Развитие Дагестана в отрыве от России ведет в тупик колониального образования или чуждой квазирелигиозной формации
Из давних времен, из глубин истории идет линия совместной исторической судьбы России и Дагестана, русского и дагестанского народов. Вначале это были отдельные контакты, различные формы торгового и политического взаимодействия. Постепенно развивались и укреплялись разнообразные личные и официальные связи, расширялось пространство культурно-исторического взаимодействия. Все-таки изначально мы - соседи. И значит, обречены на решение проблем взаимоотношений, на соседское разбирательство. В ХIХ веке такое разбирательство превратилось в большую Кавказскую войну.
Октябрьская революция 1917 года принесла на дагестанскую землю новые социалистические идеи. И постепенно произошло стеснение прежнего духовного всевластия ислама.
Да, Кавказская война была столкновением Российской империи, стремившейся, подобно всем мировым империям, к расширению своего могущества и власти, со свободолюбивыми горцами, готовыми ценой жизни отстоять свою независимость и свободу. И это была не серия отдельных стычек или какая-то кратковременная кампания. Нет, это была многолетняя, суровая и кровопролитная война, в которой – мы теперь это можем сказать – бесстрашие и самозабвенный героизм дагестанских борцов соединились с отвагой и стойкостью русских воинов.
Да, на той войне было все: кровь, раны, смерть, стоны, карательные экспедиции, акции возмездия. Все, что, увы, сопровождает человечество до сих пор. Да, все это извечное зло человеческого противоборства было и там полной мерой. Но не было – об этом ведомо достоверно – унижения человека, оскорбления его достоинства, истязания его. А культурный слой России в значительной степени симпатизировал горскому свободолюбию. Поэтому победа России в Кавказской войне была чисто военным успехом, выигрышем одной из сторон в большом вооруженном конфликте.
Да, Российская империя преодолела сопротивление народов Дагестана, но здесь не могло быть и речи о каком-либо истреблении пусть даже части побежденных или таких, например, актах устрашающей мести, как массовое выкалывание глаз, осуществленное в свое время против непокорных дагестанцев персидскими завоевателями. И поэтому пленение Шамиля было корректным, а сам плен, безусловно, почетным. Я бы сказал даже, что в итоге Кавказской войны национальный дух Дагестанских народов не был оскорблен. Но напротив, произошло судьбоносное соединение его последующей истории с историей русского народа.
Период с конца ХIХ до конца ХХ века – следующий, внутренне целостный этап совместной истории России и Дагестана. Теперь Дагестан – часть Российского государства. Но ему сразу были представлены значительные свободы в экономической и социальной сфере. А область исламской религии была вообще неприкосновенной. Одновременно начался процесс интенсивного проникновения на дагестанскую землю русского языка, русской культуры и образованности. И эти новации оказали несомненно благотворное влияние на все стороны общественной жизни нашего отечества.
Октябрьская революция 1917 года принесла на дагестанскую землю новые социалистические идеи. И постепенно произошло стеснение прежнего духовного всевластия ислама. Были законсервированы многие литературные и исторические произведения, написанные на арабском языке. Зато почти с первых лет советской власти проводилась огромная работа по ликвидации безграмотности. Просвещение и здравоохранение стали в число главных социальных целей. И здесь огромный вклад в общее дело дагестанского народа внесло именно русское население. Численность русских в республике неуклонно возрастала. И на промышленных стройках тех лет (завод Дагдизель, Гергебильская ГЭС и др.) рука об руку работали дагестанцы и русские. И злая, жестокая доля тех лет – репрессии и террор – не миновали в равной степени тех и других, соединяя людей всех национальностей на арестантских этапах, в тюремных камерах и лагерях.
Грянула Великая Отечественная война. И дагестанцы встали в один боевой ряд плечом к плечу с русскими братьями, отражая общего врага, фашизм - чуму ХХ века. И Знамя Победы заслуженно осеняло и русских, и дагестанцев - и тех, кто возвратился к родному очагу, и тех, кто пал на полях сражений.
В военный и послевоенный периоды прошла еще одна волна притока русского населения в Дагестан. Пятидесятые, шестидесятые и семидесятые годы – время интенсивного хозяйственного развития нашей республики. Совместным трудом дагестанцев и русских строились заводы, возводились гидроэнергетические объекты (Каскад Чирюртских ГЭС, крупнейшая на Северном Кавказе Чиркейская ГЭС и др.), осуществлялась электрификация горных районов. И вся наша страна участвовала в реализации этих значительных проектов. Одновременно шел процесс значительного культурного развития. Он осуществлялся на базе русского языка, ставшего для очень многих дагестанцев вторым родным, а для всех средством межнационального общения и путем вхождения дагестанских достижений в общероссийский, общесоюзный и мировой фонд. Аварская поэзия Расула Гамзатова становилась достоянием всех народов СССР, будучи переведенной на русский язык, и уже в переводах с него выходила к другим народам мира.
