентября, четверг | evrazia.org |  Добавить в закладки |  Сделать стартовой
Интервью | Аналитика | б.Украина | Политика | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама, последовательно и смело выступал против ваххабизма, изобличая его идеологию, практику Военные столкновения между ваххабитами и последователями суфизма
Российские власти прозевали ваххабизм"
Начавшийся в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации - республике практически не было глубоко подготовленных шариатских судей Шариатское правление в Чечне и его последствия
Кавказ не готов к обустройству исламского государства"
Практические деяния ваххабитов, во всяком случае, тех, кто маскировался под ними, сопряжены многочисленными преступлениями против личности Исламский радикализм как фактор общественной угрозы
Ваххабизм был привит Кавказу мондиалистами"
«К сожалению, Сербия находилась многие годы в режиме либеральной глобалистской оккупации и внешнего управления и там, несмотря на присутствие братского, самого близкого нам народа – сербов, - православного народа, который выходит с нами из единых культурн Коровин: Сербы заявляют свою волю
Сербы и постчеловечество"
Нетривиальный взгляд на происходящие в Новороссии события всегда радует. Тем более, если это мнение неравнодушного и буквально вжившегося в ситуацию человека, который по своему духу русского, живя за тридевять земель от русского Донбасса принимает близко Коробов-Латынцев : Новороссия сейчас — самое важное место на Земле
Новороссия - самое важно место на Земле"
Интервьюировал Геннадий Дубовой Абдула: Если мы не поможем русским на Донбассе, то кто потом поможет нам?
Абдула: Афганистан и Донбасс"
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии "Родина" (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?"
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю"
Запад - внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром Шестая колонна - главный экзистенциальный враг России
У России есть враг и пострашнее «пятой колонны»"
«Пулемёт Максим» - это словосочетание для человека неискушенного давно стало устойчивым. Ну не РПК же, ПКМ, Печенег и тд или хотя бы ППШ вспоминает обыватель, когда слышит слово «пулемёт»! Только «Максим» - эта ассоциация железобетонная и обжалованию не п «Максим» - человек и пулемет: 130 лет в России
8 марта и пулемёт Максим"
Итак, свершилось очередноё «чёрное дело», совершённое либерально-капиталистическим глобалистским Западом во главе с США, которым уверенная, де-факто имперская, политика России, направленная на  формирование многополярного мира – как «кость в горле»! Ведь Международная Евразийская Спартакиада?
Без нейтральных флагов"
В редакцию портала «Евразия» поступило обращение народного движения «Олга Каракалпакстан» к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину. Обращение движения «Алга Каракалпакстан» к Президенту России
Что происходит в Узбекистане?!"
Палестина: современность Палестина: современность
Решение - 50/50"
Победа над спарринг-партнёром вскружила голову мечтателям о господстве над миром и серьёзно притупила бдительность. Они всерьёз решили, что «враг» повержен, и можно более не напрягаться. Была даже популярна мысль о «Конце истории». Как результат – ряд рок Глобальные косяки глобального Запада
Запад и Беларусь"
На прошлой неделе в Министерстве Обороны прошла коллегия, на которой были подведены итоги выполнения майских указов Президента России. Признаться, изменения в армии и на флоте за пять лет произошли впечатляющие. Об этом можно судить даже не по тем цифрам, К вопросу о компетентности
Неразборчивая критика"
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»"
Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA"
Америка на пути к распаду Америка на пути к распаду
СШа трещат по швам"
Сто лет расстрела: уврачевать раскол Сто лет расстрела: уврачевать раскол
Сверхидея: пространство и судьба"
Размышления о том, почему мы и дальше будем наслаждаться привычными кадровыми решениями президента Новое правительство б/у чиновников
Почему мы и дальше будем наслаждаться кадровыми решениями"
Перед грядущими президентскими выборами сторонники Владимира Путина вспоминают самые разные его заслуги. Политическая стабильность, экономический рост, международный авторитет и суверенная внешняя политика, возвращение Крыма и строительство Керченского мо Вертикаль власти – главная стройка Владимира Путина
Главная стройка Путина"
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора"
«Мы показали, что в мире больше нет одного хозяина, который вправе распоряжаться судьбами народов только по собственному произволу» Признание, окончательно и бесповоротно
Россия спасла от геноцида осетин и абхазов"
Неоевразийство — политическая философия, наследующая классическому евразийству и русской консервативной мысли. Классическое евразийство возникло в среде русской эмиграции, размышлявшей о причинах краха русской культуры и гибели государства. Неоевразийство Неоевразийство как ценностная система
И снова об идеях..."
Свiдомий по-украински и свядомы по-белорусски означает сознательный. Этими терминами агрессивные этнократические меньшинства в Белоруссии и на Украине обозначают самих себя. В Интернет-блогосфере их окрестили, поэтому свядомитами и свидомитами. Чем белорусские свядомиты отличаются от украинских свидомитов
Западники и национализм"
Прибалты, особенно эстонцы, стали испытывать неприязнь к русским только лишь в позднесоветское время. После того, как территории нынешних Эстонии, Латвии и Литвы вошли в состав Российской империи, никто из русских мыслителей и литераторов не зафиксировал Почему прибалты невзлюбили русских
Мечта и утопия"
«Майский указ», Традиция, Белгородчина «Майский указ», Традиция, Белгородчина
Солидарность ради будущего"
Разделяй и властвуй принцип управления и поглощения весьма известный еще в дремучем средневековье, и такой подход применяют по отношении к Православной Церкви. Но кто заказчик? Откуда растут ноги украинской «автокефалии»? Откуда растут ноги украинской автокефалии?
При Ватиканском обкоме..."
Поэтесса Ревякина: Новым улицам – имена наших новых героев Поэтесса Ревякина: Новым улицам – имена наших новых героев
Зачем Киеву проспект Макеейна?"
Айо Бенес: Кризис на Украине углубляется Айо Бенес: Кризис на Украине углубляется
За перемогой - перемога"

