28 июня, среда | evrazia.org |  Добавить в закладки |  Сделать стартовой
б.Украина | Интервью | Аналитика | Политика | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Америка мягко стелет, но в России спать на её кроватках жестковато Под мягким каблуком
Под каблуком"
Метод захвата медиапространства состоит в том, что определенная организация работает со всевозможными СМИ и при этом не дает показаться в информационном поле другим организациям Тихо и незаметно: способы ведения информационной войны
Если войны не видно, это не значит, что ее нет"
Информационные методы воздействия включают в себя использование информации и информационных технологий как основного средства воздействия на противника Стратегия ведения информационной войны
Промывка мозгов становится главным оружием"
Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама, последовательно и смело выступал против ваххабизма, изобличая его идеологию, практику Военные столкновения между ваххабитами и последователями суфизма
Российские власти прозевали ваххабизм"
Начавшийся в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации - республике практически не было глубоко подготовленных шариатских судей Шариатское правление в Чечне и его последствия
Кавказ не готов к обустройству исламского государства"
Практические деяния ваххабитов, во всяком случае, тех, кто маскировался под ними, сопряжены многочисленными преступлениями против личности Исламский радикализм как фактор общественной угрозы
Ваххабизм был привит Кавказу мондиалистами"
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю"
Запад - внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром Шестая колонна - главный экзистенциальный враг России
У России есть враг и пострашнее «пятой колонны»"
Америка сегодня падает. Это падающий гигант. Падение статуи Свободы будет внушительным. Однако сегодня падает и Россия. Ее падение не столь масштабно, но чувствительно Ставка в международной политике: кто рухнет первым
Государство как идеология не ограничено ничем"
В 2014 году указом Президента России утверждены Основы государственной культурной политики, чего до этого не было. Либералы-западники, державшие в своих руках практически все государственные и частные СМИ на протяжении 1990-х да и               2000-х г.г Евразийство Пахмутовой
Нежность нового евразийства"
Сегодня, 27 января 2017 года, в возрасте 62 лет ушел от нас великий мыслитель, русский философ, знаток права, член Союза писателей России, поэт и режиссер Владимир Игоревич Карпец. Выражаем соболезнования семье, близким и друзьям Владимира Игоревича. Владимир Карпец: Защитник идеи Русской Монархии, Русского Царства, Третьего Рима
Умер Владимир Карпец"
В середине ноября была затронута в СМИ скользкая тема, основанная на сюжете английского военкора, ставшего родным за время войны в Донбассе Грэма Филлипса о ростовских настроениях и взглядах обывателя по поводу происходящего противостояния жителей шахтерс Опасная «глухота»
Опасная «глухота»"
Неоевразийство — политическая философия, наследующая классическому евразийству и русской консервативной мысли. Классическое евразийство возникло в среде русской эмиграции, размышлявшей о причинах краха русской культуры и гибели государства. Неоевразийство Неоевразийство как ценностная система
И снова об идеях..."
Десять лет исполняется сегодня, 17 сентября 2016 года, со дня референдума о независимости и присоединении к России, который прошёл в Приднестровской молдавской республике (ПМР) в 2006 году. 97,2% граждан, принявших участие в голосовании, поддержали курс н Евразийский вектор Приднестровья
10 лет выбора ПМР"
В свое время один из основателей геополитики Карл Хаусхофер настаивал на необходимости популяризации этой науки, да еще так широко, чтобы о ней говорили на улице Противостояние будет вечным
История доказывает, что Европе верить нельзя"
Американских сторонников Трампа, разочаровавшихся в нем после ударов по Сирии и военных выпадов против Северной Кореи, на неделе порадовала новость о поддержке отечественного производителя. «Покупай американское, нанимай американцев», - так коротко назвал Трамп против "болота"