Я думаю, что именно в этот период шел процесс глубинного сближения дагестанского и русского населения, даже в какой-то степени взаимной ассимиляции. Не зря же внимательные люди при случае говорят, что «дагестанские» русские – это не те русские, что живут в центральных областях России.
В итоге длительного исторического периода к концу XX столетия сформировалось наше региональное отечество – республика Дагестан как автономная, с высокой степенью самоуправления, часть Российского государства с достаточной территориальной основой (весьма значительная часть - северные районы республики – были переданы ей безвозмездно в советское время), со значительным экономическим потенциалом и бесспорным культурным уровнем. И несущей основой этого большого политического и социально-экономического образования было межнациональное единение, интеграционный союз дагестанского и русского народов, всех народов населяющих нашу землю. Таков безусловный итог исторического диалога Дагестана и России, таков неоспоримый факт взаимодействия их народов, факт их совместной судьбы. При этом не подлежит сомнению наличие и даже весьма существенных негативов этого сложного процесса. Но они, думается мне, не умаляют общий результирующий позитив.
Однако в самом конце прошлого века, в его последнее десятилетие, в нашей стране произошли резкие перемены. Распался Советский Союз, осуществились кардинальные и резкие социально-экономические преобразования. Как следствие, развился затяжной экономический кризис, охвативший все регионы России, в том числе и Дагестан. Тогда многие дагестанские заводы в несколько раз снизили, а то и полностью прекратили выпуск своей продукции, а прекрасные заводские корпуса стали всего лишь крышами многочисленных рынков. Резко ухудшилось положение населения. Возросли преступность, наркомания и алкоголизм. Почти повсюду проникла коррупция.
Но особенное значение имели идеологические новации. Были скомпрометированы, вообще дезавуированы – отменены прежние идеалы и ценности (социализм, патриотизм, интернационализм и др.). На их место выдвинулись новые стандарты свободы, рынка и личного успеха. В этих условиях ожили религиозный экстремизм и националистические тенденции, проявились антирусские настроения. В целом в дагестанском обществе как, впрочем, в той или иной степени повсеместно в России (да и на всем постсоветском пространстве) на смену вчерашнему политическому тоталитаризму пришли тотальная незащищенность и вульгаризация жизни. Следствием всего этого у нас стал отток русского населения, принявший характер исхода.
В дагестанском обществе возник поиск перспективы. И хотя легальная часть дискуссий не предусматривала ничего другого, кроме сохранения судьбоносного союза с Россией, продолжения курса в составе Российского государства, за порогом публичных прений, в приватных, доверительных беседах звучали голоса об исчерпанности, даже тупиковости дагестано-российского взаимодействия, о целесообразности стратегической переориентации Дагестана на Запад. Иные же ратовали — и до сих пор ратуют за происламскую, восточную ориентацию нашей республики. И все эти предложения активировались негативами нашей жизни, стремлением найти путь выхода из кризиса, отыскать перспективу благоуспешного развития.
Долго и тяжело складывалась стабилизация нашего положения. Да и то, стабилизация, как говорится - относительная. Но, тем не менее, вопрос о будущем должен быть открыт для обсуждения всегда. Может быть, действительно, Дагестану целесообразно отойти от России, обрести полную свободу и сменить свою политическую ориентацию на Запад, как это сделали Грузия и Азербайджан? Или на Восток, учитывая долговременные в прошлом связи с арабоязычной культурой (правда, преимущественно религиозного характера) и современные вероисповедные различия Дагестана (доминирующий ислам) и России (преобладающее христианство)? И это правомерные вопросы. И каждый вправе иметь по ним собственную точку зрения. Скажу о своей.
Исторический путь человечества – это не одноколейная дорога, по которой идут один за другим поезда – народы, одни с опережением, другие с отставанием. Совсем нет, схема мирового исторического процесса подобна дереву, главный ствол, которого – это общие для всех и как бы спрессованные воедино формы материнской (патриархально-общинной) цивилизации. А от нее отходят веером три боковые ветви дочерних цивилизаций, каждая из которых реализует свою собственную траекторию развития. И главным, определяющим для всех этих цивилизационных потоков является свой собственный духовный импульс (побудитель). А таких импульсов всего три: индивидуально-личностное начало, надличностное или коллективистское устремление и сверхличное устремление – ориентация на священное, высшее.