СМИ о евразийстве | ''Политический журнал'' | Евразия без Царя во главе | Константин Волгин: ''Именно грядущую диктатуру как высшую точку в историческом развитии России постоянно воспевает в своих статьях Александр Дугин'' | 16.05.2007
Дугин считает единственно возможной формой исторического существования России империю

После заката Европы: у российских неоевразийцев свое геополитическое видение

Нация или власть?

Идеолог империи

Евразия без Царя во главе

Критические замечания о евразийской теории

Опубликовано в аналитическом издании "Политический журнал" № 13-14 (156-157) от 10 мая 2007

Идеология евразийства как концепция зародилась в первые десятилетия ХХ в. и была тогда скорее набором теоретических изысканий группы интеллектуалов, таких как князь Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, Н. Н. Алексеев и ряд других. Очевидно, что тогда это была реакция на потрясшие Россию и всю русскую ойкумену исторические события, одной из многих попыток объяснить, что произошло в результате революционной смуты и что в «новой» России осталось от прежней.

В конце прошлого столетия известный мыслитель и общественный деятель, один из основателей (наряду с Эдуардом Лимоновым) национал-большевистской партии Александр Дугин предпринял попытку сделать евразийство массовой идеологией, которая могла бы стать основой для формирования реальной политической силы, способной оказывать влияние на события в стране.

Нельзя сказать, чтобы Дугину и его сподвижникам удалось добиться заметных успехов на ниве практической деятельности (все-таки созданные ими движение «Евразия» и Евразийский союз молодежи (ЕСМ) остаются довольно маргинальными организациями), тем не менее им удалось выработать весьма последовательную и продуманную идеологическую конструкцию. Поэтому независимо от того, сбудутся ли надежды координатора ЕСМ Павла Зарифуллина, заявившего недавно, что именно евразийцы будут заниматься «интеллектуальным окормлением новой российской власти после 2008 года», или нет, сконструированная евразийцами на их многочисленных слетах и «интеллектуальных конгрессах» политологическая конструкция небезынтересна и, как минимум, заслуживает право на уважительное внимание к себе.


