Извечные дебаты о месте России в современном мире, о ее ориентированности на Восток или Запад оказываются актуальными и сегодня
27 января в московском пабе «Doolin House» состоялось встреча в рамках клуба «Гражданин России» (прежнее название – «Восток-Запад») под руководством кандидата философских наук, гуманитария широкого профиля Сергея Дворянова. Каждый раз на площадке своего клуба господину Дворянову удаётся собирать самых разнообразных и ярких персонажей, сталкивать самые неожиданные, порой граничащие с интеллектуальной эксцентрикой позиции.
«Даже испытав мощнейшее влияние Запада на рубеже XVII-XVIII веков, Россия впитала наиболее иррациональные компоненты европейской культуры, переработав наследие просвещение в причудливом, самобытном ключе».
На этот раз тема заседания звучала следующим образом: «Россия: Восток или Запад». Извечный спор на тему географических ориентаций русской цивилизации, жарко горевший ещё во времена русских славянофилов и западников, похоже, не собирается остывать. По крайней мере, острота полемики в стенах «Doolin House» говорила в пользу этого. Особенно живо на вызов ведущего откликнулось молодое поколение. Целый сектор площадки заняли представители Евразийского Союза Молодёжи. Рядом с ними расположились ровесники и, как в последствии выяснилось, оппоненты из философского клуба «Полярная сова».
Не отставали и представители старшего поколения – руководители и участники несметного количества общественных и медийных проектов, религиозных, научных и паранаучных кругов.
В качестве основного докладчика был заявлен член-корреспондент Академии геополитических проблем, руководитель организации «Человек-общество-природа» А. Кутало, который, впрочем, справился со своей ролью довольно-таки условно и предпочёл отослать аудиторию к своим печатным трудам вместо детального разъяснения собственной позиции.
Основная же мысль докладчика заключалась в том, что противоречие между цивилизационными путями Востока и Запада не является фундаментальным, но есть лишь ограниченное представление, которое как таковое может быть преодолено «на благо всех живущих на земле поколений».
Прекраснодушные рассуждения господина Кутало напомнило знатокам проблемы печально известную «теорию конвергенции», приправленную паранаучной риторикой. В целом же заявка докладчика на оригинальность была воспринята присутствующими без особого интереса. Многим из них было очевидно и, возможно, даже импонировало, что между западным и восточным путями развития цивилизации царит непримиримое противоречие.
Писательница Наталья Макеева, выступившая от лица ЕСМ, изложила суть евразийского взгляда на проблему, который, как известно, заключается в том, что Россия представляет собой особую уникальную цивилизацию, принципиально не сводимую ни к Востоку, ни к Западу: «Россия уже в силу своего географического положения является евразийской державой, уже не говоря о её сложнейшем национальном составе. Да и сами русские этнически далеки от большинства европейских народов, являясь сплавом славян, финно-угров и тюрок».
Госпожа Макеева подчеркнула, что специфика русской цивилизации не сводится ни к «азиатчине», ни к «европейскости», ни даже к их пропорции, поскольку исторически все элементы, свойственные различным культурам и политическим традициям населяющих Евразию народов, оказались так тесно перемешаны, что вычленить их не представляется возможным.
«Даже испытав мощнейшее влияние Запада на рубеже XVII-XVIII веков, Россия впитала наиболее иррациональные компоненты европейской культуры, переработав наследие просвещение в причудливом, самобытном ключе», - настаивала госпожа Макеева. Среди же наиболее отчетливо представленных аспектов восточного, она выделила русскую монархию, как явление, вписанное в рамки классической «восточной деспотии».
В целом прочность позиций Емельяна Данилова вызвала сильные сомнения у большинства присутствующих, хотя его выступление и возымело позитивный эффект в плане поддержания остроты дискуссии.
На вопрос ведущего о том, насколько уместно в современной политической ситуации говорить о возрождении монархии, Наталья ответила: «Восстановление династии – вопрос сложный, но вне зависимости от институционального оформления фактическое осуществление некоего аналога монархии в России практически неизбежно в течение, по крайней мере, ближайших ста лет».
Представитель Соборного движения России и по совместительству координатор региональных военно-патриотических организаций при православных приходах, сохранивший своё имя в секрете, поддержал представительницу ЕСМ и отметил, что важнейшим аспектом возвращения человека к своим национальным корням является изучение отечественной истории и активное сопереживание судьбам Отечества.
Большинство присутствовавших в той или иной степени поддержали позицию Макеевой, однако выступавший следом глава клуба «Полярная сова» Емельян Данилов предпринял попытку критики евразийских идей.
По мнению господина Данилова, путь России – это европейский, западный путь, от которого она, однако, серьёзно отклонилась в процессе исторического развития: «Орда, затем Московия – всё это факторы, благодаря которым Россия отклонилась от пути тех народов Европы, которые близки русским в первую очередь этнически. Реформы Петра, в которых, конечно, есть и отрицательные стороны, нужно рассматривать как попытку вернуться к истокам России, которые, повторюсь, лежат на Западе». При этом в процессе рассуждения выступающий признал, что и сама Европа сегодня серьёзно отвлеклась от своих корней, превратившись, по сути, в часть «большой Америки».