Доктрина Монро как шанс для мира"
Действовать жёстко, с кровью, не был готов никто из элит - советские элиты были очень миролюбивы, - кроме отмороженных либералов-русофобов Американский переворот в пользу Ельцина
Пора привлечь к ответу виновников октябрьской бойни"
Достаточно очевидно, что центральные СМИ транслируют преимущественно модернизационную культуру в целом, а также ценности современной политической культуры Дискретность информационного пространства Юга России
Политика СМИ не согласована с регионами"
В феврале прошёл столетний юбилей Февральской революции. Через несколько месяцев мы отметим столетие эпохального события не только российского, но и мирового уровня – Октября 1917 года. В последнее время тема революционного столетия регулярно поднимается «Оранжевый» Февраль и Красный Октябрь 1917-го
«Оранжевый» Февраль и Красный Октябрь"
Итоги переговоров по Сирии ещё раз подтвердили, что если где и может быть решено будущее Ближнего Востока, так это только в Астане. Именно этот формат, максимально удалённый от американского влияния, от уходящей администрации Обамы-Клинтон, от попыток исп Астана надежды нашей
Астана надежды нашей"
Под конец уходящего 2016 года неожиданно среди обсуждаемых в СМИ и экспертном сообществе тем оказалось создание «российской политической нации». Ранее этот вопрос поднимался на редко получавших широкое освещение круглых столах и конференциях, в том числе «Россиянство»: опасность простых решений
Россия – это сложно!"
Активист Русской Весны в Донбассе, помощник начальника штаба 4-го разведывательно-штурмового батальона (РШБ) ВС ДНР, старший лейтенант ВС ДНР Александр Матюшин (позывной «Варяг») в эксклюзивном интервью корреспонденту порталу «Евразия» рассказал о своем б «Варяг»: Любая провокация может привести к полномасштабной войне
Варяг: Донбасс и провокации"
Тульский областной суд 14 июня 2017 года отклонил апелляцию активистки Русской Весны в Донецке, бывшего проректора Донецкого национального университета (ДонНУ) Татьяны Мармазовой, которую обвиняют в нарушении миграционного законодательства. Теперь женщине Руслан Мармазов: Мы требуем соблюсти закон!
Спасти "маму" Русской весны!"
Джонс: Мир готов к переменам Джонс: Мир готов к переменам
После Обамы"
Ремень от РПК привычно натирает плечо, мы возвращаемся на обед со своих позиций в место постоянной дислокации, находящейся недалеко от наших позиций в дачном поселке. До войны это был прекрасный поселок, окруженный живописным степным пейзажем со множество Очерки окопной войны
Тайна война в Великой степи"
Попалась на глаза одна сопливая история на днях. Украинофильный портал bbcccnn.com.ua написал историю про боевика "АТО", онкобольного, молодого, отвергнутого семьей и друзьями, в общем, самого разнесчастного кровопийцу Владимира Бабия. Родом это туловище Отработанные "патроны" Порошенко или куда деваются "киборги"
Судьба "киборга""
Согласно всем социологическим опросам, проведённым на Украине, Юлия Тимошенко уверенно лидирует среди потенциальных кандидатов в президенты Украины. Вместе с тем, всё чаще поднимается вопрос о проведении там досрочных выборов президента. С одной стороны, Украинский Трамп или конец Украины?
Украина: продлить агонию"
На протяжении последних месяцев вокруг зданий бывшего старообрядческого Свято-Успенского мужского монастыря на Черемшане разворачивались весьма драматические события. Несмотря на многочисленные просьбы староверов вернуть монастырские здания Церкви, Минист «Язык вражды» в столетие трагедии 1917 года?
Забыть «язык вражды»"
Черные клобуки пришли на Русскую землю и, на деле доказав ей свою преданность, были приняты как равные. Потомки их, помня добро, когда-то оказанное им славянами, неуклонно следовали традиции, заложенной предками Воины с Поросья: верой и правдой Русскому миру
Вся история России сделана казаками"
Современным политическим «лисам» не обязательно иметь живого прибалтийского тигра, достаточно использовать его шкуру в целях своих информационных манипуляций Удобная шкура мертвого тигра
Запад отделывается от проблем Прибалтики"
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

