Настоящее произведение искусства всегда имеет мистериальный эффект и чем-то напоминает обряд перехода или мистическое путешествие
В конце января зрители культурного центра «Открытый Мир» стали свидетелями уникального арт-проекта «Юрий Наумов в "Кругу Чистых": Услышанный свет». Легендарный российский блюзмен и творческая лаборатория сибирских художников, поэтов и музыкантов провели совместную эксклюзивную выставку-концерт.
Мелодии и аранжировки отнюдь не являлись оригинальной стороной нашей музыки. Говоря попросту, большинство из них так или иначе было заимствованы на Западе, только сыграны хуже.
Открыл концерт Юрий Наумовзамечанием, что в России внимание к пространству слова доминирует над вниманием к иным сферами искусства, что приобретает особую актуальность, учитывая доминирование экранной культуры и клипового сознания в современном мире. Обычно человек приходит на концерт, желая ощутить прикосновение сакрального, погрузившись в состояние полусна-полуяви, в пространство слов и «снов наяву» как обратной стороны слов.
МартинХайдеггер называл Язык «Домом бытия», т. о. можно сказать, что участники акции попытались максимально раскрыть потенции Языка. Настоящее произведение искусства всегда имеет мистериальный эффект и чем-то напоминает обряд перехода или мистическое путешествие. Человек хотя бы на небольшой отрезок времени перестает чувствовать себя частью мира, в котором «любят ясность и конкретность, стабильность и понятность», и где «все имеет свою цель и цену».
«I have come back Home! Sarabanda!» - звучало в тот вечер лейтмотивом и финальным аккордом.
В первой половине концерта-выставки зрителям под аккомпанемент англоязычных баллад и инструментальных композиций в исполнении ЮрияНаумова с помощью слайд-проектора были продемонстрированы картины «Круга Чистых». Во время часового антракта появилась возможность познакомиться с работами художников, выставленными непосредственно в «Открытом мире» и пообщаться с маэстро, в связи с чем он назвал мероприятие «элитарным квартирником». Во второй же части программы прозвучали известные и всеми любимые хиты, список которых был практически полностью составлен по заявкам.
МихаилБессонов, арт-директор лаборатории «Круг Чистых», замысел проекта пояснил следующим образом: «Свет и звук - понятия, заимствованные из Языка. И то, и другое формирует Образ, оказывающий прямое воздействие на сознание человека. Цель нашего проекта - соединение двух образов для появления единого, более сложного». А сам Юрий Наумов так отозвался о своей работе: «Задумываясь о музыкальной концепции выставки-концерта, я исходил из ощущения полотен, которые настаивают на красоте, рефлексии и интроспекции».
Имя Юрия Наумова - одно из тех имен, с которыми связано обретение российской музыкой своего лица, своего образа, выхода на принципиально иной качественный уровень.
С середины 80-х Наумов активно экспериментирует с гитарным звукоизвлечением, а к концу десятилетия создает свой уникальный почерк. В его основе - то, что мастер называет концепцией «растекшихся аккордов»: звукосочетания динамически реструктурируются как во времени, так и по всему пространству гитарного грифа с целью воссоздания на одном инструменте основных элементов ансамблевого звучания.
«Музыка Юрия способна переводить человека в динамическое жизненное состояние. Она оказывает сложное полифоническое воздействие на психофизику слушателя», - характеризует Михаил Бессонов игру своего друга.
Стоит подчеркнуть, Юрий Леонидович – один из немногих наших музыкантов, получивших признание на Западе. Почему это имеет значение? В первую очередь хотя бы потому, что рок и блюз родились на Западе. Известно, что наша музыка, т. н. «русский рок» 70-80х, на Западе популярен не был. Были, впрочем, исключения: спетая Цоем на английском языке знаменитая песня «Группа крови» или АлександрЛерман из «Sasha & Yuri», который несколько лет подряд признавался лучшим гитаристом Западного Побережья.
Конечно, свою роль сыграло то, что в акцент в «нашем роке», как уже было сказано, приходился прежде всего на поэтическую составляющую (по той же причине у нас никогда не был широко популярен БобДилан). При этом мелодии и аранжировки отнюдь не являлись оригинальной стороной нашей музыки. Говоря попросту, большинство из них так или иначе было заимствованы на Западе, только сыграны хуже.
Преодолевая искусственное различие между изображением и «миром действительным», художники Круга стремятся не столько к созданию произведений искусства, сколько к со-пророждению особого рода живых существ.
Но Юрий Наумов не только музыкант-новатор, но и прекрасный поэт:
Этой ночью мы пришли сюда и мы рвемся сквозь тени к луне, что светит для нас.
Этой ночью мы пришли сюда и мы рвемся сквозь стены и стекла к луне, что светит для нас.
По-пластунски мы продираемся к звездам сквозь спирали терний по которым пропущен ток.
И пока молчат пулеметные гнезда, еще время терпит, но до рассвета и только.
И забыв обмотать изолентою клещи, мы кусаем метр за метром колючую ткань.
Наша кровь превращается в электролит, но мы живы, и лишь от ожогов следы на руках.
Но зато луна в эту ночь полнокровна, и она отражается в наших слезах.
И она обнажается в наших слезах и становится солнцем, но как - я не в силах сказать.
Один из лучших поэтов нашего времени СергейКалугин вспоминал, что в начале своего творчества при написании знаменитого «Nigredo» он «шёл от Юрки Наумова с его плетением словес».
Творческая лаборатория сибирских художников, поэтов и музыкантов «Круг Чистых», созданная в 1988 году, появилась на волне культурного обновления конца 80-х годов. Сегодня «Круг Чистых» представляет творчество художников и поэтов ВалерияКолотвина, МариныКолотвиной, МихаилаМедведева, КонстантинаЕгорова и музыканта АлексеяКравченко.
В основе ее концепции, по сей день сохранившей свежесть и привлекательность, идея создания новой живописной формы, адекватной осмыслению тысячелетнего опыта изобразительной деятельности человека. Концепция Круга заключается в полном отсутствии каких-либо концепций и преодолении концептуального метода в принципе: «Широко распространенное заблуждение о существовании программы-посредника между живым и действующим художником и его произведениями воспринимается участниками Круга как ошибка, находящая объяснение в несовершенстве способов описания творческого процесса».
Преодолевая искусственное различие между изображением и «миром действительным», художники Круга стремятся не столько к созданию произведений искусства, сколько к со-пророждению особого рода живых существ, наделенных способностью к участию в событиях человеческих судеб и к плодотворному общению.
«Небо и камни. Люди собираются вместе, чтобы провести вокруг себя черту. Неровная редкая россыпь булыжников ложится между их наготой и острой клинописью смеющихся звезд, объединяя то и другое. Замкнутая черта, отделяющая объемлемое от необъятого, преодолевается необъяснимой и вызывающей прозрачностью чистоты».
Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org" Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".