В складывающейся на Северном Кавказе ситуации этнонационализм малых народов может быть использован как «меньшее зло» против исламского радикализма
Этнонационализм – это политический идеология, суть которой состоит в принципе совпадения этнонациональных и государственно-политических единиц. При этом следует заметить, что этнонационалистический терроризм имеет истоки в этнонационализме, но не является его логическим следствием. Вместе с тем есть смысл задаться вопросом, что в этнонационалистической идеологии позволяет использовать себя в качестве идеологического оправдания террора?
Этно-националистический «миф в действии» позволяет, искусно манипулируя «образом врага», выключить фактор индивидуальной ответственности и, таким образом, подготовить совершение коллективных преступлений.
С чисто доктринальной точки зрения этнонационализм отрицает приоритет общечеловеческих ценностей и считает свою этнонацию высшей ценностью. Это не означает, что любой этнонационализм политически агрессивен. В благополучных социально-экономических условиях он может даже приобретать либеральные оттенки. Однако, во-первых, для постсоветских реалий такого рода национализм не типичен. Во-вторых, само выражение «либеральный национализм» абсурдно.
Подобно другим идеологиям, содержащим в себе идею «борьбы», этнонационалистическая идеология обязательно включает в себя идею борьбы этносов, политизированных до наций. Формально это облегчает стилизацию этнонационализма до идеологии террора. Этнонационализм как политическая идеология апеллирует не столько к рассудочным моментам («догматам веры», «философским принципам»), сколько к иррационально-эстетическому опыту представителей данного этноса, к его символам, переживаниям и т. п.
Этнонационализм обладает большим мобилизационным потенциалом: вокруг его символов можно относительно быстро собрать массу людей и дать ей определенный политический импульс.
Этно-националистический «миф в действии» позволяет, искусно манипулируя «образом врага», выключить фактор индивидуальной ответственности, заразить массу агрессивными лозунгами и, таким образом, подготовить совершение коллективных преступлений в рамках масштабных актов террора.
Привлечение национализма в качестве мощной детерминанты разжигания социально-политического конфликта позволяет резко увеличить его масштабы и географию, выводя его даже за рамки одного государства путем вовлечения в различных формах зарубежные национальные диаспоры. Это, в частности, значительно облегчает потом этнонационалистам финансирование террористических актов.
Под этнонационалистическим терроризмом здесь имеется в виду «террор снизу», т. е. насилие, которое исходит от политических субъектов, борющихся с официальной властью и использующих в рамках этой борьбы террористические акты. При этом надо четко отличать эти терракты от партизанской борьбы как части военных операций. Этнонационалистический терроризм не столько преследует цель материально ослабить своего противника, сколько достичь максимальный пропагандистско-психологический эффект: запугать власти и гражданское население, внушить им определенные идеи.
Спецификой именно этнонационалистического терроризма является то, что он использует терракты для внушения мысли, будто речь идет не о сепаратизме (вооруженной сецессии), но о «национально-освободительном движении угнетенного народа» как следствии роста его «национального самосознания». То «послание», которое призван внушить этнонационалистический террор, звучит примерно так: наша борьба безусловна, она будет длиться до тех пор, пока мы не получим полную независимость. Реально-политически эта «полная независимость» может, однако, получить очень широкое толкование в устах террористов, выступающих первоначально под лозунгами независимости своего народа (этноса), – вплоть до мессиански-агрессивного стремления основать суперэтнические государственные образования.
И здесь весьма часто оказывается, что этнонационалистический терроризм не ограничивается чисто националистической риторикой. Скорее, он есть политический продукт этноконфессиональных синкретизмов. История религии свидетельствует, что не этнонациональные отношения приспосабливаются к религиозной системе, но, напротив, последняя приспосабливалась к ним. Типичными примерами такого рода синкретизмов являются пантюркизм или панарабизм, т. е. идеологии, в которых этнонационализм получает мощную подпитку религиозным мессианством. На Северном Кавказе политически наиболее активным «этноконфессиональным мутантом» является радикальный национализм, сопряженный с ваххабистскими идеями (чеченские и дагестанские ваххабиты).
Главной угрозой стабильности на Северном Кавказе выступает исламский экстремизм, стремящийся нелегитимными средствами объединить народы Кавказа под знаменем «истинного ислама» и вывести их из состава Российской Федерации.