История одного разгрома
К середине 2000-х государство и контролируемые им корпорации полностью доминировали в сфере «субпропаганды», отстранив от рычагов управления масс-медиа представителей спекулятивного компрадорского капитала 25 июня 2015, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Хотя сегодня большинство из представителей журналистского сообщества вынуждены считаться с превалирующей идеологией государственничества, степень их искренности остается под вопросом

Пропаганда и «субпропаганда»

СМИ являются не только социокультурным явлением или атрибутом «современного демократического общества», в известном смысле их можно рассматривать как прикладной инструмент, используемый определенными силами для достижения конкретных целей. Политические - но и не только - масс-медиа следует рассматривать как пропаганду. Теоретик информационного антиглобализма Конрад Беккер в своей работе «Словарь тактической реальности: культурная интеллигенция и информационный контроль» подразделяет пропаганду на два подтипа: командную пропаганду, направленную на конкретную и непосредственную реакцию («Покупай… Делай… Голосуй… Присоединяйся… Сражайся…»), и субпропаганду, или условную пропаганду, направленную на формирование общественного мнения, взглядов и представлений - в долгосрочной перспективе и на прочной и широкой основе.

Вещание западных радиостанций на СССР было начато сразу же после окончания Второй мировой войны: BBC вещает с 26 марта 1946 года, «Голос Америки» - с 1947 года, «Радио Свобода» - с 1 марта 1953 года.

Если обратиться к ситуации в информационном поле на момент возникновения позднесоветской «перестроечной прессы» (1986-1988), то можно увидеть столкновение двух типов пропаганды - командной советской, представленной официозом («Правда», «Известия», ЦТ, Всесоюзное радио и т. д.) и субпропаганды, направляемой геополитическим противником. Пользуясь терминологией Ги Дебора, неповоротливая агитационная машина общества концентрированного зрелища не выдержала конкуренции с технологиями общества распыленного зрелища.

Генезис постсоветских СМИ

Точкой отсчета формирования современных российских масс-медиа со всей очевидностью можно назвать конец 80-х годов. Знаковые события того периода: в декабре 1985 года Фил Донахью и сотрудник советского Иновещания Владимир Познер проводят первый советско-американский телемост в прямом эфире ЦТ; 29 ноября 1988 года на территории СССР полностью прекращено глушение зарубежных радиостанций; в июне 1990 года Съездом народных депутатов СССР принят закон «О печати и средствах массовой информации», отменивший цензуру в Советском Союзе.

А предыстория такова. Вещание западных радиостанций на СССР было начато сразу же после окончания Второй мировой войны: BBC вещает с 26 марта 1946 года, «Голос Америки» - с 1947 года, «Радио Свобода» («Освобождение от большевизма», «Освобождение») - с 1 марта 1953 года. Две последние радиостанции официально финансируются Конгрессом США, «Радио Свобода» до 1971 года финансировалась ЦРУ через Управление международного радиовещания США. Советская пропаганда неоднократно указывала на связь данных СМИ и разведслужб Запада (ЦРУ, «Интеллидженс сервис», другие разведки НАТО). Так, можно вспомнить бестселлер 1983 года - книгу Николая Яковлева «ЦРУ против СССР», где приводятся свидетельства сотрудника КГБ СССР Юрия Марина, работавшего под прикрытием в мюнхенском центре «Радио Свобода» и предоставившего документальные свидетельства связи радиостанции с американской разведкой. Аналогичные разведданные в отношении радио «Свободная Европа» были собраны спецслужбами Польши, Чехословакии и Болгарии.

Вместе с тем, следует отметить, что в условиях примитивной, но эффективной системы «глушилок» непосредственный доступ к западным СМИ имели не столько диссиденты, сколько либеральное крыло советского истеблишмента (завотделом пропаганды ЦК КПСС Александр Яковлев, директор Института системных исследований Джермен Гвишиани и т. д.). Этот центр влияния, сложившийся в конце 60-х - начале 70-х годов лоббировал курс СССР на «разрядку» и последующую «конвергенцию двух систем» (идея, озвученная академиком Андреем Сахаровым).

Несколько примечательных фактов из биографии Яковлева: в 1958-1959 годах стажировался в Колумбийском университете (США), в 1973-83, после атаки на «русскую партию» в ЦК, «сослан» послом в Канаду, в 1985-м, в бытность главой ИМЭМО АН СССР, направил в ЦК записку о целесообразности создания в СССР предприятий с участием иностранного капитала. По прямому указанию Яковлева были назначены редакторы ведущих «перестроечных» изданий - газет «Московские новости», «Советская культура», «Известия», журналов «Огонек», «Знамя», «Новый мир». В октябре 1987 года «архитектор перестройки» санкционировал выход телепрограммы «Взгляд» в рамках Молодежной редакции ЦТ.

