То ли по «заказу сверху», то ли из принципа «художественной критики реальности», но модный блокбастер «Аватар» успешно критикует политику Соединенных Штатов – и коммерчески успешно, разумеется
Фильм о злой капиталистической корпорации, отмороженных солдафонах и свободолюбивых аборигенах уже сейчас собрал по всему миру невероятную даже для ДжеймсаКэмерона кассу в полтора миллиарда долларов, с лихвой обогнав третью часть «Властелина кольца» и вплотную приблизившись к абсолютному рекордсмену – слезной драме о затонувшем пароходе – «Титанику». Собственно, сюжет фильма не нов. Если убрать дорогостоящие декорации и перекрасить трехметровых синих парней в более свойственный для них красноватый оттенок, то получится типичный фильм о геройских завоеваниях конкистадорами немытых и дурно пахнущих аборигенов Южной Америки.
Последним столь же обильно насыщенным политическими метафорами творением Голливуда был художественный фильм «300», получивший в русском переводе название «300 спартанцев».
Но автор пошел дальше и в порыве политкорректности, чтобы фильм не сочли карикатурой на коренных жителей Америки, перенес действие подальше - на далекую планету Пандора, где буйным цветом цветет всяческая растительность, ходят свирепые и кровожадные твари, напоминающие динозавров. Благообразный лесной народец живет в мире и гармонии с живой природой, поклоняясь говорящим деревьям и семенам священного дерева Эйво. И все бы ничего, если бы не могущественная транспланетная корпорация (можно было бы назвать ее ТПК – по аналогии с ТНК), добывающая ценный минерал, идущий на черном рынке по 20 миллионов за кило.
Интересы людоедской корпорации и подлинно демократические ценности среди аборигенов продвигают, как это чаще всего и бывает в американской внешней политике, свирепые и тяжело контуженые бойцы морской пехоты. Полковник морпехов, кстати, до боли напоминает командующего войсками США и НАТО в Афганистане СтенлиМакКристала. Разве что боевых шрамов и свирепого блеска в глазах не хватает. Главная база военных на виртуальной карте Пандоры очень смахивает на Пентагон. Словом, прямые аналогии и ассоциации, которые не заметит только слепой.
А главный герой, по сценарию прибывший на Пандору прямиком с боевых фронтов в Венесуэле (тоталитарный режим красного диктатора УгоЧавеса оказался, по версии Кэмерона, на редкость живучим, если продержался у власти аж до 2154 года, в котором происходит действие фильма), внедряется под видом такого же синекожего паренька в тыл неприятеля. Далее по сценарию голливудский ГойкоМитич в исполнении СэмаУортингтона, образом которого видимо, проникся, Обама перед своим выступлением на экологическом саммите в Копенгагене, встает на сторону любителей дикой природы из племени Нави. С этого момента начинаются многочисленные и живописные батальные сцены, сражения между людьми и коренным народонаселением, которое представители человеческого вида, вооружившись бульдозерами, тяжелыми пулеметами и специальными роботами, неумолимо и безжалостно истребляют.
По расчетам сценаристов, слезу растроганный зритель должен проронить в тот момент, когда жестокое человечество, умертвив предварительно свою планету, начинает нещадно изничтожать невозобновляемые природные ресурсы дикой планеты, постреливая по случаю коренное население и представителей местной фауны. Ведь упертые аборигены никак не хотят приобщаться к благам западной цивилизации, упорно не желают менять чистый воздух, волшебные деревья и живописные озера с опушками на бусы, джинсы, жвачку и прочие блага западной цивилизации. Не надо им ни образования по западному образцу, ни ай-форов с наушниками, ни даже «огненной воды». Поэтому на общем совещании в пандорском «Пентагоне» выносится решение немедленно приступить к воздушной бомбардировке, по интенсивности применения кассетных бомб сравнимой разве что с бомбардировкой Белграда в марте-апреле 1999 года.
Идеологический подтекст в фильме виден, что называется, невооруженным глазом. Последним столь же обильно насыщенным политическими метафорами творением Голливуда был художественный фильм «300», получивший в русском переводе название «300 спартанцев». Фильм, напомним, повествует о доблестной борьбе свободолюбивых спартанцев (читай – американцев) под предводительством царя Леонида (ДжорджаБуша-младшего) с тираном и предводителем варварских орд с Востока Ксерксом (МахмудомАхмадинежадом).
Не сами благородные цивилизаторы одумались, решили отступить восвояси, но их достаточно агрессивно турнули с планеты местные жители, изрядно потрепав боевую технику и личный состав военизированных морпехов.
Сей кинематографический шедевр был на скорую руку состряпан ко вторжению американских войск в Ирак, дабы продемонстрировать всему западному миру, что благородные американцы берут на свои плечи тяжелое «бремя белого человека» - воевать с тираническими и деспотическими режимами Востока. Прямая аналогия с миссией США в составе НАТО на Ближнем Востоке, где от слишком щепетильных европейцев толку мало (в «300» европейцы в составе НАТО показаны союзниками Спарты – аркадийцами, неумело сражавшимися с войнами Ксеркса на стороне спартанцев). Все остальное человечество представлено, как водится, дикими звероподобными тварями, в лучшем случае – рабами и диктаторами.