Указанная синкретичность этнонационалистических идеологий, представленных ныне на Юге России, представляет собой нечто весьма противоречивое: с одной стороны, эти идеологии привлекают идею «чистого ислама» (ваххабизм), экспортируемую арабскими эмиссарами. Однако, с другой стороны, в результате этого идеологического экспорта образуется своеобразный феномен «северокавказского ваххабизма», специфика которого как раз состоит в переплетении этнонационалистических и фундаменталистских идей.
Собственно фундаменталистские идеи, предполагающие приоритет исламской мировой «общины» (или «нации», как иногда более двусмысленно передают термин «умма»), становятся инструментом националистических стратегий или разменной монетой в борьбе разного рода кланов за контроль над секторами регионального бизнеса. Здесь происходит принципиальная подмена понятий: когда радикальные исламисты говорят об «исламской умме», то в «умме» они хотели бы видеть боевую политическую общность, нацию. Но исторически и реально-политически «умма» – это не фактическая нация, т. е. не реальная политическая общность, а формально-религиозная общность, которая только в идеологическом воображении выступает как изначально единая политическая сила. Фактически «исламская нация» является еще более фантастическим по своему смыслу понятием, чем, к примеру, «арабская» или «европейская» нация.
Фактически народы Северного Кавказа существенно отличны друг от друга в плане соотношения исламистских и националистических составляющих их этнического сознания. И здесь открывается достаточно большое игровое пространство для федеральных властей. Они должны учиться успешно играть не только на военном поле, но и на идеологическом. Последнее вовсе не исчерпывается «грамотной информационной политикой», нужны еще правильные идеологические стратегии.
Известно, что исламский радикализм агрессивен по отношению к традиционному исламу, если тот не противостоит секуляризации и либерализму. Эту агрессивность необходимо использовать против самого же исламского фундаментализма, представляя его как агрессию против самобытных культур малых этносов. Правда, тот же традиционный ислам, как он представлен на Северном Кавказе, в разной степени секуляризирован и отнюдь не всегда лоялен по отношению к федеральной власти. Да и националистические организации, в идеологии которых ислам играет подчиненную роль, легко могут перейти на сепаратистские и экстремистские позиции в условиях перманентного социально-экономического кризиса. И все же эти силы – возможные союзники в борьбе против радикального ислама, выступающего идеологическим прикрытием террора.
Главной угрозой социально-политической стабильности на Северном Кавказе выступает исламский экстремизм, стремящийся нелегитимными средствами объединить народы Кавказа под знаменем «истинного ислама» и вывести их из состава Российской Федерации. В этой ситуации этнонационализм малых народов может быть использован как «меньшее зло» против исламского радикализма, идеология которого простирается за рамки отдельного этноса и носит ярко выраженный мессианский характер.
В реально складывающейся этнополитической ситуации на Северном Кавказе местные власти должны действовать по принципу «вначале чеченец (карачаевец, ингуш и т. д.) – потом мусульманин», а не прямо под лозунгом «вначале россиянин – потом мусульманин», так как последняя формула многими отторгается, поскольку российской национальной идентичности, как таковой, еще не существует.
В этом случае федеральные власти должны осторожно поддерживать национализм малых народов, как противовес более агрессивной идеологии «ваххабизма». В отношении этнонационализма для федеральных властей разумнее всего было бы отказаться от принципа «кто не с нами – тот против нас», предпочитая ему лозунг «кто не против нас – тот с нами».
ант(24 февраля 2012, 12:49)
Какая разница с какого конца поджигать фитиль(национализм или исламизм) рванет в любом случае.Допускать эти крайности ненужно если возможно . Национализм это реакция малой нации на шовинизмом большой.Это у нас уже есть.А исламизм это уже ответ на социальное неравенство и беспредел на местах.
vladimir(16 февраля 2012, 22:12)
Восстановить эту связь это не значит вернуться «назад в пещеры». Связь с природой – это именно связь, подобие альтруистическому закону природы. Сегодня многие астрофизики, биологи, социологи – ученые, которые занимаются общими проблемами человечества, говорят, что природа обладает разумом, и комфортное состояние любой части природы, особенно человека, зависит от того, насколько он уравновешивает себя с природой, с этим законом.
Эта связь раскроется, когда люди почувствуют себя абсолютно зависимыми друг от друга. Человек поймет, что находится в окружении семи миллиардов ненавистников, врагов, которые только одной плохой мыслью могут его уничтожить.
Сегодня это от нас еще скрыто, но постепенно эти связи будут проявляться, и открывающаяся ужасная картина заставит нас измениться, потому что другого выхода нет.
Изучение законов природы – это спасение себя и мира.