Вспомним феномен «Взгляда» (и других продуктов телекомпании «ВиД»). Эта программа не только стала стартом карьеры ведущих журналистов начала 90-х (Влад Листьев, Иван Демидов, Владимир Мукусев, Александр Любимов, Александр Политковский), но и выступила в качестве рупора радикально-демократических сил, которые возглавил опальный член Политбюро Борис Ельцин. Так, 17 мая 1991 года «Взгляд» вел передачу из Риги, где шло подавление сепаратистских волнений, 23 августа 1991 года вышел спецвыпуск «Взгляда», освещавший события путча с точки зрения «победившей демократии», а 25 августа Михаил Горбачев передал в эфир программы кассету с обращением к советскому народу, сделанным на даче в Форосе.

Говоря о данном периоде (1989-1991), можно отметить три основных момента. Во-первых, «гласность» и резкая политизация общества вызвали всплеск интереса к СМИ, подкрепленный сложившимся в советскую эпоху доверием к печатному слову. По данным на 1989 год, тираж «Аргументов и фактов» составлял 30 млн. экземпляров, «Труда» - 20 млн., партийной «Правды» - 10 млн.

Во-вторых, перестроечные и постперестроечные масс-медиа опирались на либерально-реформаторские настроения в обществе (во многом инспирированные самими СМИ). В-третьих, определился основной идеологический и эстетический ориентир новой журналистики. К примеру, созданная в 1990 году информационная радиостанция «Эхо Москвы» ориентировалась на формат «Свободы» и «Голоса Америки», рулевой «Музобоза» Иван Демидов, по собственном признанию, брал пример с музыкального обозревателя русской службы BBC, кавалера ордена Британской империи Всеволод «Севы» Новгородцева, а самое рейтинговое шоу начала 90-х «Поле Чудес» было первой в отечественном шоу-бизнесе калькой с Запада (американское шоу Wheel of Fortune).

После распада СССР и запрета деятельности КПСС, в 1991-1993 годах, доминирование либерального дискурса еще более усиливается. В сфере печатных СМИ тон задают «Независимая газета», «Московский комсомолец» и тогда еще не бульварная «Комсомольская правда». Возрастающее противостояние президента Ельцина и Верховного совета допускает некоторый плюрализм мнений, однако большинство газет и ГТРК «Останкино» склоняются в пользу радикальных реформаторов из команды Егора Гайдара. Главный редактор «Правды» Геннадий Селезнев продает газету греческим бизнесменам, «красно-коричневая оппозиция» группируется вокруг газеты «День», имеющей репутацию коммуно-фашистского издания. С обострением политического кризиса, 23 сентября 1993 года премьер-министр Виктор Черномырдин издал постановление, передающее в ведение правительства издания, телепрограммы, и издательства, учредителем которых был Верховный Совет (в том числе, был приостановлен выпуск «Российской газеты»). Некоторые газеты выходили с белыми пятнами или рекламными объявлениями на месте материалов, снятых цензурой. Сразу же после начала открытого противостояния на ЦТ были закрыты несколько передач, начиная с «Парламентского часа» и заканчивая передачей «Времечко», авторской программой Владимира Политковского «Политбюро» и ток-шоу Александра Любимова «Красный квадрат», в которых высказывались критические замечания в адрес Ельцина. Исключение составила лишь выходящая на Петербургском телеканале передача Александра Невзорова «600 секунд». Сразу после окончания штурма Белого Дома программа Невзорова была закрыта, отдельным распоряжением запрещен выпуск газет «День», «Правда» и «Советская Россия» (запрет снят после принятия новой конституции и выборов в первую Думу).

Акматическая фаза олигархической журналистики (1993-1998)

После устранения «красно-коричневой угрозы» и переведения конкурирующих сил - коммунистов и националистов - в формат парламентской оппозиции начинается классическая история постсоветских либеральных масс-медиа. Появляются новые издания, активно развивается телевидение. Рынок печатных и электронных СМИ перераспределяется между представителями крупного капитала. Возникают масс-медийные олигархические группы.

