Роман Трахтенберг не мог умереть - то, что произошло, стало настоящей сенсацией или научным открытием - ведь это был самый настоящий бес
По мере ускорения научно-технического прогресса и ритма социального развития, по мере модернизации, набирающей обороты, все столь же стремительно мельчает. Ницше, объявив о «смерти Бога», решил, что это слишком большой масштаб для окружающего его человечества, и поправился – «Сумерки идолов», «сумерки божков», а не «сумерки богов» как у Вагнера. Игра слов «Götterdämmerung» (торжественно) – «Götzendämmerung» (насмешливо).
Бес – обезьяна ангела; его задача – занижать ангельские мотивы, имитируя их мутной сумеречной возней. Трахтенберг именно этим и занимался – он поставил своей целью воплотить в жизнь метафору «бесовской текстуры».
В XXI веке и это оказалось слишком – «идол» звучит слишком возвышено, слишком классически. Надо взять что-то помельче. Идолы – ценности – разрушены. Кто еще может стать жертвой безудержного движения цивилизации вперед и вперед, к новым открытиям и новой свободе? Новые философы (Глюксман и Леви) попробовали провозгласить «смерть человека», развивая идею РоланаБарта о «смерти автора». Но сами эти философы постепенно превратились в ангажированных и пышащих злобой двухгрошовых колумнистов по найму, прославляющих либерализм, на которых ссылаться неприлично.
На кого же тогда прилично? Отвечу: на Романа Трахтенберга. То, что это существо отбросило копыта, многих в России повергло в шок. Почему, любопытно? 41 год – почтенный возраст в современной России, ведь у нас потолок мужской жизни 57 лет, то есть этот оранжевовласый мешок с испражнениями умер в пору почтенной старости. Удивила пришедших проститься с окурком, оставшимся от известного популярного радиоведущего, не ранняя смерть матерщиника и известного своей похабщиной фрика, но сам факт его смерти.
Роман Трахтенберг не мог умереть. То, что произошло, стало настоящей сенсацией (или научным открытием). Ведь это был самый настоящий бес. Бес в плоти и крови, с кривой пахабной рожей, с визгливо-шуршащим голоском, с типично бесовской прической стиля «оранжевый шиш» (так располагаются волосы бесов на большинстве канонических изоражений Страшного Суда – они трепещут адского огня и волосы становятся дыбом – вот и получается «шиш»), с маленькими злыми глазками, будто проковыренными в иной менее почтенной, чем лицо, части тела, с жирным волосатым животом.
Бес – обезьяна ангела; его задача – занижать ангельские мотивы, имитируя их мутной сумеречной возней. Трахтенберг именно этим и занимался – он поставил своей целью воплотить в жизнь метафору «бесовской текстуры», выработанную высокобровыми постмодернистами (Делезом, например, который сам «дал беса» сиганув из окна, будто инсценируя злой афоризм Ницше – «вы хотите изгнать из себя бесов, не боитесь сами превратиться в свиней?!» - евангельских свиней, прыгнувши с обрыва в море).
Казалось, бес пришел всерьез и надолго – любимец скотов-олигархов и почтенных теток с баулами, напевающих, возвращаясь с базара, «Голубую Луну» БорисаМоисеева и какого-то еще урода с трубой и такой же фамилией. Но вот хлоп – как пол-стакана – и беса не стало, жирная тушка сыро подгнивает в могиле. Всем урок, который, увы, никто не извлечет.
Смерть беса – сумерки недотыкомок – хороший горизонт для того, чтобы прийти в себя и отшатнуться с омерзением от того, что нам показывают и рассказывают.
Сам Трахтенберг подчеривал, что его фамилия на идише означает «мыслящая гора», а отнюдь не гора дерьма и не то, что его слушатели (дурно воспитаные), глядя на его сальную морду, могли бы подумать. Это укор всем «мыслящим», выведение их на чистую воду.
Трахтенберг – это предел реализованного постмодерна, не задуманного, но именно реализованного, воплощенного в действительность. Это бес, обретший плоть. То, о чем писали Сорокин и Пелевин, того, кого рисовали художники-концептуалисты – уже родилось и, ах, умерло. Если мы посмотрим на корректного и аккуратного МаратаГельмана, члена Общественной Палаты и респекатбельного галерейщика-политтехнолога, то прищурившись, мы сможем удиветь в нем Трахтенберга или ТинуКанделаки – эту феминоидную паредру известного радиоведущего. Поскреби Гельмана, найдешь Трахтенберга.
Либо – Марат Александрович, отшатнитесь, и переходите на нашу сторону – чтобы и подозрений не осталось и щуриться не надо было бы! Из жизни ушел (видимо) уважаемый член Общественной палаты; чего-то важного лишились многие – КостантинЭрнст, ОлегДобродеев, Роман (тоже Роман! – «помни о смерти», Роман) Абрамович, отпал кусок плоти с холеного тела МихаилаПрохорова и сгнил на лету, что-то беспричинно зачесалось у КсенииСобчак, МихаилШвыдкой посмотрел на себя в зеркало и не узнал своего лица… Его больше нет с нами. Это необходимо осмыслить.