Мы имеем мало общих факторов для сближения с Западом, и если бы это произошло, то сразу же осуществился бы захват нас сильными политическими и экономическими структурами.
В материнской или патриархально-общинной цивилизации присутствуют все три первичных духовных импульса. При этом решающий акцент приходится на общинный коллективизм. А в целом менталитет материнской, общинной цивилизации тяготеет к прямым, межличностным формам отношений, абстракции его совсем не завораживают. Его плюсы: чувство собственного достоинства и свобода самовыражения при одновременном соблюдении корпоративного - общинного этического долга (помощь соплеменникам и т. п.), неукоснительное следование традиционным нормам (уважение к старшим, стандарты гостеприимства и т. п.), беззаветная преданность в дружбе и т. п. Его минусы: угасание этических – нравственных побудителей за пределами своего рода – племени, своего круга, понижение внимания, порой просто глухота к формальным требованиям: директивам закона, всевозможным социальным и технологическим правилам и нормам.
Дочерние цивилизации возникли в результате активизации какого-либо одного из трех исходных духовных импульсов материнской цивилизации. Так страны Запада (античные государства, Западная Европа, США и др.) развили индивидуально-личное начало и соответствующие ему формы логического абстрактного мышления. Результатом этого стали основанные на свободной игре индивидуальных человеческих устремлений и одновременно действующие по правилам (нормам закона) общества, достигшие выдающихся успехов в науке и технике, обеспечившие для многих своих сограждан высокие стандарты организованности всех сторон жизни и материального благополучия. Однако обеспечивший все это индивидуально-личный, рациональный побудитель привел также к жесткому индивидуализму, даже эгоизму и безжалостности, в целом к преобладающему во всем обществе бездушию. И это неустранимый, как говорят, органический порок Западной модели развития.
В странах Востока (Индия, Ближний Восток, арабский мир и др.) было развито противоположное индивидуальному сверхличное начало. Здесь были активированы мистические силы человека, давшие миру величайшие духовные прозрения, мировые религии. Значение этих открытий неоценимо. Они открыли всему человечеству основополагающие нравственные ориентиры, осветили высшей надеждой наше трагические бытие… Но чрезмерная религиозность снимает творческий потенциал человека, уводит его от целей устроения земной жизни. Как следствие низкий уровень жизни большинства населения в соответствующих странах, «заторможенность» их развития.
Наконец, страны Срединного пути (Китай, Россия, др.) активировали срединный – коллективистский импульс и создали социалистические общества, обеспечившие социальные гарантии всему населению и достигшие немалых успехов в науке и культуре. Особым плюсом этой формы дочерних цивилизаций является ее гуманистическая ориентация, побуждение сограждан к высоким идеалам общественного долга и служения, практическая направленность на устроение земной жизни. Бесспорный негатив – риск формализации человеческих отношений, бюрократизации и тоталитаризации государственной системы.
Описанные три формы дочерних цивилизаций, ветвей мирового древа – реалии современной мировой истории. И мировое древо, как и простое дерево, растет всеми своими ветвями. А для нас, для нашего отечества, для Дагестана стоит вопрос: на какую ветвь ориентироваться? И если согласиться с тем, что у нас на сегодня преобладает менталитет материнской цивилизации, то я бы сказал так. Мы имеем мало общих факторов для сближения с Западом, и если бы это произошло, то сразу же осуществился бы захват нас сильными политическими и экономическими структурами с переводом республики в режим полуколонии или колонии.
Мы имеем недостаточно факторов для породнения с Востоком: все-таки дагестанцы хоть и почитающий религию, но не весьма религиозный народ. Да, наш материнский цивилизационный менталитет равноотстоит от Запада и Востока. Но он изначально близок к Срединной линии мирового древа, выражающей идею коллективизма, на которую как раз и акцентирован наш собственный менталитет. Но срединная линия – это, как было сказано, Китай и Россия. Китай все же далековато отстоит от нас. Значит опять-таки Россия, значит Россия – судьба!
Да, конечно, судьба. Но даже этого, даже судьбоносного предрасположения – благоприятствования недостаточно для реализации самой идеи. Ведь ничто в жизни не происходит само собой, автоматически. И потому для воплощения предлагаемого России и Дагестану исторического шанса требуется еще и воля, воля обеих сторон. И, кажется, она была многократно проявлена.