В 1993 году холдинг «АО группа «МОСТ» Владимира Гусинского, банк «Столичный» и банк «Национальный кредит» учреждают телеканал НТВ. К началу 1997 года в контролируемую Гусинском группу «Медиа-Мост» входят: собственно НТВ, НТВ+, радиостанция «Эхо Москвы», газеты «Сегодня» и «Семь дней», журнал «Итоги».

Председатель Всероссийского еврейского конгресса Гусинский становится первым медиа-магнатом постсоветской России и устанавливает новый стандарт оплаты журналистского труда: сотрудники его изданий получают от 1 тыс. долларов, в то время как средняя зарплата работника СМИ не превышает 100 долларов.

Медиа-империя ныне покойного Бориса Березовского появляется несколько позднее.

В 1995 году на базе канала «Останкино» создается ОРТ - Общественное российское телевидение. 1 мая 1995 года при загадочных обстоятельствах погибает первый гендиректор канала Листьев. Владельцем контрольного пакета акций и членом совета директоров ОРТ становится хозяин холдинга «ЛогоВАЗ» и «Автомобильного всероссийского альянса» Березовский. Тогда же олигарх входит в число акционеров «Московской независимой вещательной корпорации» (ТВ-6). В 1999 году исполнительный секретарь СНГ Березовский берет под контроль 75% акций этого канала.

Тогда же медиа-магнат и его компаньон Бадри Патаркацишвили, отошедший в мир иной раньше него на пять лет, выкупают издательский дом «Коммерсантъ». К этому моменту в распоряжении Березовского уже находилась «Независимая газета».

Автономность олигархических СМИ наиболее ярко проявилась во время первой чеченской кампании (1994-1996). Программа «Время», выходящая на принадлежащем «проельцинскому олигарху» Березовскому ОРТ, и официоз наподобие «Российской газеты» и «Красной звезды», не смогли противопоставить свою информационную кампанию медиа-атаке со стороны популярного НТВ, принадлежавшего «олигарху-оппозиционеру» Гусинскому. В сентябре 1999 года Березовский, находившийся в острой фазе противостояния с Гусинским, сообщил, что во времена первой кампании хозяин «Медиа-моста» якобы сказал ему: «Наша позиция по Чечне была далеко не бескорыстна». Гусинский, по словам его соперника, сам построил такие отношения с чеченцами в информационной войне России против Чечни, Чечни против России.

«Первая чеченская кампания проходила в условиях поразительной открытости - непосредственно под камерами российских и международных СМИ. В результате власти, которые по существу не имели в сфере информации четко сформулированной политики, потерпели сокрушительное информационное поражение. Это поражение, в свою очередь, привело к жесточайшему кризису доверия к государству, правительству, армии», - с удовлетворением отмечал член научного совета Фонда Карнеги Алексей Малашенко в докладе, подготовленном для этой НКО. Кроме «гусинских» НТВ и «Эха Москвы» прочеченскую позицию заняла формально независимая «Новая газета» и некоторые журналисты относительно автономного «Московского комсомольца». Это свидетельствует о наличии солидарной идеологической позиции у всех либеральных СМИ, - вне зависимости от того, в чьей собственности они на тот момент находились. Кроме того, надо учитывать и объективную заинтересованность внешних сил - в первую очередь, Соединенных Штатов и их союзников, - и в дестабилизации Северного Кавказа, и политическом хаосе в России.

Впрочем, иногда интересы владельцев СМИ и государства объективно совпадали.

Во время выборов 1996 года опасность, угрожающая status quo, заставила олигархов (и в том числе, медиа-олигархов), временно забыть о разногласиях и заключить «водяное перемирие» ради переизбрания Бориса Ельцина. Совокупный финансовый и информационный потенциал «Семибанкирщины» (Березовский, Ходорковский, Гусинский, Фридман, Смоленский, Потанин, Виноградов) позволил провести беспрецедентную медиа-кампанию. В историю новейшей журналистики и PR вошли: беспрецедентный рост рейтинга Ельцина с 5 до 35 процентов, бесплатная газета «Не дай Бог!» (издававшаяся 20-миллионным тиражом) и синхронные слоганы «Купи еды в последний раз!» и «Голосуй сердцем!».

