Русская национальная социология создана и уже препарирована с позиций археомодерна
Как уже сообщалось, образовательный проект философа и политика Александра Дугина «Новый университет» закончил свою работу. Цикл «Нового Университета» увенчан лекцией «Археомодерн», на которой, согласно утверждению автора, сходятся все смысловые нити философского процесса в рамках неоевразийства.
Археомодерн – это итог, но это отнюдь не означает, что Дугин-лектор умолкает. Совсем наоборот. Активнее прежнего сотрудничает философ с ВУЗами Москвы и выступает перед самыми разными аудиториями. Его новая задача – углублять и практиковать метод, данный в лекции об археомодерне, оттачивать и развивать его в приложении к самым разным областям знания – от технических до гуманитарных.
Социальная действительность может быть приведена в соответствие с модернистским стандартом, но достичь этого можно только ценой упразднения русской структуры, уничтожения русского национального досознательного как основы нашей идентичности.
Очередным пунктом этого своеобразного философского турне стал социологический факультет МГУ имени Ломоносова. Выступление лидера евразийцев состоялось 1 апреля в рамках заседания студенческого «С-Клуба». В стенах аудитории соцфака поприветствовал Дугина и представил его слушателям декан факультета Владимир Добреньков.
Подзаголовок лекции звучал как вопрос: «Возможна ли русская национальная социология», а говорил лектор в первую очередь, конечно же, об археомодерне. Основным нервом дугинских построений является анализ отношений рефлексивной, рациональной и иррефлексивной, то есть дорациональной областей сознания. Дугин называет модель их соотношения «дробью человеческой», чьи числитель и знаменатель соответствуют области рационального – керигме и области иррационального - структуре. Применительно к контексту, эта формула может приобретать то или иное наполнение.
В области общественных дисциплин дробь человеческая будет отражать разницу между традиционным обществом и обществом модерна, которые не столько следуют друг за другом, сколько соприсутствуют в конкретике человеческого общежития. О том, насколько исключителен характер этого соприсутствия в случае России по сравнению с Западом главным образом и вёл речь Дугин.
Итак, в числителе человеческой дроби находится социум, его рациональные структуры, скрупулёзно проработанные в западной мысли: начиная от самого Декарта и теоретиков индивидуума – через теорию общественного договора - к либеральной философии и всему социально-политическому дискурсу современного Запада. В знаменателе же расположена «община», то есть матрица социального поведения, соответствующая родоплеменным формам общежития, которые в свою очередь неразрывно связаны с мифом и традицией.
Исторически смена общины социумом, равно как и утверждение керигмы перед лицом структуры, в нормальном случае носит характер исхождения одного из другого. То есть право и соответствующие ему институты складываются на базе структурных параметров, представляют из себя как бы их рациональное проговаривание и формальное закрепление.
Однако, вся соль археомодерна как явления заключается в том, что при определённых условиях определённый народ – в данном случае русский – начинает практиковать такую форму рациональной активности, которая никаким образом не соответствует его же структурным параметрам, а является целиком заимствованной, так же как и те правовые институты, которые на этом фоне внедряются.
Данная ситуация – говорит Дугин - полностью соответствует тому, с чем столкнулась Россия, а вместе с ней и другие страны и народы, которые в той или иной форме подверглись «гносеологической колонизации» Запада, то есть вестернизации. В результате распространения влияния западно-европейской цивилизации на Восток Россия заимствовала из Европы не только технологии, но и социальные модели. Иногда это заимствование носило характер сознательного внедрения, однако следствием такого внедрения стал раскол российского общества на архаичные «низы» и стремительно отчуждавшуюся от них озападненную элиту.
Факт несоответствия глубинного самобытного русского темперамента, русской структуры стандартам мышления и социальным стратегиям элит стал предметом бурного обсуждения в среде наиболее чутких и сознательных представителей русской интеллигенции, вылившись в противостояние славянофилов и западников. Дугин расценивает этот знаковый спор как наиболее характерный симптом археомодерна.
На всех уровнях понимания ситуация археомодерна носит характер болезненности и бесперспективности. В сфере общежития это выражается в том, что чуждые социальные стандарты и институты дезориентируют национальную стихию, лишая её возможности адекватного политического существования. Сама же эта стихия полностью саботирует все привнесённые стратегии и порождает уродливые социальные феномены пародийного характера. Таким образом, обе составляющие дроби взаимно парализуют друг друга. Вся политическая история России, и в особенности современная, представляет из себя наглядную картину болезни.
Способов устранения недуга существует два, и они строго соответствуют взаимно противоположным позициям тех же славянофилов и западников. В одном случае социальная действительность может быть приведена в соответствие с модернистским стандартом, но достичь этого можно только ценой упразднения русской структуры, уничтожения русского национального досознательного как основы нашей идентичности. В трактовке Дугина это соответствует эвтаназии.
Разумеется, существует и способ лечения. Согласно ему должна быть упразднена привнесённая система рациональных ориентаций. Это означает бескомпромиссный отказ от западных стандартов общежития и нормативов политической практики и обращение к национальной стихии за политическим вдохновением. Русская структура сама должна стать почвой для создания специфического русского права и соответствующих социальных институтов.
Всё это составит огромную работу русского народа по адекватному осознанию и проявлению себя в политическом и общественном измерении. Но для того, чтобы эта необходимая работа хотя бы началась, нужно найти в себе силы отринуть всё чуждое и пресечь претензии западной системы общественных стандартов на универсальность.