 

 

 

Архивы Евразии

16.05.2005 - Россия – европейская страна? - Александр Дугин: "Россия - не европейская страна. Россия - страна евразийская. Она сочетает в себе элементы восточных и европейских тенденций. Но это наложено на фундаментальную азиатскую почву, которая превалирует"


Основатели философии евразийства (слева направо): Савицкий, Трубецкой и Сувчинский

Собственно, сам Александр Дугин не раз определял идеологию своего движения как «неоевразийство», подчеркивая тем самым как свою идеологическую преемственность мыслителям 1920–30 гг., так и невозможность в наше время принять весь комплекс их идей без учета произошедших за последние десятилетия изменений. «Неоевразийство начало складываться как социальное, философское, научное, геополитическое, культурное течение в конце 1980-х. Отталкиваясь от наследия русских евразийцев 1920–30-х гг., вобрав в себя духовный опыт старообрядческой традиции русского православия, обогатившись социальной критикой русских народников, социалистов, по-новому осмыслив достижения советского этапа отечественной истории, освоив философию традиционализма и консервативной революции, геополитическую методологию и оригинальные революционные учения западных «новых левых», неоевразийство стало единственной серьезной мировоззренческой платформой в современной России, оформилось в научную школу, в систему социальных и культурных инициатив», – говорится в написанном в 2001 г. Александром Дугиным манифесте евразийского движения с говорящим названием «Евразия превыше всего».

Таким образом, если судить по приведенной цитате, неоевразийство вобрало в себя опыт практически всех философских и политологических концепций последних нескольких столетий, за исключением, может быть, либерализма. Вообще через многие тексты евразийцев красной нитью проходит мысль о том, что все предшествующие неоевразийству идеологические концепции были лишь ступенями на пути к рождению высшего синтеза, которого и удалось наконец достигнуть в наше время Александру Дугину и его сподвижникам.

В том же «Манифесте» об этом говорится прямым текстом: «Для евразийцев – последовательных и убежденных русских патриотов – была очевидна ущербность того, как Национальная Идея была оформлена в Российской империи. Лозунги вроде уваровского: «Православие, Самодержавие, Народность» были лишь ширмой, скрывавшей вполне западное – а значит, чуждое и разрушительное для России – содержание. Советская модель формулировала Национальную Идею в классовых терминах, игнорируя национальную стихию, отметая Веру отцов. Был необходим синтез, новый подход. И он евразийцами был найден...»

По сути дела, в построениях евразийцев Российская империя выступает как своего рода гегелевский тезис, соответственно СССР становится антитезисом, а высшим синтезом при этом становится Евразийская империя. Характерно, что в процессе этих изменений Россия теряет свое исконное наименование, что понятно, поскольку на новом, высшем этапе исторического развития оно ей уже скорее всего не пригодится.

Однако игра словами бывает небезопасна, как говорил в известном советском мультфильме капитан Врунгель: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Трудно не заметить, например, что топонимы «Московская Русь», «Россия» и «Российская Федерация» подразумевают несколько разное содержание. Поэтому очевидно, что когда вместо слова «Россия» Дугин со товарищи настойчиво используют термин «Евразия», это не может быть случайным.

В своей недавней статье, опубликованной в выпущенном «Евразийским союзом молодежи» сборнике «Будущее российской государственности» А. Дугин, говоря о введенном с легкой руки замглавы администрации президента Владислава Суркова понятии «суверенной демократии», пишет: «Понятие «суверенная демократия» – это неологизм, созданный в современной России при осмыслении особенностей политического строя и политической системы, сложившей в ходе правления президента Путина. Путин пришел к власти, обладая двойным политическим мандатом <…> Можно сказать, что элиты поручили Путину заботиться о «демократии», а вот массы, народ, потребовали от него сохранения и укрепления национально-государственного «суверенитета», пострадавшего за годы либеральных реформ».

Фактически Дугин указывает на то, что основной целью существования любого государства является защита и укрепление собственного суверенитета. То есть именно суверенитет как возможность для населения определенной территории самому решать вопрос о власти – главная цель всех устремлений. По большому счету государство, по мнению евразийцев, существует лишь для того, чтобы отстаивать и укреплять свой суверенитет. Из этого вытекает тот факт, что и форма управления государством для них, в общем-то, вторична, а ее выбор определяется тем, насколько та или иная форма государственного управления служит цели укрепления суверенитета страны. Поэтому, по сути дела, здесь возможны практически любые формы правления, мерилом права на их существование является их способность обеспечивать суверенитет.