Именно благодаря усилиям «березового» ОРТ совпавшая с выборами капитуляция федеральных сил в Хасавюрте воспринималась как приемлемый для России мир, а подписание полпредом президента в Чечне Александром Лебедем договора с Асланом Масхадовым было представлено как триумф дипломатии.

Первым же итогом выборов, как известно, стало устранение из окружения Ельцина конкурентов «группы Березовского» - тогдашних силовиков (Грачева, Сосковца, Коржакова и Барсукова). Одной из причин стал скандал вокруг «коробки из-под ксерокса» - речь, напомним, шла о задержании координатора медиа-кампании «Голосуй или проиграешь», бизнесмена-рекламиста Сергея Лисовского с $500 млн. наличными. В октябре 1996 года Гусинский вошел в Совет по вопросам банковской деятельности при правительстве Черномырдина. Березовский занимает пост заместителя секретаря Совета безопасности РФ (секретарем Совбеза, напомним, был назначен Лебедь).

Фаза надлома (1998-2003). Уничтожение медиа-олигархии и «дело Ходорковского»

По замыслу Ходорковского, медиа-активы должны были использоваться для транслирования «праволиберальных идей» - с теми же целями осуществлялась скупка либеральных и даже левых политических деятелей.

Дефолт августа 1998 года практически не сказался на эффективности олигархических медиа-ресурсов. Однако экономический кризис ознаменовал собой начало кризиса власти. Политический расклад времен второго ельцинского четырехлетия предполагал: больного и фактически недееспособного президента может сменить либо человек «семьи» (поддержанный Чубайсом, Абрамовичем, Березовским и контролируемыми последним СМИ - ОРТ, ИД «Коммерсантъ» и т .д.), либо ставленник группы Юрия Лужкова и региональных баронов (поддержанный Гусинским и его медиа-ресурсами - НТВ, холдинг «Медиа-Мост» и т. д.).

Назначение в сентябре 1998 года Евгения Примакова премьер-министром вопреки желанию «семьи» и создание год спустя партии губернаторской фронды «Отечество - Вся Россия» знаменовали собой объявление меж-олигархической войны. Основной ударной силой противостояния стало телевидение, символом борьбы стали выходившая на НТВ программа «Итоги» Евгения Киселева и авторская программа «телекиллера» Сергея Доренко на ОРТ. Результат общеизвестен: поражение ОВР на думских выборах, триумф блока «Единство» (впоследствии Березовский утверждал, что он принимал непосредственное участие в создании прототипа «Единой России»), выведение Примакова из политики и низведение Лужкова до уровня «всего лишь» одного из региональных лидеров. Также общеизвестна дальнейшая судьба обоих участников схватки. Владимир Путин с первого же года своего президентства продемонстрировал качества, ставшие отличительными чертами его дальнейшего курса. С 2000 года государство начинает серию последовательных атак на олигархические структуры, имеющие целью демонтаж прежней политической системы - и в том числе, сложившейся с конца 80-х медиа-среды.

Первой жертвой стал «оппозиционер» Гусинский - в мае 2000 года в офисе «Моста» проходит обыск, а в июне 2000 года хозяин НТВ задержан Генпрокуратурой по подозрению в мошенничестве, связанном с активами холдинга «Медиа-мост». После подписания закрытого соглашения с Минпечати о продаже медиа-активов «Газпрому», олигарха фактически выдворяют из страны - Генпрокуратура отпустила его под подписку о невыезде, и вскоре «потеряла». 14 апреля 2001 года госкомпания «Газпром» смещает с поста директора телекомпании Киселева, что знаменует собой конец «уникального журналистского коллектива», обслуживавшего пропагандистские интересы Гусинского.