Надо еще и сегодня, и завтра, и всегда непрерывными, постоянными усилиями укреплять и развивать русско-дагестанское или дагестано-русское единение, решать его проблемы, совершенствовать и совершенствоваться, взаимодополняя, обогащая друг друга, просто заботиться о людях, помогать им, защищать их, вместе неустанно идти вперед. И все это очень трудно. Сможем ли? Должны!
kalash timofeevich(17 сентября 2011, 12:16)
пока Россия будет проводить имперскую политику разделяй и влавствуй по отношению к православному грузинскому народу,всегда получат от нас грузин пулю из своего же ижевского калаша....как только мы изгоним русскую военщину с оккпированых територий Абхазии и Цхинвали,восстсановим территориальную целостность Грузии и вернем туда наших беженцев,вот тогда будем налаживать с Вами,то есть с РФ нормальные добрососедские отношения.Приезжать будете к нам в гости,наши двери будут открыты для вас-а кто с автоматом к нам приперся тот от своего же автомата и сдохнет на грузинской земле-это доказано нашей историей. Вся земля грузинская усеяна костями оккупантов-турками,персами,монголами.Они сгинули а мы живы,сохранили свою культуру,язык и православную веру.И государственность...так что думайте.думайте головой
Zorro05(13 сентября 2011, 10:08)
zmejgorunus Молодец ,правильно говоришь.Вместо того чтобь навести элементарный порядок в стране начинают кавказцы русские такие сякие.Причем здесь кавказцы .Ни одного кавказца нету министром ,премьером, президентом ,все или непонятные русские или евреи.Они довели страну до такого бардака.Причем здесь мы.Конечно не правильно где попала танцевать вести себя вызиваюше оскарблять эти проблеми можно решить спокойно.Но этими проблемами русская земля не провалится , самолеты не падают ,корабли не тонуть ,Vу Марьи Ивановны пенсия не уменшится итд.Вы прекрасно знаете кто вывозят все богаство страны за рубеж ,кто имеют по два по три паспорта, кто довел Россию и русский народ до этого.Причем здесь мы.Чтобь Кавказцы жили , танцевали итд. у себя дома оставте нас покое задолбали уже этими спецаперациями ни житья ни битья.Наберите ютубе Алексей Тухватуллин он раскажет чем занимается в Дагестане доблестный спецназ России .Это мы знаем и так , а вот Русские обь этом знают.Можна же жить дружна, уважать друг друга, зачем воевать.Значить это кому то выгодна развалить Россию.
zmejgorynyz(13 сентября 2011, 01:59)
Кавказцы и сионизм? нет, не гармонируют. Ещё скажите, что арабы и сионисты - братья. Почти все мои знакомые евреи-сионисты ненавидят и арбов, и горцев. Они им чужды по менталитету, тк для евреев нет никого, кому бы они помогли или посочувствовали. Чего не скажешь про кавказцев, какие бы задиристые или самоуверенные они ни были, они способны на верность и благодарность. Надо просто самим быть сильнее, уважать других, понять их и прекратить оскорблять всех. Лично я предпочитаю их, а не ортодоксальных иудеев (я не антисемит, просто стараюсь быть объективным). Кстати, нормальные евреи со мной соглашаются. Так что речи антигосударственные кончайте. Русский народ... добрый... терпеливый... да-да! только не последние 20 лет. Русский народ должен и с себя спросить, должен проявлять больше ответственности и справедливости по отношению к малым народам. Плюёте и на своих родителей, и детей - куда вам к другим народам уважение проявлять! и какое отношение вы хотите в ответ? а? дети ювенальных-х и жутких 90-х? что вы знаете и понимаете, не имея серого вещества, чтобы открывать рот, кого там отрезать от России...
Zorro05(9 сентября 2011, 18:53)
Это кто добрый и порядочный ,чья бы корова не мычала ваше бы молчала.Это не мы должны просится в россию ,а вы должны просить нас отстатся ради вешего будешего.
владимир(9 сентября 2011, 06:29)
Нас русских всегда подводила доброта и порялочность. Там где нужно было проявить твердость и волю мы поступали по доброте и справедливости. И это касается в первую очередь Кавказа. Его надо было раздавить как гнилую тыкву еще при царях со всеми его кланами и тейпами. Среди республик Кавказа на сегодняшниий день нет друзей для русских и в ближайщем будующим не предвидится. Так что не надо тешить себя иллюзиями. С Кавказских гор на нас хищными глазами смотрят враги, лютые враги, и с ними надо поступать адекватно или мы или они, третьего не дано. А сейчас человек неопределенной национальности в Кремле опять призывает к толерантности. Так что делайте выводы. Ничего не сказал о статье. А говорить о такого рода статьях абсолютно нечего. Они уже набил аскомину, потому что написаны на заказ. Такие статьи не имеют никакого отношения к настоящей истории нашего государства. Это вроде вытья Сванидзе и подобных ему. На фоне этого позиция евразийцев становится все более неопределенной. Странно...