В такой ситуации ключевым, естественно, оказывается вопрос о носителе этого суверенитета. Действительно, ведь по словам Дугина, «само понятие «суверенитет» предполагает, что над тем, кто им обладает, нет никакой высшей власти и никто не вправе его судить. Наоборот, это он судит всех остальных по своим критериям и своим оценкам».

Над сувереном нет судьи, нет ничего и никого, кто мог бы оценивать его поступки, ибо суверен сам для себя устанавливает правила по своим собственным представлениям и пожеланиям. Так в системе традиционной монархии никто в государстве не может требовать от монарха ответа за его поступки, но при этом все знают, что над ним есть Высший суд, Суд Божий. Собственно говоря, в условиях традиционной монархии высшим сувереном является даже не сам монарх, а стоящий над ним Бог, как бы делегирующий монарху свою власть над его подданными.

Однако у евразийцев Творец мира фактически устранен из истории и люди вынуждены сами как-то обустраиваться на оставленной Высшим Промыслом земле, они стали суверенны. Соответственно и созданная ими власть должна будет выполнить их волю, а не чью-нибудь иную. Суверенность же, при таком понимании, не просто независимость, это прежде всего неподсудность и в конечном счете безответственность.

Неудивительно, что при таком подходе именно народовластие оказывается, по Дугину, высшей ступенью развития государства. «Современная Россия впервые за всю нашу политическую историю, – пишет Дугин в той же статье из сборника «Будущее российской государственности», – возвела именно народ, не династию, не класс, не партию, а народ в статус высшего политического субъекта, носителя верховной власти». Далее, отметив, что такая ситуация возникла внешне случайно, лишь потому, что «демократы» просто копировали западные конституции», вводя третий пункт Конституции 1993 г., который закрепляет высший политический суверенитет за народом, Дугин, ссылаясь на Гегеля, поясняет, что на самом деле случайностей не бывает. «Гегель в свое время говорил о «хитрости мирового разума», согласно которой совокупность случайных и подчас хаотических действий и решений отдельных людей складывается в развертывание единого мирового замысла. Так мировой дух ведет человечество к высшей цели». Высшей целью истории России оказывается, таким образом, закрепление высшей власти за народом. Действительно, трудно не заметить, что евразийцами был учтен опыт «русских народников и социалистов».

Итак, все более или менее понятно. Народ является высшим носителем суверенитета, основная задача государства сохранять и укреплять этот суверенитет, руководствуясь при этом, естественно, волей своего суверена.


Александр Дугин всерьез считает свое «неоевразийство» единственной серьезной мировоззренческой платформой

Дугин считает единственно возможной формой исторического существования России империю. При этом империя в данном случае понимается евразийцами вне какого-либо сакрального контекста. Все намного прозаичнее, Россия занимает определенное, во многом ключевое геополитическое положение на карте мира, и империя является единственной формой организации занимаемого нашей страной пространства, позволяющей успешно сохранять его единство и независимость. «Как только Россия перестает быть империей, – утверждает Дугин, – сама она становится легкой добычей для других империй, которые строятся за наш счет и на наших ресурсах. Тезис о «нормальном государстве», то есть в отказе от имперского предназначения России, уже есть завуалированное предательство. Никакое «нормальное», то есть периферийное, малое региональное государство в современных условиях отстоять своего суверенитета не способно». То есть империя для евразийцев – это прежде всего оптимальный способ организации геополитического пространства, занимаемого народами, населяющими Россию, позволяющий наиболее эффективно охранять его от внешних посягательств, в конечном счете, сохранять полный суверенитет этих народов, прежде всего, конечно, русского, над его ресурсами.