1 ноября 2000 года было заявлено о намерении прокуратуры предъявить Березовскому обвинение в хищении государственных средств в рамках дела «Аэрофлота». Олигарх, который в тот момент находился за границей, принял решение не возвращаться в Россию. Перешедший в жесткую оппозицию, он пытался, вопреки очевидному изменению характера государственной политики, действовать прежними методами. В мае 2001 года генеральным директором ТВ-6 был избран Киселев, вместе с которым на «подберезовый» канал переходят сотрудники «гусиного» НТВ: Михаил Осокин, Владимир Кара-Мурза, Светлана Сорокина, Виктор Шендерович и др. Менее чем через год, 11 января 2002 года президиум Высшего арбитражного суда РФ удовлетворил иск компании «Лукойл» о признании телекомпании банкротом, и вынес решение о ее ликвидации (22 января вещание ТВ-6 было прекращено). Проект был реанимирован 1 июня 2002 года под новым названием и с новыми хозяевами - телеканалом ТВС на паритетных началах владели лояльные Путину олигархи Анатолий Чубайс, Олег Дерипаска, Роман Абрамович, Александр Мамут. Однако существование ресурса, контролируемого крупным и неподотчетным государству капиталом, по всей видимости, не вписывалось в новый политический курс, и 22 июня 2003 года вещание ТВС было отключено от эфира приказом Министерства печати.

Одним из последних попытку оказать влияние на общественное сознание посредством СМИ предпринял Ходорковский. В июле 2003 года появились сообщения о том, что контролируемая ЮКОСом «Сибнефть» готова приобрести «остатки демократической прессы» - холдинг «Совершенно секретно», «Новую газету», а также ИД «Коммерсантъ», остававшийся тогда под контролем Березовского и Патаркацишвили. По замыслу Ходорковского, медиа-активы должны были использоваться для транслирования «праволиберальных идей» (с теми же целями осуществлялась скупка либеральных и даже левых политических деятелей). В новых условиях такие попытки лобовых атак на государство закономерно потерпели фиаско - МБХ могло бы насторожить то, что весной 2003 года 35% акций голландской издательской компании Independent Media достались не «Менатепу», а «Интерросу», владелец которого - Владимир Потанин - не претендовал на вмешательство в политические процессы. Дальнейшее известно: 25 октября 2003 Ходорковский был арестован в новосибирском аэропорту «Толмачево» по обвинению в хищениях и неуплате налогов, а 31 октября того же года генпрокуратура РФ арестовала акции «ЮКОСа».

Переход ИД «Коммерсантъ» и диссидентского «Эха Москвы» под контроль «Газпрома» можно считать концом эры «независимой» (читай: частнособственнической) журналистики в России. То же можно сказать и о финале деятельности созданной под эгидой империи Ходорковского организации «Интерньюс» (функцией которой была подготовка лояльных кадров для либеральных олигархических СМИ) - в январе 2007 года главу фонда Манану Асламазян задержали в аэропорту Шереметьево по подозрению в контрабанде валюты.

Итог

К середине 2000-х государство и контролируемые им корпорации полностью доминировали в сфере «субпропаганды», отстранив от рычагов управления масс-медиа представителей спекулятивного компрадорского капитала. СМИ, упорствующие в своей приверженности ценностям 90-х годов («Новая газета», «Эхо Москвы» и т. п.), были вытеснены в оппозиционную нишу. Такая картина в большей или меньшей степени сохраняется и по сей день, с той лишь разницей, что государство требует от СМИ поддержку проводимого курса более суровыми методами, навлекая на себя обвинения либералов и правозащитников в установлении цензуры. Безусловно, либеральные воззрения остаются доминирующими в журналистском сообществе, однако на данный момент можно констатировать, что большинство из его представителей вынуждены считаться с превалирующей идеологией государственничества и «гражданского национализма». Вопрос лишь в том, насколько искренне медиа-сообщество в своей поддержке инициатив власти.


Михаил Мошкин  
Комментарии:
Оставить комментарий
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Валерий Коровин. Имперский разговор Александр Дугин. Русская война Валерий Коровин. Россия на пути к Империи Валерий Коровин. Накануне Империи Валерий Коровин. Накануне Империи Александр Дугин. Новая формула Путина Валерий Коровин. Конец проекта "Украина" Александр Дугин. Украина. Моя война Валерий Коровин третья мировая сетевая война Информационное агентство Новороссия А. Дугин. Четвёртый путь А. Дугин. Ноомахия. Войны ума Валерий Коровин. Удар по России Неистовый гуманизм барона Унгерна А. Дугин. Теория многополярного мира МИА Новороссия
Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".