На вопрос же евразийца Ильи Дмитриева о том, какие же в таком случае можно выделить параметры «аутентичного Запада», господин Данилов, задумавшись, ответил: «Свобода, любовь, нигилизм», чем привёл собравшихся в некоторое недоумение. В конце концов выяснилось, что за первоисточник данного набора принципов, по которым развивался Запад и, якобы, должна развиваться Россия, он принимает христианство, взятое в целом, без разделения на западную и восточную традиции. В целом прочность позиций выступающего вызвала сильные сомнения у большинства присутствующих, хотя его выступление и возымело позитивный эффект в плане поддержания остроты дискуссии.
В завершение заседания клуба православный бард Андрей Селиванов поведал о личном опыте общения со святым человеком в лице своего духовного отца и исполнил несколько песен собственного сочинения. В процессе обсуждения творчества исполнителя выяснилось, что он придерживается монархических убеждений, да ещё и является почитателем Григория Распутина, что привело евразийцев в состоянии радостного возбуждения.
At the 27th of January there was a meeting within a club «The citizen of Russia» (a former name «The East – The West») under the direct of Candidate of Philosophy and broad-scoped specialist in the humanities Sergei Dvorjanov in the Moscow pub «Doolin House». Mr. Dvorjanov is used to gather various and the most striking persons, bring together unexpected and even eccentric intellectual standpoints in his club.
The last meeting theme was – «Russia: the East or the West». An eternal controversy about geographic orientation of Russian civilization has been burning still - from the period of heated discussion between Russian slavophiles and westernizes. And the tension of polemics in «Doolin House» confirmed the topicality of this theme. Young generation has responded to the call of club leader cheerfully. There were representatives from Eurasian Youth Union and their opponents from philosophical club «Polar owl». There were also representatives from the elder generation – leaders and members of different social and media projects, experts from religious and scientific fields.
The corresponding member of the Academy of geopolitical problems, leader of organization «Man – society - nature» A. Kutalo was announced as the main speaker. He gave an account of his position and referred auditorium to his books. Here is the main idea of speaker’s report: there is no fundamental opposition between the East and the West civilization ways. It’s only a narrow-minded conception we have to overcome «for the good of all generations living on earth».
For experts of this problem Mr. Kutalo arguments were like a notorious «convergence theory» with para-scientific rhetoric. And speaker’s bid for singularity of his conception was taken without special interest. It was obvious for many that there was an irreconcilable contradiction between the East and the West.
An authoress Natalya Makeeva spoke for Eurasian Youth Union. She recounted the gist of the Eurasian view on this problem: Russia a different kind of civilization, and it’s impossible in essence to add it up to neither the East nor the West. «Russia with its geographical location is the Eurasian State with complex national composition. And Russians are far from the most of European peoples because of their ethnic belonging. Russians are mixture of Slav, Finno-Ugric and Turkic peoples», - authoress said. Mrs. Makeeva emphasized, that specificity of Russian civilization didn’t add up to neither «Asiatic» nor «European» cultures. And it’s impossible to pick out elements of different cultures and political traditions of Eurasian peoples, which historically have been mixed. «Even when Russia came under massive western influence at the turn of 17-18 centuries, it took in only the most irrational components of european culture and converted enlightenment heritage in a fanciful and original vein», - Mrs. Makeeva insisted. Among all oriental cultural aspects the authoress marked out a Russian monarchy as a characteristic feature of «oriental despotism».
Answering the question about possibility of monarchy revival in modern political situation Natalya said: «The reconstruction of dynasty is very difficult question. But regardless of institutionalization actual realization of some analog of monarchy in Russia is unavoidably in the near hundred years at least».
The representative of Conciliar movement of Russia and coordinator of regional patriotic organizations close to orthodox parishes (he has kept his name secret) backed a member of Eurasian Youth Union up. He also noted that we had to study the history of Russia and empathize with our country’s fate to comeback to our national roots.
The most of auditorium has supported the position of Natalya Makeeva. But next speaker Emelyan Danilov from the club «Polar owl» tried to criticize eurazion ideas. From the Mr. Danilov’s point of view, the way of Russia is european western way, but our country has deviated from such way during its historical development: «The Golden Horde then Muscovy – these are factors because of which Russia has deviated from the way of european peoples which are close to Russians by its ethnic belonging. Reforms of Peter the First, which also have negative aspects, we must consider as the attempt to return to Russia’s origins. And these origins are in the West». But speaker also said that nowadays Europe also had deviated from its origins and turned into the part of «big America».
Answering the question from the member of Eurasian Movement Ilia Dmitriev about features of «authentic West», Mr. Danilov said: «Liberty, love, nihilism», - his words had perplexed the auditorium. As it turned out the speaker had taken Christianity without differentiation to its western and eastern traditions as a sources of such features. The solidity of his position has raised doubts, but his speech had positive effect in whole for acuteness of discussion.
At the end of the meeting orthodox bard Andrej Selivanov told about his experience of personal contact with his religious father and sang his own music compositions. As it turned out Andrej Selivanov held to the monarchy convictions and esteemed Grigori Rasputin.