И все же империя для евразийцев – это, как уже было сказано, лишь способ организации геополитического пространства. А поскольку это пространство находится между Европой и Азией, частично располагаясь в пределах обоих этих континентов, то и логично, что самым точным названием для него будет Евразия и, соответственно, образованная для контроля над этим пространством империя точнее всего может быть названа Евразийской. Однако изначальная слабость такого наименования состоит в том, что оно определяет называемый предмет относительно других. Пространство между Брестом и Владивостоком определяется евразийцами по своему отношению к иным пространствам.

Это неудивительно, поскольку евразийская империя для Дугина и его сподвижников – это прежде всего проект, который можно замыслить, разработать и реализовать. Реальная же, живая Россия не может быть проектом, наоборот, она сопротивляется любым проектам, перемалывая их в ходе живой истории. Так было и с советским проектом, то же происходит сейчас на наших глазах с либеральным проектом, реализуемым в нашей стране с начала 1990-х гг. Кстати сказать, предшественники евразийцев тоже начинали с переименования России.

По сути дела евразийцы остаются в рамках просвещенческой парадигмы Модерна. Они оставляют человека и все человечество наедине с его проблемами, не допуская возможности участия Высшего Промысла в истории. Все более чем рационально: государствами движет борьба за свой суверенитет, высшая форма суверенности – наднациональная империя. Империя и имперский народ не служат никому и ничему, кроме самих себя.

Поэтому, собственно, евразийская империя не предполагает наличия монарха. Самодержавный монарх, получающий власть не по воле народа или отдельных его слоев, а по праву рождения, то есть фактически по воле Божьей, несовместим с представлением о народном суверенитете с правом народа самостоятельно распоряжаться своей исторической судьбой так, как это ему угодно. Следовательно, евразийцы неизбежно приходят к мысли о диктатуре. В своей статье из сборника «Будущее российской государственности», так и названной – «Диктатура», Александр Дугин пишет: «Диктатура вводится тогда, когда традиционный политический уклад и имеющиеся легальные институты и инстанции не могут справиться в рамках обычной управленческой практики с остро стоящими историческими задачами. Диктатура есть приостановление политико-административной легальности любого типа – как демократической или аристократической. При слабом монархе роль диктатора вполне мог играть канцлер».

Власть диктатора, по мнению евразийцев, исходящих в данном случае из концепции, изложенной в классическом исследовании о природе диктатуры немецкого политического мыслителя первой половины ХХ в. Карла Шмидта, так или иначе, всегда является делегированной. То есть, в отличие от монарха, диктатор не является сувереном, право на власть ему всегда передано истинным носителем суверенитета, которым может быть в зависимости от исторической ситуации кто угодно. В нашем случае это, как уже было сказано выше, – народ. Именно он обладает правом выбрать себе диктатора, вручив свою судьбу на определенных условиях в его руки.

Так или иначе, власть диктатора имеет договорную природу, чем она принципиально отлична от власти монарха, право на власть которого не обусловлено никакими условиями. Это положение в определенной степени распространяется даже на конституционную монархию, так как подразумевается, во всяком случае формально, что конституционные права дарованы народу государем, добровольно самоограничивающим свою власть.

Власть монарха по природе своей иррациональна, и для остающихся, несмотря на весь свой антизападный пафос, заложниками западного рационалистического дискурса евразийцев это неприемлемо. Видимо, сакральное, по их мнению, не должно так прямо вторгаться в ход земной истории. Юридически легитимированная «волей народа» власть диктатора им гораздо понятнее и ближе.

Именно грядущую диктатуру как высшую точку в историческом развитии России постоянно воспевает в своих статьях Александр Дугин: «Впереди нас ждет диктатура. Но отчаиваться не стоит. Во-первых, нам не привыкать, а во-вторых, есть основания считать, что на сей раз она будет отвечать интересам не узких групп олигархов и даже классов, но всего народа, интересам нации, интересам России». Вопрос только в том, будет ли вооруженный идеями евразийства будущий диктатор действительно руководствоваться интересами России в соответствии с ее вековыми устремлениями и ее высшим предназначением или же станет снова строить на русской земле новый фантом, имя которому на этот раз будет Евразийская империя.

Константин Волгин
Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

Информационное агентство Новороссия

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 


Рейтинг@Mail.ru