Смерть беса. Радоваться или горевать? Он, правда, не претендовал на вечность, – это прерогатива иных персонажей, – но и смерти у него не должно было бы быть. Юмористы не умирают, они все уходят в свое змеиное хихиканье. Покойный Бодрийяр забавлялся с фразой – «испустить дух» - так проколотая шина выпускает воздух. Роман Трахтенберг лопнул, как лопается трест. Это трест, куда входит определенная часть современной России. Не стройте иллюзий, он умер за вас. Или вы думаете, что будете жить всегда?
В этом-то весь вопрос: кого бы вы хотели встретить по ту сторону могильной ямки? И если вы не хотите встретиться с ним, чтобы прослушать новый скабрезный анекдот про вышедшие из-под контроля половые органы, то лучше бы вам одуматься. Смерть беса – сумерки недотыкомок – хороший горизонт для того, чтобы прийти в себя и отшатнуться с омерзением от того, что нам показывают и рассказывают. Это очень больной нарратив. Эти - осцилляции «около ноля», когда все кончилось, но кто-то еще на гаснущем экране продолжает по инерции развлекать нас, пытаясь отвлечь от неминуемого и давая всем своим сытым, откормленным, самоуверенным видом понять – «все еще не…», «еще не…».
Dem(16 декабря 2009, 14:12)
Полностью согласен с Дмитрий (11 декабря 2009 11:26)
Олег(14 декабря 2009, 08:53)
Браво!
NM(11 декабря 2009, 17:07)
Александр Гелиевич, поспорю с Вами: как и музыка, не зависимо от ее объективной сути (гармонии и тональности) пробуждает разные чувства у разных людей, так и Трахтенберг, не как медиа-бес, а как человек, пробуждал у людей жажду к жизни, заражал жизнелюбием, сочувствием и самокритикой - разве этим заняты бесы? Если слушатель чист, то пахабный анекдот не "запачкает" его. А вот сарказм и ирония, напротив, напомнит кому-то о своих пороках, заставит одуматься. Возможно Трахтенберг и был бесом, но эффект от его бесовства - чистейшее добро. Другие, названные Вами ныне живущие, не спорю, - адская дыра на Земле.
Дмитрий(11 декабря 2009, 11:26)
Сашенька, гадостей (ну или прекрасностей) Вы исторгаете никак не меньше покойного \"бесёнка\", просто эти гадости-прекрасности \"в другом стиле\". И в посмертии Вашем влиянием и известностью Вы будете обладать соизмеримыми с влиянием и известностью ныне покойного Трахтенберга. Помнить и Вас, и Его будут лет через 100 лишь очень узкие специалисты. Только вот в отличии от Вас, у Трахтенберга хватало самоирони не относится к своей деятельности серьёзно и с пафосом пророка...
Black Wolf(10 декабря 2009, 21:39)
Автор, ты мудак редкостный. Ты порочишь смерть достойного человека.
jukst(7 декабря 2009, 23:12)
когда ещё смотрел телевизор. увидел картину: на фоне стилизованных правосланых фресок (дизайн такой в заведении, кафе какое-то) сидит этот человек и говорит то, что говорит. тогда я впервые понял, что такое бесссилие. зато взамен появилсяя афоризм. "всё, что хрюкает, однажды, рано или поздно, заверещит. не для этого ли и суцществует оно?" не заверещало. второй раз бессилие.
basliva(7 декабря 2009, 01:31)
Круто, но верно. Для сравнения сопоствить уход Тихонова: какие светлые мысли, красоту чувств и невосполнимую горечь утраты чувствуют сейчас миллионы соотечественников. И эта сгинувшая мерзость, про которую статья,"через губу" клеймившая участников своих передач за низость и неразвитость...
Викторович(6 декабря 2009, 00:26)
Александр Дугин - концентрация мысли Святой Русси, иначе сказать нельзя, КОНСТАТАЦИЯ такого события "Трахтенберг не мог умереть - то, что произошло, стало настоящей сенсацией или научным открытием - ведь это был самый настоящий бес"- это линия (граница) двух мыслящих цивилизация. НО ,Западная будет скрывать наличие этой границы, это их приговор самих себе. Дать шанс, вести диалог ради спасения немногих ( Болгария ,Словакия, Чехия,Сербия,Румыния,Украина,отчасти скандинавы) миссия Дугина. Господь управит.
Маленький Леопольд Сточ(5 декабря 2009, 20:44)
Был, говорят, такой поэт Барков Иван Сергеевич - похабник и матерщинник. Однажды его нашли мертвым, с головой в камине и откляченым голым задом, в который была воткнута записочка: "Жил грешно, а умер смешно". В своем роде великий человек был, умер достойно своей славы, а его глагол до сих пор "жжОт" в памяти народной. А вот это *** не заслуживало упоминания даже когда коптило над собой небо. Так что в данном случае лучше бы промолчать, тем более, что с записочкой вовремя не подсуетились.
Владимир(5 декабря 2009, 18:34)
Прочитав данный очерк, хочется поздравить господина Дугина! Он блестяще овладел мастеством эпистолярного жанра и сквернословия. Просто прямой литературный наследник Трахтенберга, которого он обливает специфическими эпитетами и метафорами. Сам Трахтенберг, кстати, публично раскаивался и рассказывал о закрытии своей передачи на ТВ, потому как кое-что понял. Это я видел своими глазами и слышал собственными ушами, а вот такое количество злобы и желчи в адрес покойного, это таже бесовщина. Ни один верующий человек никогда не написал бы подобного текста.
Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org" Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".