Консерватизм как средство интеллектуальной гигиены молодежи стал смыслом и целью нового молодежного проекта социологического факультета МГУ
13 мая на социологическом факультете Московского Государственного Университета состоялась презентация молодёжной секции Центра консервативных исследований – нового амбициозного научно-образовательного проекта.
«Тот образовательный процесс, который сегодня протекает в масштабах страны, представляет из себя что-то чудовищное».
О целях и перспективах молодёжного ЦКИ рассказал во вступительной речи координатор проекта Павел Канищев: «ЦКИ - центр консолидации юных интеллектуалов. Консерватизм - это гигиена, это норма. Наша цель - формирование консервативной эпистемы и интеллектуальной элиты общества, которая её реализует через создание образовательного канона. Законы социологии как метода дают карты в руки тем, кто хочет быть не пассивными, а активными участниками этого процесса. Это и есть элита и ее становление. Наша идеология – социология».
Комментируя контекст, в котором развивается инициатива, Канищев отметил: «Образование – важнейшая ось социальной дифференциации - в нашей стране оказалась в какой-то момент сломлена, а ось материальная, напротив, гипертрофирована. Этим характеризуется аномальный период развития нашего общества, который сегодня уже движется к своему завершению. Общество постепенно приходит к тому, что баланс приоритетов восстанавливается. Однако, для того, чтобы ось образования восстановилась, необходимы соответствующие институты – научные, образовательные и т. д. Наша задача состоит в том, чтобы создать институциональные предпосылки для формирования новой интеллектуальной элиты России».
Руководитель ЦКИ, профессор МГУ Александр Дугин, также присутствовавший на мероприятии, сделал важные замечания касательно того климата, того общего направления, в котором должно проходить это формирование. Связано оно, в первую очередь, с масштабной ревизией всей системы производства и функционирования знания в современной России.
«Долгое время в нашей системе образования доминировал марксистско-ленинский подход. На какое-то непродолжительное время ему на смену пришла либеральная система эпистемологических ориентаций. Сегодня мы не имеем вообще никакой системы. По сути, тот образовательный процесс, который сегодня протекает в масштабах страны, представляет из себя что-то чудовищное. У старых педагогов в девяностые была выбита почва из-под ног, и сегодня подавляющая их часть профессионально непригодна. В самом лучшем случае они занимаются более или менее внятным изложением тех или иных существующих концепций. В худшем они транслируют какие-то разрозненные обрывки непонятно чего, замешанные на их собственных случайных и некомпетентных представлениях. В сложившейся ситуации перед нами стоит задача: выстроить новый образовательный канон, утвердить новую эпистему, задать новый элитный образовательный стандарт».
«Наша целевая группа – умеренные консерваторы, те самые, которых согласно результатам проведённого нами социологического исследования в среднем около шестидесяти процентов от общего числа молодых россиян».
По представлению инициаторов проекта при работе по выстраиванию новой архитектуры знания именно молодёжь должна находиться в фокусе внимания. Павел Канищев, указав на гигиенический аспект консервативного направления в образовании, выделил два критерия, по которым будут оцениваться молодые люди с точки зрения их вовлечения в работу молодёжного ЦКИ.
Первый критерий – наличие определённого интеллектуального уровня и интерес к его повышению. Второй, не менее важный – наличие конкретного, пусть не до конца сформированного ценностного набора. «Наш проект ориентирован на тех, кому нужно знание – знание в чистом виде. При этом наша целевая группа – умеренные консерваторы, те самые, которых согласно результатам проведённого нами социологического исследования в среднем около шестидесяти процентов от общего числа молодых россиян. Поэтому выходит, что консерватизм – это норма. При формировании кадрового состава под наш проект с необходимостью полностью отсекаются радикальные леволибералы. Напротив, любые варианты консервативных взглядов – за исключением откровенно экстремистских и девиантных форм – приветствуются».
В ходе дальнейшего обсуждения, участие в котором приняли как студенты соцфака МГУ, так и представители других московских ВУЗов, были в предварительном виде сформулированы принципы дальнейшей работы молодёжной секции ЦКИ, обозначены темы, требующие прояснения и форматы их обсуждения.
«Прошедшая конференция дала старт масштабным процессам консолидации интеллектуальной молодёжи нашей страны», - подводит итог пилотного заседания молодёжного ЦКИ Павел Канищев. – «Не случайно, что во главе этого движения стоит Московский Государственный Университет и особенно социологический факультет - по праву считающийся одним из главных интеллектуальных центров России, по качеству организации образовательного и научного процесса не уступающий ведущим вузам мира.