Будислав Сварожич-3(8 сентября 2011, 18:26)
Ныне Кавказ и его народы (кроме осетинского и ещё, может, быть абхазского) не являются союзниками русского народа. Кавказцы, по сути, являются союзниками антирусской масонской и сионистской власти в Кремле. Имея данное обстоятельство в виду, русские будут добиваться отделения северокавказских республик от России, но будут защищать земли Кубанского, Донского и Терского казачьих войск до последней капли крови.
Будислав Сварожич-2(8 сентября 2011, 17:57)
На самом деле у России не было намерений захватить Кавказ. У России и без Кавказа было достаточно ресурсов. Но эти три фактора заставили русских заняться Кавказом серьёзно. Далее. Автор не учитывает того факта, что Россия перестала быть русским национальным государством в 1917 году. Более того, Россия в 1917 году перестала быть православной империей после того, как масонами и сионистами был убит православный Русский (Белый) Царь. С этого момента русские уже не определяют ни внешнюю, ни внутреннюю политику СССР (бывшей Российской империи). Поэтому все претензии кавказских народов по поводу внутренней и внешней политики СССР и Россиянской Федерастии нужно предъявлять не русскому народу, а коммуно-интернациональному, а затем либерал-интернациональному правительствам (1917-2011 гг.). Эти правительства никогда не соблюдали и не соблюдают русских национальных интересов. Они были и являются даже русофобскими и антирусскими. Сами русские (великороссы, украинцы, белорусы и казаки) были побеждены и порабощены этой интернациональной антирусской властью. Таким образом, русские не могут брать на себя ответственность за действия антирусской власти. Интернационал-коммунизм и марксизм-ленинизм не имеют никакого отношения к русской (славянской) ментальности. Эта ментальность была русским навязана внешними силами. Отсюда, всё недовольство кавказцев советским строем направляется не по адресу. Русские имеют гораздо больше основательных претензий к коммунистам и либерал-капиталистам, чем даже кавказцы и прибалты. Мы - русские и ныне являемся порабощённым и угнетаемым народом на бывшей территории Российской империи (СССР), порабощённым и угнетаемым тем самым масонским и сионистским антирусским правительством в Кремле и Киеве.
Будислав Сварожич(8 сентября 2011, 17:20)
Статья Л. Качалаева-Панича интересна тем, что она представляет русскому чедовеку некий общий взгляд северокавказской интеллигенции на отношения России и Дагестана. Уже само название статьи как бы противопоставляет Дагестан и Россию, выделяет этот край из России. А ведь пока Дагестан находится в составе России, пока, юридически, он является её неотъемлемой частью. В этом ракурсе название статьи становится символическим, знаменательным. Ведь не говорится же только об отношении русских и народов Дагестана. Не могу согласиться с автором, когда он утверждает, что Россия двигалась на Кавказ исключительно из империалистических побуждений: расширение территории, распространение своего влияния, могущества и власти. Отнюдь не это двигало русскими. Были три главных объективных фактора, которые заставили Российскую империю включить Кавказ в зону своего геополитического господства. 1) Разорительные грабежи и набеги горцев на русские казачьи земли и поселения вдоль Кубани и Терека, и даже выше, 2)тесная союзническая связь горцев с Турецкой империей и Крымским ханством, исламские горцы были своего рода авангардом турецкой экспансии на Северном Кавказе и Закавказье, а Россия долго воевала с турками и крымскими татарами за выход к Чёрному морю (кстати, это море в древности называлось Русским Морем), этот выход русским был жизненно необходим, 3) Россия шла на Кавказ, чтобы помочь христианским народам Кавказа, чтобы обезпечить их национальную безопасность, и сделала это по просьбе правительств этих народов (Грузия, Армения); эти народы страдали от турецкого гнёта. Всё это происходило в обычном тогда русле противостояния православной цивилизации и цивилизации мусульманской. Шла борьба за выживание. В эту борьбу вмешивалась тогда Великобритания, стоявшая на стороне исламских империй: Персидской державы и Турецкой. Английские масоны играли против России исламской козырной картой. В каком-то смысле и горцы, и турки-сунниты, и персы-шииты были марионетками Британской империи.
Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org" Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".