Спасение себя в том, что человек «выйдет» из своего эгоизма и будет взаимодействовать со всеми остальными людьми, как альтруистическая, интегральная часть. Ведь все семь миллиардов человек являются общей энергетической или духовной системой, все части которой жестко связанны друг с другом.
В мере несоответствия своей роли в обществе человек вызывает на себя корректирующие силы: страдания, катаклизмы, экологические катастрофы.
Зачем же нам подвергаться их воздействию? Эгоизм растет в каждом из нас, и чтобы выжить нам важно начать его корректировать в соответствии с законами природы. Восстановление связи между людьми не на основе фашизма, а на основе альтруизма – задача современного человечества и единственная возможность выжить.
vladimir(16 февраля 2012, 22:08)
В древнем Вавилоне, откуда вышла современная цивилизация, люди жили как братья. Первая вспышка эгоизма, а затем его дальнейший рост привели к разобщению людей: делению на народы и классы.
Как только эгоизм достигает соответствующего уровня, тут же подсознательно в людях возникает тяга к фашизму так же, как она автоматически возникала к капитализму или к феодализму.
Национализм – единственная защита людей от самоуничтожения или уничтожения друг друга. Те же самые ребята, которые объединяются, якобы, для того чтобы бороться с кем-то, в противном случае начали бы убивать друг друга. Это подсознательное стремление: если мы будем вместе, то останемся живы.
В начале 21-го века коллективный эгоизм принимает формы национализма и нацизма.
Коллективный эгоизм – это и есть нацизм. Люди понимают, что индивидуальный эгоизм уничтожает общество, а коллективный эгоизм – защита от внутреннего и внешнего врага – напротив сплачивает людей.
Фашизм соответствует той разобщенности и взаимной ненависти, которая возникает между людьми. Но при этом он противопоставляет какую-то особую группу людей или даже целый народ остальному миру. Это подобно тому, как одна раковая клетка, разрастаясь, поражает целый орган.
Сегодня человек как бы приподнимается над нашим миром, его эгоизм уже невозможно наполнить. Людям неинтересны ни они сами, ни семья, ни страна, ни человечество. То есть эгоизм становится вселенским, устремленным, пока еще неосознанно, в духовное. И поэтому он поражает абсолютно все слои общества.
Человечество перешло в стадию глобализации, когда исчезли расстояния, когда оказалось, что все люди живут рядом. Это произошло так быстро, что люди еще не выработали новую религию или иные методы взаимного уважения и приемлемых способов жизни друг с другом.
Этот процесс происходит в соответствии с развитием нашего эгоизма и показывает, насколько мы не соответствуем существующей картине природы и насколько мы нуждаемся в связи с природой.
Восстановить эту с
vladimir(16 февраля 2012, 22:03)
Казалось бы, нацизм ушел в прошлое вместе с ужасами Второй мировой войны, но почему в нашей стране то тут, то там вылезают ростки этой заразы? Почему это происходит именно сейчас? Почему национализм находит благодатную почву именно в нашем многонациональном государстве?
В трудах социологов, философов можно встретить шокирующие прогнозы – следующей общественной формацией во многих государствах может стать фашизм.
Для того чтобы понять причину происходящего нужно обратиться к сущности человека.
Человечество развивалось от рабовладельческого строя к капиталистическому и социалистическому. Движущая сила истории, которая создает и меняет общественные формации, – это человеческий эгоизм. Общественное и политическое устройство страны зависит от уровня эгоизма, который в данный момент проявляется в обществе. И современный общественный кризис свидетельствует о новом скачке роста эгоизма, который закономерно должен привести к новой формации.
Проявление национализма и нацизма в современном мире естественны.
Фашизм (происходит от итальянского «фашио» (fascio) – «единство», «пучок») вполне может стать этим общественным строем, так как в чем-то компенсирует тот эгоизм, который сегодня возрастает в человечестве.
Гитлер пришел к власти при поддержке народа. Германия была научным и культурным центром мира – наука, искусство, литература, философия. И поэтому естественно, что именно там проявилась потребность в создании фашистского, объединяющего внутреннего строя в гораздо большей степени, чем в остальных странах.
То же может произойти и сейчас во всех странах, включая Европу и Америку, если люди не будут знать, к чему может привести обновленный фашизм. А приведет он к уничтожению большей части человечества.
Проявления эгоизма в разных странах развиты в разной степени, так как зависят от уровня развития государства.
В древнем Вавилоне, откуда вышла современная цивилизация, люди жили как братья. Первая вспышка эгоизма, а затем его дальнейший рост пр
Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org" Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".