Главное, что нам удалось сформировать организационное ядро из интеллектуалов-пассионариев, способных не только достичь больших успехов в личностном и карьерном росте, но и создать прочный механизм отбора лучших представителей российской молодёжи и её интеграции в элиту российского общества.
Кроме того, с первого же заседания в нашем кругу сформировалась крайне продуктивная атмосфера взаимного уважения и нацеленности на достижение интеллектуальных и практических результатов, что очень важно - нельзя допустить создания очередной говорильни, либо клуба по интересам. Поэтому мы решили не откладывать дело в долгий ящик - уже 15 мая состоится следующее совещание, посвящённое самым конкретным вопросам и предложениям».
Вершинин Владимир(15 мая 2009, 17:41)
(Окончание) И действительно, уповая на законы, "познанные" марксизмом, Н.Хрущев начал преобразование СССР в "общество потребления", которому, согласно теории, уже никак не избежать "светлого будущего". СССР рухнул, так как потребительское сознание проявляет поистине манихейскую ненависть к экономическим "неудачникам", а потому и камня на камне не оставит от того, что обещало автоматическое и скорое наступление "благодетельного" и "изобильного" будущего, но обмануло ожидания. Современные (нео)либералы столь же догматически уповают на автоматизм "благодетельного" результата "объективных" законов рынка в современном глобализирующемся "обществе потребления", не замечая (или умалчивая), что "процесс идет" в присутствии "заинтересованного наблюдателя" - ТЕ, КТО НЕ ПОРОЖДАЮТ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ СМЫСЛЫ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА БУДУТ ВЫНУЖДЕНЫ СЛЕДОВАТЬ СМЫСЛАМ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ, СОЗДАВАЕМЫМ ДРУГИМИ. Поэтому новой российской элите следует помнить, что "Вопреки ходячему мнению служение - удел избранных, а не массы. (...) Благородство определяется требовательностью и долгом, а не правами. Noblesse oblige [Положение обязывает]. "Жить как хочется - плебейство, благородны долг и верность" (Гете)" (Х.Ортега-и-Гассет, "Восстание масс"). В добрый путь!
Вершинин Владимир(15 мая 2009, 17:37)
Начиная с И.Канта, под критикой понимается не отрицание, но очищение (исправление). Если учесть это, то можно сказать, что действительным двигателем истории является воля к познанию Истины, как процесс очищения в настоящем прошлого с позиций (желаемого) будущего. "Бог дал нам тело из земли для того, чтобы мы и его возвели на небо, а не для того, чтобы через него и душу низвели в землю... Смотри, какой честью Он нас почтил, предоставив нам такое дело. Я сотворил, говорит Он, землю и небо, даю и тебе творческую власть: сотвори землю небом. Ты можешь сделать это" (Св. Иоанн Златоуст). Таким образом, материя следует за духом и подчинена ему: слабеет дух - и сужаются пространства, закрываются перспективы; дух крепнет - и материя становится податливой, пространства расширяются, перспективы проясняются. Поэтому-то "объективные" законы общественного развития не гарантируют автоматического достижения "благодетельного" будущего без "веры-мотивации-воли". Х.Ортега-и-Гассет в свое время заметил: "Какова бы ни была суть большевизма, это грандиозный пример человеческого замысла. Люди взяли на себя судьбу переустройства, и напряженная жизнь их - подвижничество, внушенное верой". Обобщая, можно сказать, что "объективные" законы общественного развития есть законы общественного (вос)производства, как исторического творчества людей, реализуемого их волевым усилием, мотивируемым, "руководимым и направляемым" Верой (Идеей). Только лишь в силу этого такие закономерности и приобретают человеческий Смысл, порождающий, в частности, наши ожидания "благодетельности" результата. Поэтому те, кто пытаются "расчеловечить" законы общественного развития, "изъяв" из них нашу "веру-мотивацию-волю", являются злонамеренными самозванцами, стремящимися похитить НАШЕ будущее. И действительно, уповая на законы, "познанные" марксизмом, Н.Хрущев начал преобразование СССР в "общество по
Левон Григорян(15 мая 2009, 11:00)
Состояние образования определяется обстоятельствами, лежащими вне сферы собственно образования. Состояние образования производно от состояния общества, государства.
Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org" Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".