«Ксеркса окружают обезображенные монстры: великан, не чувствующий боли, человек с руками-клешнями, женщины-оборотни, горбуны, тупые солдаты и т. д. Особый колорит этому буйству тления придают т. н. "бессмертные" – лучшая часть войска, отборные бойцы (так они были представлены и в фильме голосом закадрового рассказчика). Так вот, эти самые "бессмертные" суть живые мертвецы, "назгулы", ниндзя в позолоченных масках, под которыми скрываются полуразложившиеся лица. Даже живые они гораздо более мертвы, нежели трупы рядовых солдат, штабелями уложенные храбрыми спартанцами. Адекватный и толерантный мир может простить расовую нечистоту, тупость (альтернативность мышления), даже физическую ущербность. Но мертвечина, претендующая на царство в мире – это уже слишком», - совершенно справедливо пишет в рецензии на «300» один из авторов «Правая.ру».
В «Аватаре» же Кэмерона американские военные изображены с совсем другой модальностью и политическим подтекстом. Фильм явно приурочен к выводу войск из Ирака, а местное население хоть и изображено синими зверушками с кошачьими мордами, но достаточно добрыми и сообразительными, к которым привередливый и разборчивый американский зритель даже успевает пропитаться нежными чувствами по ходу просмотра. С другой стороны, можно подумать, что аборигены Пандоры больше похожи не на исламских ваххабитов и уж точно не на иранцев, а скорее на африканцев, о чем свидетельствует вполне языческое поклонение природе, специфический диалект и изрядная оголенность народа Нави. В «Аватаре» вообще достаточно четко проступает экологическая тематика созвучна идеям, прозвучавшим на конференции в Копенгагене по вопросам потепления климата.
В фильме, что очень неожиданно, показано геополитическое поражение и отступление американцев. Подчеркнем, не сами благородные цивилизаторы одумались, решили отступить восвояси и не лезть больше со своим протестантским мессианством во все уголки видимой ойкумены (как уже не первый год настойчиво предлагает американский консерватор ПэтБъюкинен), прикрывая освободительной риторикой хищные планы американских же ТНК. Нет, их достаточно агрессивно турнули с планеты местные жители, изрядно потрепав боевую технику и личный состав военизированных морпехов.
Кажется, что фильм приготовлен западному зрителю в качестве успокоительной пилюли и оправдания неминуемого вывода НАТОвских войск из Ирака, а впоследствии и из Афганистана. Остается лишь надеяться, что демократ Обама и впрямь станет «американским Горбачевым» и, одурманенный золотом нобелевской премии мира, действительно инициирует масштабное отступление по всем фронтам, что было бы вполне логично для США в условиях кризиса.
Совершенно очевидно, с другой стороны, что без посильной помощи всех «варваров и дикарей» мира дело с мертвой точки не двинется, и без внушительного и приводящего в чувство пинка Дядя Сэм от своих воинственных планов по всему миру не отступится.
Никита(12 января 2010, 17:31)
Тов. Коваленко, бред несете, похоже больше на неумелый троллинг
Изя_Кацман(12 января 2010, 10:47)
"....уже сейчас собрал по всему миру невероятную даже для Джеймса Кэмерона кассу в полтора миллиарда долларов, с лихвой обогнав третью часть «Властелина кольца» и вплотную приблизившись к абсолютному рекордсмену – слезной драме о затонувшем пароходе – «Титанику»."-автор!- открою страшный секрет- "Титаник" тоже снял Кэмерон...И вообще, иди учи матчасть-ибо все твои рассуждения и "типа логические выводы"-бред полный- ты не знаешь ни историю создания фильма, ни процесса сьемки-да и фильм, кажется, ты в глаза не видел (какой, к черту, черный рынокк???!) Все аналогии притянуты за уши. Автор-иди тренируй перо в "Экспресс-газете".
Михаил(12 января 2010, 03:06)
Этож надо было умудриться такую ахинею написать... Уважаемый Андрей Коваленко, завязывайте с наркотиками!
Александр(11 января 2010, 12:02)
какую же вы чушь, господин Андрей Коваленко, несете. Какая конференция в Копенгагене? Сценарий Аватара писался лет 15 назад, фильм снимался с 2006 года. Какая война в Ираке?? Какая аналогия с фильмом 300? Военная операция началась в 2003 году, комикс был нарисован в 1998 году, а фильм вышел в 2007. Вы вообще о чем вообще пишите?? Нечего писать, лучше не беритесь за перо, а то такая вот чушь выходит про "модный блокбастер"
Ronin(11 января 2010, 11:52)
Статья хорошая. Фильм надо бы посмотреть.. А вот про Горбачева - спорно. Надеяться-то можно, но я бы не стал обольщаться. И вроде из Афгана они не уходят, а наоборот, 30 тыс. дополнительно послали. Лично меня неоконы с их ковбойским нахрапом кажутся менее опасными, чем эти толерасты-либерасты, которые стоят за Обамой. ЦРУ, масоны и еще черт знает кто. Ничуть они не лучше техасских нефтяных воротил, только методы немного другие. Тоньше, ИМХО. Ниоткуда они не уйдут, так как это противоречит их геополитическим интересам. Просто выдвинули "политкорректного" типа президента на роль мальчика для битья, чтоб было потом кого за кризис пинать
Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org" Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".